на главную страницу

16 Июня 2010 года

Россия - в строке и кадре

Среда

У нас свои Архимеды

Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда».
Фото автора.



О том, что лазерный пистолет изобрели именно в СССР, и теперь знают немногие. Знаменитая западная киноэпопея «Звездные войны», а затем и программа Рейгана, получившая название стратегической оборонной инициативы (СОИ), навязали миру свои стереотипы. Тем не менее самый диковинный проект космического оружия возник в стенах Военной академии РВСН им. Петра Великого. И не только он. Если результат научных открытий вуза выразить в цифрах, то в его копилке уже более 7.000 патентов. Чем только здесь ни занимались: от разгадки рецепта булатной стали до создания современных стратегических ракет.

     
Пистолет Дуванова


     В наше время лазеры применяются повсеместно. Их значение в умах наших сограждан больше не сводится к наивным домыслам о борьбе с инопланетными гуманоидами или другими неведомыми внеземными чудищами. Однако на вопрос, зачем Советскому Союзу понадобился лазерный пистолет, ответить однозначно и верно сумеет не каждый...
     Корреспонденту «Красной звезды» удалось встретиться с изобретателем этого миниатюрного оружия «Звездных войн» профессором Военной академии РВСН, заслуженным деятелем науки РФ, доктором технических наук Борисом Дувановым. По его словам, этот чудо-пистолет превратился теперь в музейный экспонат. Разрабатывался он давно, еще в 1970-е годы. Тогда многие страны, и прежде всего СССР и США, упорно трудились над созданием мощных лазерных установок. Они были довольно громоздкими, несовершенными, так как требовали дополнительного оснащения: обеспечивающих систем, регистрирующей, а также измерительной аппаратуры.
     - Тем не менее в космосе появились первые «спутники-инспекторы», - рассказывает он, - которые могли близко подлетать к нашим космическим аппаратам и досконально обследовать их. Этих шпионов нужно было обезвреживать. Да и космонавтам, несущим свою вахту на станциях, не мешало обзавестись личным оружием для самообороны. Это позволило бы им чувствовать себя во внеземном пространстве более уверенно.
     Почему не подходили обычные, огнестрельные пистолеты? Дело в том, что в невесомости из-за отдачи космонавты могли накручивать такое сальто, что центрифуга показалась бы им детской забавой. Шум, газы... Другое дело - лазер. Его излучение могло поражать чувствительные элементы оптико-электронной разведывательной аппаратуры, ослеплять неприятеля, прошивать скафандры атакующих.
     - Для этих целей нам не требовалась высокая энергия излучения, - поясняет профессор Дуванов, - хватало где-то от 1 до 10 джоулей. Это объясняется тем, что глаз и оптика фокусируют ее, увеличивая плотность в сотни и даже тысячи раз. В связи с этим по весу и размерам лазерный пистолет почти не отличается от армейского огнестрельного. Но сравнивать его, скажем, с пистолетом Макарова, не стоит, у них никаких внешних сходств.
     В обойме комического оружия размещаются восемь ламп-вспышек. После каждого «выстрела» израсходованный «патрон» выбрасывается как гильза, а следующий подается в осветительную камеру. Ослеплять и обжигать луч способен на сравнительно небольшом расстоянии, как правило, не превышающем длину лекционной аудитории. Устройство могло пригодиться не только для самообороны, но и как медицинский инструмент. Оно, к примеру, останавливает кровотечение при открытых ранах.
     Известно, что лазерные технологии произвели настоящую революцию в медицине. Их используют не только при лечении офтальмологических заболеваний - катаракты, коррекция зрения, отслоение сетчатки, - но и в микрохирургии других человеческих органов. Лазер абсолютно стерилен. Не случайно его называют «бескровным скальпелем». Мгновенно оплавляя кровеносные сосуды, он не вызывает кровотечения.
     - Когда мы разрабатывали этот пистолет, - уточняет Дуванов, - шла война в Афганистане. Многие получали рваные раны и погибали от потери крови. Я и предложил заваривать капилляры с помощью лазерного излучения. Сначала пистолет испытали на животных, но, чтобы продолжить испытания, требовались деньги, большие... Полмиллиона рублей. У академии их не было.
     Так пресловутый финансовый вопрос решил судьбу этого не только поражающего, но и исцеляющего оружия. И все же Борис Николаевич не унывал, не опускал руки. Несмотря ни на что, он надеялся: вот-вот пробьет звездный час лазерного пистолета. Он верил, что за этим ноу-хау - будущее. Настанет время, думал ученый, и оно поступит на вооружение в Минобороны, МВД и другие силовые структуры. Однако международная конвенция, запрещающая использовать лазерное оружие, перечеркнула его планы. Действительно, при воздействии на невооруженный или оснащенный средствами коррекции зрения глаз оно могло приводить к полному, невосстанавливаемому ослеплению. Поэтому лазерные пистолеты сочли негуманными. Хотя бывает ли оружие гуманным?
     Тем не менее идеи Дуванова продолжают его последователи. В этом году на выставках «Архимед» и «Высокие технологии ХХI века» начальник кафедры специального вооружения полковник Михаил Сахаров с соавторами представил портативный многоцветный импульсно-периодический волоконный лазерный излучатель с пиротехнической накачкой. По его словам, в отличие от крупногабаритных образцов современных лазеров, требующих внушительных по своим размерам источников питания, это изобретение миниатюрно. Такой прибор может легко уместиться в кармане.
     - Недавно в «Зарубежном военном обозрении» была опубликована статья, в которой рассказывается о том, что американцы изготовили лазерное ружье с диодной накачкой, - говорит полковник Сахаров. - Значит, у него большие аккумуляторные батареи, что значительно увеличивает нагрузку на бойца. Мы пошли по другому пути, который выбрали еще наши предшественники.
     Однако между излучателем Сахарова и пистолетом Дуванова есть принципиальное различие.
     - В пистолете использовалось оптическое волокно только одного типа, - поясняет ученик Дуванова, - теперь их количество увеличено до трех. Следовательно, речь идет не об одной длине волны, а сразу о трех. Воздействуя в разных диапазонах, мы обеспечиваем более эффективное противодействие или получаем более полную информацию об объектах наблюдения в информационных системах.
     Это ноу-хау можно применить в составе ладара (лазерного локатора), который будет способен зондировать атмосферу, обнаруживая в воздухе вредные примеси. Если говорить о военной сфере, то такой излучатель может повредить высокотехнологичную технику противника. Например, «ослепить» систему наведения высокоточного оружия.
     - Доведя до ума все наши идеи и наработки, - уточняет он, - в скором времени мы будем способны на внушительном расстоянии идентифицировать все технические объекты и с уверенностью говорить, что они собой представляют.
     На выставке «Архимед-2010» за это ноу-хау авторов наградили серебряной медалью, на «Высоких технологиях ХХI века» - дипломом. Тем не менее изобретение коллектива ученых под руководством полковника Сахарова, как, впрочем, и лазерный пистолет Дуванова, еще не пошли «в тираж». Видимо, всему свое время...
     
Взрывать
     нельзя сжигать

     Когда полковнику Владимиру Мелешко задают вопрос, где в этом выражении следует поставить запятую, он отвечает, что лучше обойтись без знаков препинания. Ему и его коллегам известен новый, цивилизованный способ утилизации старых боеприпасов. Что же он собой представляет? Если в жидкости понизить давление, в ней образуются парогазовые пузырьки. В науке это явление называется кавитацией, от латинского слова
     «cavtas» - пустота. И разговор здесь пойдет о том, как «пустота приносит деньги».
     Оказывается, кавитацию можно применять для разрушения зарядов взрывчатых веществ. Эту идею в Лос-Аламосской лаборатории США высказали чуть ли ни полвека назад. Однако зарубежные ученые так и не смогли подтвердить свои предположения. Все их многолетние эксперименты были неудачными, и они свернули работы, придя к выводу, что кавитация непригодна для вымывания снарядов. В чем же заключалась ошибка заокеанских партнеров?
     - Дело в том, что они использовали ультразвуковую кавитацию, - рассказывает полковник Мелешко, - а мы - струйную. То есть диаметр кавитационного пузырька у нас оказался почти на порядок меньше, чем у них. Поэтому наши пузырьки не вызывают детонационных процессов или взрывчатых превращений. Такой способ вымыванния боеприпасов совершенно безопасен.
     Вместо привычных подрыва и сжигания он предлагает извлекать заряды как из тротиловых, так и из гексогеносодержажих взрывчатых веществ. Тогда и корпуса боеприпасов сохранятся целыми и невредимыми. Сценарий утилизации, написанный изобретателем, сводится к их переработке, а не уничтожению. Итак, попытаемся выразить в цифрах теорию о том, как «пустота приносит деньги».
     Допустим, нам необходимо избавиться от 1.500 тонн старых 100-мм снарядов 3ОФ32. Предположим, что мы теперь не взрываем их, как это было раньше, а бережно извлекаем из них взрывчатые вещества, а корпуса повторно заполняем. По стоимости корпус каждого такого боеприпаса по самым скромным подсчетам «тянет» на 10.000 рублей. Сколько денег можно сэкономить от такой операции? Получается, около 1 млрд. рублей! Здесь нет опечатки, хотя цифра эта условная, ориентировочная. Известно, что теоретические расчеты не всегда совпадают с действительностью. Между тем именно такое количество боеприпасов было ликвидировано только за месяц в Сибирском военном округе методом подрыва и сжигания. Однако говорить о том, что Минобороны ни с того ни с сего потеряло столь внушительную сумму, тоже не совсем правомерно. Во-первых, все уничтоженные снаряды были разного калибра, следовательно, и стоимость у них колеблется. Во-вторых, здесь не учтены стандартные статьи расходов: электроэнергия, амортизация оборудования, зарплата рабочих. В-третьих, эти боеприпасы с каждым годом становятся все более опасными, а создание гидрокавитационных установок требует не только финансовых вложений, но и времени.
     Как утверждает начальник вооружения - заместитель командующего войсками СибВО генерал-майор Владимир Городничий, особенность складов, баз и арсеналов Сибирского военного округа заключается в том, что по многим параметрам они оказались перегружены. В свое время именно туда были перевезены боеприпасы мощной группировки советских войск, дислоцировавшихся на территории Монголии. Значительное количество снарядов осталось еще со времен Великой Отечественной... Однако суровый климат Сибири и Забайкалья влияет на сроки и усложняет условия их хранения.
     Впрочем, масштабная программа утилизации устаревших боеприпасов, стартовавшая 15 марта нынешнего года, касается не только СибВО, но и Вооруженных Сил в целом. Плюсы ее тоже очевидны. Во время реализации программы попутно будет решаться вопрос оптимизации баз, складов, арсеналов. Их количество уменьшится в несколько раз. Ненужные объекты будут ликвидированы, как и старые боеприпасы. Это позволит укрупнить и модернизировать оставшиеся, повысить их взрыво- и пожаробезопасность, оборудовать современными системами охраны.
     - Подрыв как метод утилизации оптимален для Калининградской области или, скажем, Приднестровья, так как боеприпасы нельзя перевозить через границу, - убежден полковник Мелешко. - В Сибири он приемлем только на первых порах, но в будущее стоит заглянуть уже сейчас. Нужно идти по высокотехнологичному пути.
     Стенды для сжигания создавались четверть века назад, а наши разработки требуют дорогостоящего технологического оборудования. Однако со временем они не только окупят себя, но и принесут прибыль государству. «Скупой платит дважды», - гласит известная русская поговорка. Если раньше процесс утилизации был затратным, то теперь он становится прибыльным.
     Все, о чем говорит профессор Мелешко, это отнюдь не абстрактные размышления ученого-теоретика. Его изобретения приняли на вооружение Брянский химический завод, ФКП «Авангард» (г. Стерлитамак), ФКП «Алексинский химкомбинат», ФГУП «НИИ полимерных материалов»
     (г. Пермь). По технологии, созданной предприятиями промышленности на основе его разработок, на сегодняшний день размыто более 160.000 снарядов. За последние десять лет эти гидрокавитационные установки уже принесли первые дивиденды - 5 млрд. рублей.
     - Ожидаемый экономический эффект от реализации разработок в объеме ФЦП «Промышленная утилизация ВВТ (2005-2010 гг.), - продолжает он, - только по восполнению корпусов боеприпасов в особый период составит около 80 млрд. рублей.
     Впрочем, эта сумма может значительно увеличиться. Не стоит забывать, что при столь бережном подходе у военных сохранится еще и взрывчатка, а это ценное химическое сырье...
     По его словам, если программу утилизации полностью перевести на промышленные рельсы, то ожидаемые доходы в несколько раз превзойдут затраты на закупку оборудования. Не случайно создание таких специализированных центров уже заложено в проект новой федеральной целевой программы.
     Кстати, этот подход поможет решить и экологические проблемы. Если все устаревшие боеприпасы уничтожить методом подрыва, то многие регионы по количеству железа в почве в скором времени будут напоминать Курскую магнитную аномалию. Там бы обогатительную фабрику открыть, да вот только полковник Мелешко этого не допустит...
     
По закону Архимеда

     Подполковнику Алексею Шушлебину везет, как никому другому. Все научные открытия молодого ученого посвящены созданию более совершенных геофизических приборов. На выставке «Высокие технологии ХХI века» за свое ноу-хау офицер даже удостоился медали. При общении с ним складывается впечатление, что ему удается открыть «то, чего не может быть». Например, на этот раз он изобрел чудо-микробарограф. В отличие от других аналогичных приборов, его устройство регистрирует изменения атмосферного давления с более высокой точностью.
     - Теперь мы можем заранее предсказывать извержения вулканов, цунами, тайфуны, ураганы, - поясняет он, - а для спасения жизни людей это очень важно. Раньше чувствительным элементом этих установок служил блок мембранных (анероидных) коробок, который не выдерживал больших перегрузок. Сейчас у него более надежная, маятниковая система.
     По его словам, она позволяет настраивать прибор на нужный диапазон частот. Это исключает возникновение различных помех.
     Кстати, в этом году микробарограф, действующий по закону Архимеда, стал символом выставки «Архимед». Его чувствительность в научном мире произвела настоящий фурор.
     - Нет предела совершенству, - шутит подполковник Шушлебин...
     Впрочем, он уже задумал нечто такое... Эх, рассказать бы! Да только изобретение пока не запатентовано...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex