на главную страницу

16 Июня 2010 года

21 июня Антитеррористическому центру СНГ - 10 лет

Среда

Сложение сил

На вопросы «Красной звезды» отвечает руководитель Антитеррористического центра Содружества Независимых Государств генерал-полковник милиции Андрей НОВИКОВ

Беседу вел Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».
Фото АТЦ СНГ и автора.




     - Андрей Петрович, давайте вспомним, как все начиналось... А именно, чем было обусловлено создание Антитеррористического центра Содружества Независимых Государств?
     - Сложившаяся в конце 1990-х годов на постсоветском пространстве ситуация, связанная с заметным возрастанием террористической и экстремистской активности, увеличением рисков национальной безопасности для молодых суверенных государств, заставила по-новому взглянуть на систему межгосударственных отношений. Стало очевидным, что террористическая и экстремистская преступность приобрела черты организованной транснациональной деятельности. Собравшиеся в Киеве на заседании Совета министров внутренних дел руководители правоохранительных органов 1 октября 1999 года выступили с обращением к главам государств и главам правительств государств, входящих в СНГ, в котором акцентировали внимание на том, что нарастание терроризма, бандитизма, похищений людей, незаконного оборота оружия и боеприпасов, других тяжких преступлений наносит серьезный ущерб безопасности наших государств. Они подчеркивали, что «сегодня эскалация насилия происходит на Кавказе и в Средней Азии, а завтра это может распространиться на другие регионы». И делали вывод о том, что в этих условиях необходимо дать достойный отпор международному терроризму, вооруженному сепаратизму и другим проявлениям экстремизма, консолидировать усилия наших стран, и в первую очередь их правоохранительных структур.
     Страны СНГ пришли к пониманию необходимости принятия политических и правовых решений относительно согласованной субрегиональной контртеррористической политики, а также соответствующих решений управленческого и организационного характера. Независимо от особенностей национально-государственного устройства, содержания внешней и внутренней политики государства оказались солидарны в том, что Содружеству необходимо решить фундаментальный вопрос – сформировать с учетом национальных интересов общую доктрину контртеррористической безопасности и согласованный механизм ее реализации.
     В связи с этим 21 июня 2000 года Совет глав государств Содружества утвердил Программу государств – участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года, разработанную Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств Содружества совместно с Советом министров внутренних дел и Советом министров обороны СНГ. Программа учитывала сложившиеся политические, социальные, экономические, правовые, идеологические, специальные и другие аспекты. Коллективное обсуждение совместных мер предопределило решение о необходимости создания постоянно действующего специализированного отраслевого органа Содружества, предназначенного для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, что нашло свое отражение в положениях названной программы.
     Таким координационным штабом и стал Антитеррористический центр государств – участников СНГ.
     - Под чьим руководством он приступил к выполнению предписанных ему обязанностей?
     - Общее руководство его деятельностью было возложено на Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств Содружества, а принятие решений по наиболее важным вопросам деятельности центра отнесено к компетенции Совета глав государств СНГ. Первым руководителем АТЦ СНГ (с ноября 2000 по ноябрь 2006 г.) стал генерал-полковник Мыльников Борис Александрович.
     Чуть позже, 18 апреля 2001 г., в ответ на складывающуюся на южных рубежах Содружества военно-политическую обстановку по предложению центра Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ было принято решение о создании Оперативной группы АТЦ СНГ по Центрально-Азиатскому региону (с октября 2002 г. преобразована в отделение центра), дислоцирующейся в столице Киргизии.
     - Пока еще в общем-то непродолжительная история Содружества Независимых Государств время от времени высвечивала определенные трения между странами – участницами СНГ по ряду направлений. Однако точка зрения по поводу необходимости создания Антитеррористического центра в рамках Содружества никем, по-моему, не оспаривалась, а принятое решение не положили под сукно...
     - Особо отмечу, что образование в 2000 году в рамках Содружества такой международной контртеррористической структуры стало передовым на мировой арене опытом синтеза политической воли, здравого прагматизма, профессиональной компетенции, основанных на всестороннем анализе ситуации, оперативном предвидении ее дальнейшего изменения и негативного влияния на процессы не только на пространстве Содружества, но и в мире. Своевременность этого решения была в последующем доказана чередой бесчеловечных террористических атак, прокатившихся в начале XXI века смертоносной волной по государствам Европы, России, США, поставив мировое сообщество перед неизбежной необходимостью переоценить систему взглядов на обеспечение безопасности как на национальном, так и на региональном и международном уровнях, предопределив акценты на коллективные усилия в противодействии этой реальной угрозе – терроризму. При этом все государства ясно осознавали прямую зависимость стабильности их социального, экономического, политического развития от способности обеспечить антитеррористическую безопасность.
     В этой связи АТЦ СНГ уникален в своем роде и по праву занимает ведущее место среди региональных и субрегиональных антитеррористических структур, признанных международным сообществом. Центр уполномочен Контртеррористическим комитетом Совета Безопасности ООН осуществлять на пространстве Содружества координирующие функции по организации и проведению мероприятий во исполнение Резолюции Совета Безопасности ООН №1373 (2001 г.).
     - В чем еще уникальность центра?
     - Она, с моей точки зрения, также заключается в методе его комплектования личным составом, который впервые применен именно в рамках СНГ. И за прошедшие 10 лет он доказал свою эффективность. Было принято концептуально важное решение – осуществлять комплектование центра на основе долевого представительства органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов всех государств Содружества. Так, заместители руководителя центра являются представителями от Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ (первый заместитель), Совета министров обороны и Совета командующих Пограничными войсками. Сегодня это представители Республики Казахстан, Республики Беларусь и Кыргызской Республики. Органы безопасности, специальные службы, пограничные войска, органы внутренних дел и министерства обороны государств СНГ представлены сотрудниками Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Азербайджанской Республики, Республики Таджикистан.
     - Как это сказывается на результатах деятельности АТЦ СНГ?
     - Работа центра, прежде всего координационно-оперативная и информационно-аналитическая, становится заметно эффективнее ввиду знания сотрудниками особенностей развития террористических и экстремистских угроз в конкретном государстве. Это стало немаловажным и для налаживания прочных партнерских отношений с органами безопасности, спецслужбами и правоохранительными органами государств Содружества при решении конкретных задач, каждая из которых представляет интерес как для обеспечения национальной безопасности суверенного государства, так и для контртеррористической защиты коллективных интересов. Без преувеличения могу сказать, что сегодня в АТЦ СНГ сложился действительно интернациональный коллектив, объединяемый пониманием важности совместного, коллективного решения проблем безопасности.
     Консолидированное понимание сложности всего спектра задач в обеспечении национальной и коллективной защищенности от террористических угроз находит отражение в Программе сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма. Такая программа принимается решением Совета глав государств – участников СНГ каждые три года. Ее принятие обусловлено необходимостью адекватного реагирования стран Содружества на происходящие изменения в оперативной обстановке в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.
     В настоящее время разработана и вносится на рассмотрение Совета руководителей органов безопасности государств – участников СНГ пятая по счету (начиная с 2000 г.) Программа сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2011–2013 гг., разработанная АТЦ СНГ совместно с компетентными органами государств Содружества.
     Характерно, что целый ряд позиций, содержавшихся в более ранних программах, продолжает сохранять свою актуальность. Это указывает на то, что взаимодействие в данных направлениях дает реальную отдачу и устойчивый положительный эффект. При этом отчетливо сформировался круг проблем, которые рассматриваются государствами в качестве наиболее важных и подлежащих разрешению в ближайшей перспективе.
     - Каких именно?
     - Речь идет о развитии системы межгосударственного розыска лиц, подозреваемых в совершении преступлений террористического характера; расширении состава информационных массивов (банков данных); приемах противодиверсионной защиты и антитеррористической безопасности на особо важных объектах, законодательном регулировании этой деятельности, особенно на двусторонней и многосторонней основе; вопросах о демаскирующих и характеризующих признаках лиц, причастных к террористической и религиозно-экстремистской деятельности; о способах запрета и блокирования доступа к сайтам сети Интернет, содержащим экстремистские материалы; о расширении перечня специальностей, по которым предлагается проводить подготовку и переподготовку кадров для антитеррористических подразделений.
     Положения новой Программы сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2011–2013 гг. отражают заинтересованный, всеобъемлющий и комплексный подход государств к проблемам борьбы с терроризмом, позволяют создать сбалансированный, действенный инструмент для эффективного сотрудничества в данной сфере на ближайшую перспективу, отражают существенный прогресс в области понимания природы современного терроризма и методов борьбы с ним.
     Решение наиболее актуальных проблем, возникающих при реализации положений Программ, достигается в рамках их обсуждения на заседаниях СОРБ, что позволяет принимать оперативные меры и находить оптимальные совместные решения для реализации поставленных задач. Отмечу, что значимость темы антитеррористической защищенности предопределяет насыщенность повестки заседаний Совета: 30-40% вопросов, включенных в нее, относятся к компетенции АТЦ СНГ.
     - Антитеррористический центр СНГ с самых первых дней своего существования организовал сотрудничество с различными структурами Содружества. Каких результатов удалось достичь совместными усилиями?
     - За счет такого взаимодействия – а оно было организовано с Исполнительным комитетом СНГ, уставными органами Содружества (Межпарламентской ассамблеей, Советом командующих пограничными войсками, Советом министров обороны), органами отраслевого сотрудничества (Советом министров внутренних дел, Советом руководителей таможенных служб, Координационным советом генеральных прокуроров, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и другими видами преступлений на территории СНГ) – решается один из самых сложных вопросов. Я имею в виду координацию на стыке зон ответственности профильной деятельности.
     Особые отношения сложились между АТЦ СНГ и постоянной комиссией Межпарламентской ассамблеи СНГ по вопросам обороны и безопасности. Именно на этой площадке эффективно решаются проблемы формирования модельного законодательства государств – участников Содружества в сфере борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма. Так, специалисты центра принимали непосредственное участие в подготовке и формировании модельных законов государств – участников СНГ «О борьбе с терроризмом», «Об оперативно-разыскной деятельности», «О противодействии финансированию терроризма», «О государственных секретах», «О противодействии организациям и лицам, деятельность которых имеет целью осуществление актов терроризма на территории других государств», изменений и дополнений в модельный Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы в части, касающейся правовых мер борьбы с терроризмом и экстремизмом. Особо следует выделить работу группы правового обеспечения центра по имплементации норм международного права в модельное законодательство СНГ, самым тесным образом взаимодействующей с профильным комитетом ОБСЕ, СБ ООН. Следует без ложной скромности сказать, что качество принимаемых модельных законов в целом ряде случаев превышает по точности формулировок и возможностям практической реализации международные нормативные акты. Это заслуга высокого профессионализма как разработчиков, так и парламентариев, самым активным образом дискутирующих по поставленным актуальным нормативным конструкциям, отстаивающих национальные интересы с учетом интересов коллективной безопасности государств – участников Содружества. В ближайшей перспективе нашим специалистам предстоит принять участие в разработке соглашения о защите секретной информации в органах Содружества Независимых Государств, правил обращения с секретной информацией в органах Содружества Независимых Государств, соглашения об обмене информацией в сфере борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма. Уверен, что эти нормативные правовые акты придадут дополнительный импульс совместной антитеррористической работе наших государств.
     Рассматривая борьбу с терроризмом как одно из основных направлений своей деятельности, с самых первых дней Антитеррористический центр СНГ включился в работу по созданию соответствующих правовых механизмов, позволяющих в первую очередь объединить силы и средства государств Содружества в целях пресечения террористических актов. Первый всесторонний и глубокий обмен мнениями по этому вопросу состоялся в ходе проведения Центром командно-штабного учения «Юг-Антитеррор-2001» на территории Кыргызской Республики. В учении приняли участие представители органов безопасности и специальных служб девяти государств Содружества – Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины.
     Результаты этого учения, которое было организовано впервые в рамках СНГ, а затем и последующего в 2002 году учения «Юг-Антитеррор-2002» (Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан), с одной стороны, показали готовность государств Содружества совместно решать задачи по борьбе с терроризмом, а с другой – обозначили ряд проблем, связанных с отсутствием правовых механизмов, позволяющих обеспечить эффективное взаимодействие антитеррористических подразделений государств, оказать взаимную помощь в пресечении террористических акций, преследовании террористов на территории «соседей» по Содружеству.
     - И каким увидели выход из этой ситуации в АТЦ СНГ?
     - В этих целях Антитеррористическим центром было разработано и внесено на рассмотрение вышестоящих органов Содружества Положение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств – участников СНГ. Данное Положение наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными обязательствами государств Содружества и их национальным законодательством составляет правовую основу проведения совместных антитеррористических мероприятий. Сегодня данный документ ратифицирован 10 государствами Содружества, и в мировой практике международных отношений он стал практически первым документом, определяющим реальный порядок совместных действий компетентных органов государств СНГ в сфере борьбы с международным терроризмом.
     На практике эффективность данного Положения была апробирована в ходе учений «Азов-Антитеррор-2003» (Украина), «Запад-Антитеррор-2004» (Республика Молдова), «Каспий-Антитеррор-2005» (Республика Казахстан), «Атом-Антитеррор-2006» (Республика Армения), «Байконур-Антитеррор-2007» (Республика Казахстан), «Бастион-Антитеррор-2008» (Республика Беларусь).
     Цель таких учений – обеспечить единообразные по механизму подходы по пресечению террористических атак на наиболее значимые, в том числе стратегические, объекты, расположенные на территории стран Содружества. Кроме того, оказывать помощь спецслужбам государств Содружества в организации подготовки специалистов антитеррористических подразделений. В целом подобные мероприятия являются своеобразной платформой для совершенствования практического взаимодействия органов безопасности и спецслужб в противодействии международному терроризму, позволяют нарабатывать опыт практических действий оперативных штабов, специальных и войсковых подразделений в чрезвычайных ситуациях, вызванных террористическими актами, а также осуществлять активный обмен накопленными практическими и методическими навыками.
     - Андрей Петрович, каковы нынешние приоритеты в деятельности возглавляемого вами Антитеррористического центра и что ваши подчиненные занесли в свой актив в последние годы?
     - В течение десяти лет Антитеррористическим центром СНГ осуществлялся комплекс координационных мероприятий, направленных на проведение согласованных, совместных действий, в том числе информационно-пропагандистского и профилактического содержания, направленных на выявление, предупреждение и пресечение террористических угроз. Особое внимание в последнее время центр уделяет вопросам координации контртеррористической защиты объектов, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность, информационному противодействию терроризму, а также организационной поддержке работы по установлению, розыску и задержанию лиц, совершивших или подозреваемых в совершении преступлений террористического и экстремистского характера.
     На качественно новый уровень поднялась работа полномочных представителей государств – участников Содружества при АТЦ СНГ и представителей компетентных органов государств – участников СНГ, уполномоченных представлять интересы органов безопасности и спецслужб в АТЦ СНГ. Считаем, что институт полномочных представителей должен стать одним из эффективных инструментов координации совместной работы на антитеррористическом направлении.
     В таком же ключе нами рассматривается ежегодное совещание руководителей (начальников штабов) национальных антитеррористических центров государств Содружества, которое прочно вошло в нашу практику. Круг обсуждаемых вопросов весьма широк – от влияния глобального экономического кризиса на рост террористической и экстремистской активности до детального обсуждения практических вопросов проведения командно-штабных тренировок антитеррористических подразделений государств в целях выработки ключевых управленческих решений в кризисных ситуациях. Индикатор эффективности данной формы сотрудничества – высокий интерес органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов государств к проводимым сборам, их активное участие в обсуждении актуальных проблем организации контртеррористической деятельности.
     Особое значение придается центром оказанию технической помощи в обучении специалистов и инструкторов антитеррористических подразделений компетентных органов государств – участников СНГ. За 10 лет организовано обучение более 350 специалистов.
     В числе ключевых направлений деятельности центра за время его существования – организация информационно-аналитической работы и расширение спектра информационных ресурсов, используемых для проведения аналитических исследований и подготовки прогнозов развития ситуации, складывающейся под влиянием деятельности международных террористических организаций. Для накопления и систематизации указанных материалов в центре сформирована и успешно эксплуатируется межгосударственная, межведомственная информационная система коллективного пользования – Специализированный банк данных (СБД) АТЦ СНГ, который встроен в систему координации взаимодействия компетентных органов Содружества. Сегодня Антитеррористический центр государств – участников СНГ располагает мощным аналитическим аппаратом, обеспечивает информационный обмен со спецслужбами и правоохранительными органами суверенных государств, органами отраслевого сотрудничества СНГ. Исходим из того, что для специалистов в государствах представляет интерес именно та информация и та аналитика, которая позволяет грамотно диагностировать ситуацию и прогнозировать ее развитие.
     В последние годы значительно расширились наши контакты с аппаратом Национального антитеррористического комитета Российской Федерации. В центре созданы абонентские пункты такой крупной информационной системы, как Международный банк данных. Подписанный в 2008 году меморандум о сотрудничестве с Интерполом позволил нам официально стать абонентом базы данных этой авторитетной международной организации, провести ряд мероприятий по координации розыска лиц, совершивших преступления террористического характера. Налажено сотрудничество с Комитетом экспертов Совета Европы по борьбе с терроризмом (CODEXTER), в результате которого АТЦ СНГ приглашен в данную организацию в качестве наблюдателя.
     - С какими еще международными структурами сегодня контактирует АТЦ СНГ и что дают эти контакты?
     - С учетом того, что одним из важных условий успешной реализации антитеррористической стратегии является в первую очередь единство и слаженность действий на международном, региональном и национальном уровнях, АТЦ СНГ проводится работа по поддержанию и развитию рабочих контактов с Контртеррористическим комитетом Совета Безопасности ООН, Управлением ООН по наркотикам и преступности, Антитеррористическим подразделением Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
     Важными партнерами в области информационного обмена для АТЦ СНГ являются такие региональные структуры, как ОДКБ, РАТС ШОС, ЦАРИКЦ, Rilo-Москва.
     Представители АТЦ СНГ стали традиционными участниками миссий Исполнительного директората контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН по мониторингу хода выполнения государствами СНГ целого ряда резолюций СБ ООН, затрагивающих вопросы противодействия терроризму. Конвертируя результаты сотрудничества АТЦ СНГ с международными организациями в прикладные решения, мы можем обеспечивать своевременное информирование компетентных органов и руководство стран СНГ, выработку единого замысла коллективных действий в ответ на те или иные негативные с точки зрения террористической и экстремистской активности процессы.
     С 2002 года в рамках центра осуществляется научная работа силами членов Научно-консультативного совета при АТЦ СНГ (НКС), созданного в соответствии с решением Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ. НКС, состоящий из рекомендованных органами безопасности и специальными службами государств СНГ ученых и специалистов, занимающихся вопросами борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, является внештатным коллегиальным органом, который участвует в научно-правовом, экспертном и информационно-консультативном обеспечении деятельности АТЦ СНГ.
     Отмечу, что научная поддержка разрабатываемых проблем и решений заметно активизировалась за счет привлечения ученых-специалистов, представляющих вузы спецслужб и правоохранительных органов государств Содружества, за счет организованного в спецслужбах и правоохранительных органах Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан курса лекционных занятий по самым актуальным проблемам контртеррористической деятельности. В качестве приоритетных задач мы видим продолжение работы лекторской группы, подготовку методических рекомендаций по вопросам профилактики терроризма и экстремизма, подготовку и проведение научно-практических конференций, проработку их итоговых документов – рекомендаций специалистам государств Содружества.
     На базе имеющихся информационных возможностей центром регулярно проводятся специализированные аналитические исследования по темам, представляющим интерес для партнеров, ежемесячно выпускаются информационно-аналитические справки, содержащие экспертные оценки состояния оперативной обстановки не только в СНГ, но и в «горячих точках» планеты. Регулярно направляются в государства-партнеры аналитические обзоры, включающие научные статьи по актуальным проблемам антитеррористической деятельности. Особое внимание центр уделяет изучению тактики и методов деятельности террористических и экстремистских организаций, сведения о которых концентрируются в тематических справках.
     - Аналитические обзоры, справки и т.д. – продукт конечно же для специалистов необходимый. Однако общественность судит об эффективности антитеррористической деятельности по конкретным фактам задержания или нейтрализации террористов и экстремистов. Какую помощь спецслужбам и правоохранительным органам государств – участников Содружества оказывает в этом направлении АТЦ СНГ?
     - Работа по оказанию содействия государствам СНГ в осуществлении межгосударственного розыска лиц, совершивших преступления террористического характера и скрывающихся от уголовного преследования или исполнения судебного приговора, получила самостоятельный импульс. Сегодня в нашей базе данных находится более двух тысяч субъектов, разыскиваемых компетентными органами государств Содружества. Задача их розыска, имеющая большое прикладное значение, остается для нас в разряде приоритетных. В этой части налажено плодотворное сотрудничество с Координационной службой Совета командующих пограничными войсками государств СНГ. Именно поэтому мы принимаем самое активное участие в реализации глобальной международной программы Интерпол «Фьюжн», ориентированной на информационный обмен и организацию совместных разыскных мероприятий по установлению и аресту лиц указанной категории.
     Антитеррористический центр СНГ активно развивается. Мы начали и реализуем ряд серьезных проектов. Мы стали одним из активных участников межгосударственного и международного сотрудничества. Заняли свою нишу в информационном пространстве. В этом смысле следует прямо сказать, что наш деловой рейтинг существенно вырос. Этому есть объективное подтверждение. В прикладном сотрудничестве с нами заинтересованы как спецслужбы и правоохранительные органы государств – участников СНГ, так и другие государственные органы, деятельность которых прямо или косвенно связана с противодействием терроризму, а также коллеги и партнеры, представляющие авторитетные международные структуры.
     Свое десятилетие Антитеррористический центр СНГ встречает с ясным пониманием необходимости опираться на уже накопленный большой опыт, трезво и прагматично смотреть в будущее, развиваться адекватно тем задачам, которые ставят перед нами сама жизнь, интересы Содружества, интересы обеспечения коллективной антитеррористической безопасности.
     Хочу выразить глубокую благодарность всем коллегам и партнерам, всем сотрудникам центра за честную, добросовестную и очень профессиональную работу, за тот особый климат доверия и партнерства, в котором мы все работали прошедшие десять лет.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex