на главную страницу

10 Июня 2010 года

Страна и мир

Четверг

НАПЕРЕКОР СТРАСТЯМ

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



Сбить накал страстей, всесторонне во всем разобраться и не допустить вспышки нового пожара на Ближнем Востоке – такова одна из самых злободневных задач мировой политики. Об этом заявил Владимир Путин, выступая в Стамбуле на саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

     В силу известных событий и обстоятельств наиболее остро на стамбульском форуме прозвучали две темы: ситуация вокруг инцидента с гуманитарным караваном для сектора Газа и «иранский вопрос» в канун голосования в Совете Безопасности ООН по подготовленному проекту новой резолюции.
     И та и другая выходят за рамки региональной повестки дня и даже дополняют друг друга в силу переплетения интересов и устремлений конфликтующих сторон. Борьба за первенство в регионе, принявшая характер нездорового соперничества политических амбиций, грозит обернуться крупными силовыми разборками и большой кровью.
     Выступая на заседании СВМДА и обращая внимание коллег в первую очередь на эту опасность, премьер-министр РФ Владимир Путин назвал первостепенной задачей тщательное расследование обстоятельств провокационных разборок, произошедших в нейтральных водах и поднявших новую волну напряженности на Ближнем Востоке. Россия, по его словам, выступает за скорейшее прекращение блокады Газы, а также за реальные шаги по облегчению гуманитарной обстановки на палестинских территориях. «Мы понимаем чувства руководства Турции, выражаем соболезнование в связи с жертвами и соответствующую позицию будем занимать в Совете Безопасности ООН», – заявил премьер.
     Путин выступал после иранского лидера, что не могло не сказаться на содержании его речи. Касаясь иранской ядерной программы, он призвал решить эту проблему «путем конструктивных переговоров с подключением всех заинтересованных сторон и соблюдением интересов каждого из участников». Премьер призвал Махмуда Ахмадинежада активнее сотрудничать с мировым сообществом, чтобы снять озабоченности относительно иранской ядерной программы. «Если будут учтены интересы друг друга, в будущее можно будет смотреть с оптимизмом», – сказал Путин.
     При этом он выразил уверенность, что резолюция Совбеза ООН не закроет путь к мирной ядерной программе Ирана. «Мы придерживаемся точки зрения, что эти решения не должны быть избыточными и не должны ставить иранский народ в ложное положение, которое установило бы барьеры на пути мирной атомной энергетики», – подчеркнул премьер. И тут же добавил, что в августе будет завершена работа по вводу в строй атомной электростанции в иранском городе Бушере, «о чем президент Ирана хорошо знает».
     Что же касается речи на форуме в Стамбуле иранского лидера, то она еще раз показала: на быстрое и благоприятное «выруливание» из сложившегося противостояния между Ираном и международным сообществом рассчитывать пока не приходится. Как заявил Ахмадинежад, его страна не будет обсуждать свою ядерную программу, если СБ ООН примет решение ввести новые санкции против Тегерана. «Я уже говорил, что администрация США и их союзники сильно заблуждаются, если считают, что могут размахивать резолюцией, а потом сесть с нами за стол переговоров. Такого не произойдет. Мы будем говорить с кем угодно, если переговоры будут честными и уважительными. Но если кто-то хочет разговаривать грубо, с доминирующих позиций, наш ответ известен заранее», – сказал он.
     При этом Ахмадинежад предупредил Россию, которой, по его словам, следует вести себя осторожно, чтобы «не оказаться в стане врагов Ирана». Он также заявил, что договор об обмене ядерным топливом, заключенный недавно с Турцией и Бразилией, это та «возможность, которая больше может не представиться».
     Тем временем в Совете Безопасности ООН шла подготовка к принятию резолюции в отношении Ирана. Информация об итоге голосования должна была стать известной уже после подписания этого номера. Согласно положениям попавшего в распоряжение журналистов текста проекта резолюции, в ней содержится призыв ко всем государствам – членам ООН проявлять бдительность в отношении денежных переводов с участием иранских банков, так как это, по мнению авторов проекта, предотвратит оказание поддержки ядерной программе страны.
     Документ также оговаривает создание международного механизма мониторинга, который позволит контролировать передвижения грузовых судов и осуществлять их досмотр в том случае, если существует подозрение, что на них находятся грузы, имеющие отношение к осуществлению иранской ядерной и ракетной программ. Предусматривается также и ряд других мер, в том числе расширение уже существующего списка вооружений, продажа которых Ирану запрещена. Помимо прочего, в перечень входят штурмовые вертолеты и ракеты.
     Некоторые страны готовились выступить против резолюции, однако ни одна из них не могла наложить вето. Речь идет о непостоянных членах СБ ООН – Бразилии, Ливане и Турции. Однако для одобрения резолюции в ее поддержку необходимо было набрать 9 из 15 голосов при условии, что ни один из постоянных членов СБ ООН (Россия, США, КНР, Великобритания и Франция) не проголосовал бы против. Так что расклад в среду был в пользу подписания – 12 из 15 голосов. Причем все пять постоянных членов Совбеза, имеющие право вето, выражали готовность поддержать введение новых санкций.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex