на главную страницу

16 Июня 2010 года

Армия и общество

Среда

Бригада нового облика

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».
Фото Юрия ШИПИЛОВА.



Очередным гостем программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», стал командир 5-й гвардейской отдельной мотострелковой бригады Московского военного округа полковник Андрей ИВАНАЕВ.


     - Какова история вашей бригады?
     - Наша бригада официально сформирована 1 июня 2009 года. Но, безусловно, она родилась не на пустом месте. Бригада стала правопреемницей 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии, которая, как известно, имеет богатую историю, прошла героический боевой путь. Бригада, сформированная на ее основе, приняла все регалии, Боевое Знамя, ордена...
     Время не стоит на месте. Появляются новые формы вооруженной борьбы, которые требуют новых способов применения Вооруженных Сил. Появляются соответствующие организационно-штатные структуры. Раньше это были дивизии, теперь же - бригады. Личный состав нашей бригады старается с честью умножать традиции Таманской дивизии, быть достойным своих предшественников.
     Дивизия была сформирована в июне 1940 года, накануне войны, и с самых первых дней принимала непосредственное участие в Великой Отечественной. Начала воевать под Смоленском. Уже в первые дни войны в боях за Ельню была удостоена звания гвардейской. Раньше она была 127-й стрелковой дивизией. Прошла по многим фронтам. Войну закончила в Восточной Пруссии под Кенигсбергом. В дальнейшем дивизия была переименована во 2-ю гвардейскую Таманскую...
     - А почему именно Таманскую?
     - Потому что дивизия участвовала на Кавказском фронте в боях за освобождение Таманского полуострова. Есть там так называемая Сапун-гора. Очень много погибших было в годы Великой Отечественной войны на этой горе. И после этого приказом наркома обороны дивизии было присвоено звание «Таманская».
     - А сегодня название «Таманская» остается в каком-то употреблении: официальном либо неофициальном?
     - Когда полностью употребляешь название бригады, оно так и звучит:
     5-я гвардейская Таманская... После этого идет перечисление всех орденов и заканчивается соответственно словами «мотострелковая бригада».
     - Вы сказали, что бригада - оптимальная организационно-штатная структура...
     - Решение было правильным. Ведь сколько лет мы тешили себя мыслью, что у нас существуют мощные и боеготовые дивизии от Калининграда до Владивостока. На самом деле все понимали, что такие дивизии даже в установленные им сроки не в состоянии привести себя в готовность к боевому применению и мобильно, оперативно отреагировать на какие-то вызовы и угрозы.
     Полков, отдельных батальонов было много. В Таманской дивизии было 15 частей, но из них только 2 полка - 1-й и 15-й мотострелковые. Ни один полк самодостаточно в принципе воевать не может - его необходимо усиливать и инженерными, и техническими, и тыловыми подразделениями. А те были сокращенного состава, у них была старая техника, которая годами не применялась и хранилищ не покидала... Поэтому создание именно бригад, полностью развернутых, где развернуты все батальоны, это, на мой взгляд, оптимальный вариант.
     Все батальоны у нас самодостаточные. При необходимости их можно усилить какими-то специалистами за счет подразделений, например, инженерных, химических, войск радиационной химической и биологической защиты, технических, тыловых... Это все внутри бригады, подчинено одному командиру.
     Это, скажем так, одна сторона медали. Вторая сторона в том, что бригада сама по себе компактней и меньше, чем дивизия. Мы сейчас говорим о малой вероятности масштабной войны, допустим, от Северного Ледовитого океана до Черного моря...
     - Но даже если такой конфликт случится, все равно не факт, что будет похож на Вторую мировую войну...
     - Да. Как таковая сплошная линия фронта вряд ли уже будет. И нужны какие-то мобильные части и соединения, которые будут в состоянии оперативно реагировать на ситуацию и быть способными к переброске на тот или иной театр военных действий, в тот или иной населенный пункт. Бригада как раз и отвечает таким требованиям. Она вдвое меньше дивизии. За счет этого более управляемая.
     - Андрей Сергеевич, а для взаимодействия и по вертикали, и по горизонтали с другими бригадами и с вышестоящим командованием, со следующим звеном, что это дало?
     - В свое время я командовал 1-м стрелковым полком в составе этой же 2-й Таманской дивизии. Сейчас мы перешли с 4-уровневой на 3-уровневую систему управления, то есть выключился такой элемент, как командир дивизии. В принципе можно сравнивать полк с бригадой в каких-то моментах и по количественному составу, и по задачам, стоящим перед ними. Но тем не менее надо мной был еще командир дивизии. Он ставил какие-то дополнительные задачи, я вынужден был дополнительно что-то докладывать. То есть была прослойка, которая, по большому счету, не являлась оперативной составляющей, она не определяла мне оперативные задачи, а как бы тормозила принятие решений... Сейчас я напрямую подчинен командующему армией, который в свою очередь непосредственно подчиняется командующему войсками округа, а в случае войны - командующему фронтом или оперативному стратегическому командованию.
     - Так обеспечивается и взаимодействие с другими бригадами, с другими частями?
     - Да. Это намного проще, потому что непосредственно командующий армией, который занимается именно оперативной составляющей, напрямую ставит задачи командирам бригад. Такое звено, как командир дивизии, выключено.
     - Можно ли сказать, что современная бригада - это некая боевая конструкция, которая состоит из разного рода подразделений? Можно такой образ использовать? Если да, то в этой конструкции что является самым главным? Какие подразделения основные, а какие обеспечивающие?
     - В любом воинском организме, в любой штатной структуре так или иначе будут подразделения, которые непосредственно нацелены на бой, выполнение боевых задач. А есть подразделения, в обязанность которых входит обеспечение этих боевых подразделений. Конечно, в мотострелковой бригаде основными будут мотострелковые батальоны.
     - А сколько их в бригаде?
     - Три мотострелковых батальона. Остальные подразделения, в том числе танковые, предназначены для усиления, для выполнения каких-то задач по обеспечению действий этих мотострелковых батальонов. Но мы учитываем и то, что войны могут быть разные. Это конфликты, локальные войны, не обязательно крупномасштабная война. И не всегда будет необходимость использовать бригаду целиком... Бригада может остаться на месте, от бригады может быть отправлена тактическая группа, например усиленный мотострелковый батальон, которого будет достаточно, чтобы решить ту или иную задачу.
     - Сложно ли было переходить на такую систему организации управления? Психологически, организационно, физически?
     - Психологически, наверное, сложно. Вот я, например, 22 года служу в армии. Была привычная система, привычная структура. А каждый офицер в принципе нацелен на служебный рост, военную карьеру. Были какие-то планы, которые пришлось пересматривать, менять...
     Была и еще одна сложность при переходе. Она - в отборе личного состава, в частности офицеров. Ведь необходимо было отобрать и наиболее профессионально подготовленных, и тех, кто в перспективе будет на совесть служить, а не определяться со своим местонахождением в жизни, тех, кто через полгода не покинет бригаду и вообще Вооруженные Силы. Поэтому очень плотно работали аттестационные комиссии и в бригаде, и в армии, и в округе. Вплоть до командующего войсками округа мы разбирались с каждым лейтенантом.
     - Сейчас «карьерный лифт» в связи с этим переходом стал другим?
     - Ну не то чтобы он стал пониже... Просто самим офицерам предстоит это как-то осмыслить. Приведу пример. Когда я был заместителем командира полка, меня спрашивали в кадровом органе: «Кем хотите стать?» Я говорил: «Генералом, командиром дивизии». Мне: «Чего так мало берешь? Бери повыше»... Сейчас, естественно, другие приоритеты. Но бригада - высшее тактическое звено на сегодняшний день в Вооруженных Силах...
     - А должность комбрига не генеральская?
     - Смотря какая бригада. В мотострелковой - генеральская, в танковой - полковничья.
     - А насколько подробно были разработаны критерии профессионального отбора офицеров?
     - Критериев много. Но они довольно просты. Прежде всего - это личная порядочность и профессиональная подготовленность офицера. Мы же живем в одном воинском коллективе, и в принципе о каждом офицере все известно. Какие у него замечания по службе, проблемы, допускает ли нарушения воинской дисциплины. Как он командовал подразделением и командовал ли им вообще? Или от лейтенанта до майора прошел, не имея в подчинении ни одного солдата... Есть ли смысл брать офицера на командную должность, назначать командиром батальона - не загубит ли он людей, дело, этот же самый батальон?
     В дивизии, повторюсь, было 2 развернутых полка, 15 частей. Офицерами были укомплектованы по полному штату. Но реально с личным составом 2-й гвардейской дивизии занимались только офицеры 1-го и 15-го мотострелковых полков.
     - Это ведь не вина, а беда...
     - Действительно, это была беда... Многие офицеры, достойные и порядочные, не соответствовали новому облику, не попали в бригаду. И первые полгода, с июня по декабрь 2009 года, стояла задача не столько разобраться с солдатами, с личным составом, а заключалась именно в командирской подготовке, скорее даже в своего рода внутренней переподготовке офицеров...
     - Можно сказать, что переход к новому облику завершен?
     - У нас сроки перехода на новый облик были разные. Одни бригады сформированы к июню 2009 года, другие формировались к 1 декабря 2009 года. 5-я бригада была сформирована к июню, и сегодня я могу сказать, что процессы завершены. Проблемы - они всегда будут. Проблемы подготовки младших специалистов, проблемы комплектования - это отдельный разговор. Но бригада существует и выполняет задачи. В частности, в прошедшем периоде бригада частью сил участвовала в параде на Красной площади. Частью сил личный состав обеспечивал проведение парада. Бригада участвовала в эксперименте, определенном министром обороны по физической подготовке...
     - А как вы относитесь к идее, чтобы функции, связанные, к примеру, с уборкой, приготовлением пищи, со строительными какими-то работами, передавались все больше и больше гражданскому персоналу?
     - Министр обороны поставил такую задачу: в 5-й бригаде в виде эксперимента обслуживание, уборку территорий и охранные функции передать гражданским фирмам. Сейчас все столовые, в которых питаются военнослужащие бригады, обслуживаются гражданскими фирмами. Там работают гражданские специалисты.
     - А охранные функции - что именно имеется в виду?
     - Контрольно-пропускные пункты, наряды по штабам, различные другие наряды...
     - Конечно, всевозможные, порой нелепые работы, на которые иногда гоняют солдат, - это одно. А другое дело - солдат в боевых условиях. Там ведь не будет тети с подносом...
     - Да, питание личного состава обеспечивается сейчас гражданскими фирмами. Но ведь имеющиеся по штату взводы обеспечения, наши военные повара никуда не делись, они так и остались. И занятия по тактико-специальной, специальной подготовке с ними также проводятся. И при выходе на учения, на полигоны... В частности, в октябре бригада будет в полном составе участвовать в тактическом учении на полигоне, обеспечивать питание будут бригадные повара. Полевые кухни будут развернуты. Так что одно другому не мешает...
     - А сколько времени реально ваш личный состав занимается сегодня именно боевой подготовкой и в чем это выражается?
     - Министром обороны, командующим войсками, ну и всеми остальными руководителями, стоящими надо мной, ставится задача, если просто сказать, патронов не жалеть. В конце каждого месяца, каждого квартала и периода обучения подводятся итоги, сколько боеприпасов израсходовано. Проверяют и сколько израсходовано моторесурсов, топлива. Ограничений нет, интенсивность боевой подготовки наращивается. С 1 июня этого года введен новый распорядок дня, который предусматривает восемь часов учебных занятий в день. 5 часов до и 3 часа после обеда. То есть стало на 2 часа больше занятий в дневное время. С одной стороны, это позволяет лучше отработать программу. А с другой, мы возвращаемся к тому вопросу, который рассматривали до этого, - занятость личного состава. Как у нас раньше было? 6 часов занятий до обеда. Вроде мероприятия все спланированы, вроде получились хорошими, но, как правило, это способствовало, прямо скажем, разгильдяйству, расслабленности личного состава так или иначе. Теперь практически с отбоя и до ужина весь состав занят непосредственно на занятиях. Помимо этих 8 часов половину занятий - это получается 4 часа - планируется проводить ночью. Так что требования по подготовке многократно возросли. А что получится в итоге, посмотрим в конце года при сдаче контрольной проверки.
     - А какова динамика повседневных результатов?
     - Динамика радует. Скажу так: не провести занятия сейчас уже практически невозможно. Формально сделать это тоже нельзя. Введены различные системы контроля. И обмануть вышестоящее командование не получится. Да и обманывать самого себя не хочется. Раньше многие части и соединения годами не выходили ни на какие учения. А сейчас, если даже по нашему округу взять, Московскому, в конце каждого полугодия одна или другая бригада так или иначе участвует в бригадных тактических учениях. Вот в Белоруссии две бригады участвовали, осенью будут участвовать еще две бригады. И командир ведь себе не враг...
     - А в индивидуальном плане, что можно сделать за год с молодым человеком, который к вам приходит? Есть некий образ желаемого результата, на который вы ориентируетесь?
     - Нужно сказать о том, что не все военнослужащие приходят на год. Есть директива Генерального штаба, определена концепция, определено количество военнослужащих по контракту, которое можно иметь в той или иной бригаде.
     - А много, кстати, у вас контрактников? Каково соотношение?
     - Сейчас где-то процентов 20 у меня - контрактники. Остальные - военнослужащие по призыву. Есть должности, которые определяют боеспособность части, - это сержанты прежде всего и, конечно, водители, механики-водители, которые требуют дополнительной подготовки, начальники аппаратных, радиостанций. А есть просто стрелок-гранатометчик. В течение 2-3 месяцев можно подготовить стрелка, который будет метко стрелять, выполнять все положенные упражнения, задачи. Поэтому за год подготовить военнослужащего можно. Сначала подготовка идет индивидуальная, затем следуют этапы слаживания отделений, взвода, роты, батальона. Но, естественно, в связи с переходом на срок службы по призыву в 1 год, эти периоды теперь уплотнены...
     - А как рассчитывается оптимальная интенсивность подготовки?
     - На тактическом уровне используем программу боевой подготовки, которая разрабатывается вышестоящими штабами. К нам они доводятся директивными документами, распоряжениями. И уже в зависимости от этой программы мы составляем план занятий на год. Естественно, в этом плане учитываем, какие основные мероприятия будут в конце года. Либо это бригадное учение, либо еще какое-то мероприятие. Соответственно в каких-то разумных пределах мы варьируем, добавляем часов по той или иной подготовке... А так в принципе есть установленное количество часов, которое научно-исследовательскими институтами рассчитано, разработано и доведено до нас. В этих пределах мы и используем все имеющиеся возможности.
     - Вы ведь именно те, кто проверяет действенность этих планов. Существует ли обратная связь? Если вдруг в верхах принято какое-то неточное решение...
     - Есть такое понятие, как «уточнение плана», в том числе и боевой подготовки. План может уточняться раз в полгода, может уточняться на месяц, на неделю. В зависимости от проблем, которые стоят в части, либо надо увеличить интенсивность огневой подготовки, либо тактической. Догмы здесь нет...
     А по поводу обратной связи... В любом директивном или руководящем документе, приходящем сейчас из Министерства обороны, Генерального штаба, Главного управления Сухопутных войск, имеется приписка, обязывающая отправить обратно аннотацию, высказать свое мнение по поводу той или иной программы, того или иного документа. Поэтому предложения мы свои даем, и они учитываются...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex