на главную страницу

16 Июня 2010 года

Оборонный комплекс

Среда

В небо уносясь мечтой...

Василий ФАТИГАРОВ.



Недавно в Саратовской области успешно завершились испытания привязного аэростатического комплекса (ПАК) Au-33 «Гепард», разработанного научно-производственным объединением «Авгуръ - РосАэроСистемы» в рамках государственного оборонного заказа. Они продолжались на протяжении последних месяцев в Саратовской области на специализированном полигоне Военно-воздушных сил России. Испытания проходили в широком диапазоне погодных условий и продемонстрировали соответствие изделия требованиям заказчика. Испытания стали результатом четырехлетней работы коллектива НПО и ряда предприятий соисполнителей.


     ПАК «Гепард» относится к так называемому среднему классу привязных аэростатов объемом от 1.000 до 5.000 кубических метров, которые не разрабатывались и не производились в России после распада СССР и до настоящего момента никогда не использовались в интересах оборонного ведомства. Этот класс аэростатов давно и широко используется в мире для подъема аппаратуры наблюдения и связи, а теперь поможет решать самые различные задачи и в нашей стране. «Гепард» создан как беспилотная автоматическая платформа, способная удерживать на высоте до двух километров полезную нагрузку весом до 300 килограммов, снабжая ее при этом электроэнергией не менее двух недель. Различные его модификации имеют объем от 1.200 до 1.900 кубических метров при длине от 27 до 33 метров. Кроме того, комплекс «Гепард» позволяет решать задачи по обеспечению безопасности крупных объектов и мероприятий по охране государственной границы, выполнять задачи ПВО по раннему обнаружению низколетящих целей, обеспечивать связь в военных и гражданских целях, осуществлять экологический мониторинг.
     Летный час дирижабля стоит даже не в разы, а на порядок дешевле, чем летный час вертолета, притом что по стоимости производства они сравнимы. Вертолет керосин пьет ведрами, причем хороший керосин, чистый, а дирижабль работает на обычном автомобильном бензине, который есть везде, и может находиться без дозаправки в воздухе до суток. К тому же он обладает так называемой естественной безопасностью, поскольку для него естественное состояние - это летать, в то время как для самолета и вертолета естественное состояние - это стоять на аэродроме, а на то, чтобы летать, они тратят огромное количество топлива и расходуют моторесурс. Авиация вся с воздухом борется, а воздухоплавание с воздухом не противоборствует, оно с ним гармонично сосуществует. И при всем вышесказанном еще каких-то 15-20 лет назад в России, пожалуй, никто не мог предположить, что создание летательных аппаратов легче воздуха когда-нибудь вновь станет перспективным. Лишь энтузиасты воздухоплавания верили в это.
     На волне такого энтузиазма 28 августа 1991 года и был создан Воздухоплавательный центр «Авгуръ», тогда еще как частное предприятие под № 7 в стране, а ныне это ведущая российская компания по проектированию, конструированию и эксплуатации как дирижаблей и аэростатов, так и разнообразных пневмоконструкций. Один из учредителей этого предприятия, его главный конструктор и генеральный директор, семикратный рекордсмен России по воздухоплаванию, победитель крупных международных соревнований Станислав Фёдоров окончил Московский экономико-статистический институт, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации.
     Станислав Владимирович рассказал «Красной звезде» об основных вехах развития своей уникальной компании:
     - С самого начала собирались конструировать, строить. Было что-то вроде бизнес-плана. Через два месяца после регистрации мы уже в Норильске на трубу ставили оголовок с помощью аэростата. Достаточно быстро и качественно это все получилось. Мы быстро построили из разных комплектующих наши первые тепловые аэростаты, те, которые надуваются от горелки теплым воздухом. С их помощью стали рекламу поднимать, тогда можно было летать над Москвой, поэтому мы возили над Москвой туристов, в основном иностранных. Зарабатывали неплохие по тем временам деньги, тем более в валюте. Потом уже, когда мы приобрели опыт и когда уже государство привыкло работать с нами, мы получили необходимые разрешения, лицензии, которых на авиационную деятельность требуется достаточно много, и занялись уже более серьезными проектами. То есть привязными аэростатами, которые удерживаются специальным тросом на одном месте и могут находиться в воздухе долгое время, и дирижаблями. И через 10 лет, в 2001 году, мы выпустили на московском Международном авиакосмическом салоне 2001 года «Воздух» наш первый дирижабль «Аист» (по российской традиции дирижабли называют именами птиц). Тогда мы впервые в 2001 году получили официальную поддержку и некоторые государственные заказы.
     Достаточно успешно наши аппараты работали на обеспечении безопасности Московского авиакосмического салона в 2005 и 2007 годах, то есть летали там постоянно. Два дирижабля, которые мы сделали для компании «Аэроскан», эксплуатируются постоянно. С них делают съемку местности специальными гравиметрическими приборами, то есть обследуют состояние ЛЭП, могут проверять состояние газопроводов - в общем, делают любую высокоточную съемку и видят любые утечки, хоть электричества, хоть газа, хоть тепла. Они их пытались ставить на вертолет, но она не работает из-за сильной вибрации вертолета. На самолете тоже не работает, потому что он слишком быстро летит. Тем более очень быстро и низко лететь над линией электропередач на самолете - это удовольствие для пилотов очень небезопасное. Дирижабль может лететь низко над самыми верхушками деревьев, а может подняться на почти девятикилометровую высоту. Нами построен специальный высотный дирижабль опять же с птичьим названием - «Полярный гусь». Потому что полярный гусь - это птица, которая летает выше всех, как раз на этой высоте и совершает перелеты. Была идея запускать с борта дирижабля небольшие спутники, выводить на орбиту. Пока эта идея финансирования не нашла, но первые эксперименты уже провели, заодно поставили абсолютный мировой рекорд.
     Сейчас основных направлений два. Мы производим, во-первых, дирижабли. Восьмиместный дирижабль АУ-30 создан для различных целей - как наблюдения и патрулирования, так и видеосъемки. Дирижабль сертифицирован и выпускается, можно сказать, серийно. Мы уже выпустили пять таких аппаратов. Есть и небольшой двухместный аппарат для начального ознакомления с дирижаблем. Он тоже может быть использован для патрулирования и видеосъемки. То есть у нас два основных типа дирижаблей, которые мы производим, и мы готовы их по всему миру реализовывать. И второе направление - это привязные аэростатные комплексы, то есть это привязной аэростат - наполненная гелием оболочка аэродинамической формы, которая не имеет своего двигателя, а удерживается на высоте от 800 метров до 5.000 специальным канатом-кабелем. Даже при очень сильном ветре наши новые системы могут оставаться в воздухе непрерывно до 15 суток. К таким системам сейчас проявили внимание наши силовые ведомства. Сейчас идет испытание нового комплекса, который может работать в особо тяжелых условиях и нести радиолокационные станции, которые видят все очень далеко. Такие аппараты могут найти применение, например, при охране государственных границ. Активно работаем с оборонным комплексом. Сейчас эти дирижабли на стадии госиспытаний, а предыдущие поколения уже поставлены в войска. Пока немного. Аэростатные комплексы были в войсках всегда, начиная с дореволюционных времен, и никуда не исчезали - это прежде всего Вольский испытательный центр Военно-воздушных сил, где всегда пользовались аэростатами, но в последнее время приходилось пользоваться техникой и оборудованием конца 1940-х - начала 1950-х годов, которая, конечно, никого уже не устраивала. Сейчас уже наши новые комплексы после окончания испытаний будут поступать в войска. Это для нас очень интересная и почетная работа.
     Президент ЗАО «Двигатели «Владимир Климов-Мотор Сич», а в недавнем прошлом начальник вооружения Минобороны России генерал-полковник Анатолий Ситнов также считает, что использование дирижаблей в интересах военного ведомства - идея перспективная, уже нашедшая свое осуществление в сотрудничестве с научно-производственным объединением «Авгуръ - РосАэроСистемы». По мнению Анатолия Петровича, кому, как не ему, брать на себя ответственность взаимодействовать с государством в вопросах обороны. Ведь это НПО, первая и пока единственная в России фирма, руководству которой удалось собрать плодотворный творческий коллектив, способный высококачественно производить и разрабатывать новые модели дирижаблей на основе новейших научных разработок ХХI века.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex