на главную страницу

16 Июня 2010 года

Тайны войны

Среда

Германия и Антарктида

Сергей КОВАЛЕВ.



     
Секретная эскадра

     В послевоенные годы, когда американская и израильская разведки приступили к поиску нацистских преступников, во время допросов им удалось выудить неожиданную информацию о двухдневном служебном совещании нацистов, на котором обсуждался план секретной операции «Шлюз». В августе 1944 года эта операция якобы началась: на подводных лодках в латиноамериканские страны стали вывозить офицеров СС, нацистских чиновников, ведущих технических специалистов.
     Серийные подводные лодки могли разместить в своих отсеках лишь небольшое количество пассажиров и грузов, поэтому был сформирован так называемый личный конвой Гитлера, иногда называемый также «призрачным конвоем». А затем появилась сверхсекретная подводная эскадра. Причем подлодки как «призрачного конвоя», так и этой эскадры в состав ВМС не входили.
     Сегодня известно, что какие-то огромные субмарины, по водоизмещению и размерам соизмеримые с современными атомными подлодками, были замечены на заводских стапелях Германии. Но затем они куда-то бесследно исчезли. До сих пор никто не знает куда.
     Об этих подлодках рассказал в своей книге «Свастика во льдах. Тайная база нацистов в Антарктиде» Ганс-Ульрих фон Кранц. По его сведениям, проект подводного транспорта разрабатывался судостроительными фирмами Германии начиная с 1938 года, когда стало ясно, что на горизонте маячит новая мировая война. Было вполне очевидно, что с началом боевых действий Германия вновь окажется в морской блокаде и будет отрезана от многих видов дефицитного стратегического сырья. К лету 1939 года рабочие чертежи транспортных подводных лодок были готовы.
     По рассказу фон Кранца, несмотря на то что, по официальным документам, строительство этих субмарин было остановлено в годы войны из-за нехватки финансовых средств, более 30 единиц было все же построено. Именно они и стали основой для так называемой подводной эскадры «А», которая базировалась на острове Гельголанд (в юго-восточной части Северного моря). Они не атаковали вражеские корабли и транспорты, а незаметно уходили в Атлантику и, стараясь держаться за пределами зоны деятельности американской и английской противолодочной авиации, шли в Антарктику.
     Помимо книги фон Кранца есть и другие свидетельства о существовании в нацистской Германии секретной подводной эскадры и использовании ее субмарин для переброски людей и специальных грузов в Южную Америку и, возможно, в Антарктиду.
     В состав «призрачного конвоя» входило до 70 подводных лодок различных типов. Командирам этих субмарин были поставлены особые задачи, подробности которых остались известными только узкому кругу исполнителей.
     К решению специальных задач привлекались, в частности, подводные танкеры серии XIV (в просторечии - «дойные коровы»). При собственном водоизмещении в 1.932 тонны они принимали на борт до 700 тонн дизельного топлива (для заправки боевых подлодок) и могли уходить от базы на 14.500 миль. С приходом в район боевых действий «дойной коровы» с дизельным топливом 10 боевых лодок, «работавших» в данном районе, сразу же увеличивали длительность своего патрулирования практически на целый месяц.
     Подводные торпедовозы серии
     VII F были несколько меньше подводных танкеров. И несколько отличались от своего базового типа (VII серии). Они имели специальный торпедный отсек, в который принимали 39 торпед для своих «подопечных». Кроме основных транспортных задач, они могли выполнять и сопутствующие задания. Например, доставлять в отдаленные районы важные грузы или небольшие пассажирские команды.
     
Неведомый авианосец

     Впервые о секретном авианосце немцев удалось узнать из той же книги фон Кранца. Эта новость была весьма неожиданной. Ведь ранее историки убеждали нас, что Германия строила лишь два авианосца: первый - «Граф Цеппелин» - был спущен на воду и почти достроен, а второй - «Петер Штрассер» - остался на стапеле. Более того, его чаще всего называли лишь авианосцем «В». И вдруг речь идет о третьем корабле этого класса, притом более крупном, который якобы под названием «Манфред фон Рихтхофен» пришел к далеким берегам Антарктиды. И чтобы разобраться, пришлось внимательно просмотреть все, что известно на сегодня о нацистских авианосцах.
     Впервые о спуске на воду германского авианосца «Граф Цеппелин» в СССР сообщил журнал «Морской сборник», опубликовавший в 1939 году обзор строительства авианосцев за рубежом. Из него следует, что «Граф Цеппелин» и однотипный с ним авианосец «В» были заложены в 1936 году. Через год в «Морском сборнике» была уже представлена фотография «Графа Цеппелина», сделанная в декабре 1938 года во время его спуска на воду со стапелей верфи в Киле. Но кое-что на снимке показалось странным.
     Во-первых, в тексте под фотографией его длина была указана в 250 метров. В то же время в более позднем советском справочнике корабельного состава военно-морских флотов мира за 1944 год его длина была понижена до 204 метра. Во-вторых, по количеству букв название авианосца, установленное на его правом борту, явно не соответствовало количеству букв в словосочетании «Граф Цеппелин». Пришлось продолжить поисковую работу, и вот что удалось найти.
     Возможное название первого авианосца - «Людендорф». В какой-то мере оно совпадает со «смазанным» названием на вышеупомянутой фотографии в «Морском сборнике». Об этом корабле кое-что известно. Общая длина корабля действительно достигала 250 метров, а полетная палуба - 229 метров. Он строился как океанский рейдер, способный не только доставить свои самолеты в назначенный район Мирового океана, но и при необходимости наравне с «карманными линкорами» и крейсерами своими 150-мм орудиями атаковать вражеские конвои, чтобы перерезать океанские коммуникации Британии и Франции.
     В Киле 8 декабря 1938 года мог быть спущен на воду именно «Людендорф». После достроечных работ он был готов для перехода в Антарктику. Оставшиеся же недостроенными «Граф Цеппелин» и авианосец «В» исполнили отведенную им роль маскировки для флагмана антарктической эскадры. Позднее «Людендорф» мог быть переименован в «Манфреда фон Рихтхофена», чтобы окончательно сбить с толку иностранные разведки. Космической разведки тогда не было, и скрытно вывести крупный корабль в Мировой океан было для немцев по силам.
     
Что скрывала
     «Вальгалла»?

     В книге уже упомянутого фон Кранца можно найти рассказ и о неком убежище для нацистских субмарин, которое они называли «Вальгалла». Этот объект был создан на Земле Новая Швабия и был предназначен для укрытия подлодок «призрачного конвоя».
     Судя по имеющейся информации, руководство нацистской Германии, готовясь к новой мировой войне, интересовалось труднодоступными местами, расположенными на достаточном удалении от будущего театра военных действий. Там на сверхсекретных базах немецкие ученые и инженеры должны были заниматься разработкой и испытанием новых образцов вооружений.
     Вскоре в чертежах появились подземные и подскальные сооружения военного характера, заводы, секретные базы. Их сооружали на месте заброшенных шахт и различных горных выработок в Германии и в уже покоренных нацистами странах. Под землей стали располагать специальные конструкторские бюро и особо важные военные заводы, склады боеприпасов и обмундирования.
     Возможно, немцы обратили внимание и на Антарктиду. Вот как рассказал о тех событиях фон Кранц. В июле 1938 года немецкая эскадра, сумевшая выйти со своих баз незаметно для английской морской и авиационной разведки, достигла берегов Антарктики. Первую остановку немцы сделали у побережья Антарктического полуострова (в конце 1930-х годов этот полуостров назывался Земля Греэма). Здесь была основана база «Хорст Вессель».
     После создания этой базы корабли эскадры двинулись к Земле Элсуэрта и начали ее обследование с воздуха. Войдя в море Амундсена, корабли держались как можно ближе к берегу. Само побережье в этом районе выглядело как-то странно. Вместо вечных льдов красовались черные скалы, на которых кое-где даже имелась чахлая растительность.
     Гидрологические исследования дали картину странной аномалии: вода в море на несколько градусов теплее, чем обычно. При этом достаточно сильное течение направлено прямо от берега. Ученые дали заключение: поток вырывается из-под прибрежных скал, где, очевидно, есть теплые ключи. На берег высадились экспедиционные партии, которые обследовали территорию гор. На поверхности они нашли множество «оазисов», покрытых мхом и лишайниками, а в горах - систему пещер, уводящих в глубину скального массива.
     Такой район действительно мог быть найден нацистами в Антарктиде. Но не там, где утверждает фон Кранц. Представляется, что германский исследователь в своей книге, сознательно или нет, уводит нас от «Новой Швабии» к Земле Мэри Бэрд.
     Причина для дезинформации есть. Немцы предположительно совершили в Антарктиде грандиозное археологическое открытие, обнаружив два «мертвых города», сооруженных исчезнувшей цивилизацией. Они и база «Вальгалла» находились где-то в районе Земли Греэма и Земли Новая Швабия.
     
«Мертвый город»

     Первым был открыт «мертвый город» на Земле Греэма. Нацистские летчики нашли его совершенно случайно в горной долине. На фотопленке были четко различимы искусственные сооружения, плотно окружившие короткую взлетную полосу. Когда здесь приземлились первые исследователи, то они увидели хорошо сохранившиеся остатки старых зданий, рядом с которыми были видны какие-то черные обелиски. Взлетная полоса являлась то ли скальным выступом, то ли сборкой прекрасно подогнанных друг к другу каменных блоков. Ближе к центру немцы заметили ступенчатый храм, напоминающий ацтекские пирамиды. Заброшенное поселение было разделено несколькими широкими улицами. На главной площади стояла черная пирамида с надписями, исполненными подобием невероятной смеси знаков шумерской клинописи и древних рун.
     На следующий день нацисты продолжили исследование «мертвого города» по периметру. Во время обхода они и нашли лаз в пещеру, который был закрыт каменным обвалом.
     О находке было немедленно доложено в Берлин. Вскоре в немецкий лагерь прилетел Герман Раушнинг, опытный специалист в области полярных исследований. Нацисты под его руководством приступили к активному исследованию антарктических пустынь. По возвращении из экспедиции 1939–1940 годов ее участник Альфред Ритшер выпустил в Германии книгу с рассказом об итогах исследований.
     Не исключается, что в Антактиде мог побывать и Мартин Борман, пользовавшийся большим доверием фюрера. Он должен был воочию убедиться в находках немецких полярников. О том, что Борман вполне мог здесь появиться, свидетельствует тот факт, что созданная нацистами на Земле Греэма база «Хорст Вессель» периодически именовалась ими «станцией Мартина Бормана».
     Возможностями для создания подземной части базы «Хорст Вессель» немцы обладали. Известно, что в Германии был накоплен к тому времени огромный опыт горнопроходческих работ, непрерывно совершенствовалось соответствующее оборудование. Техническая мысль немецких инженеров рождала самые смелые проекты. После окончания войны в районе Кенигсберга были найдены штольни непонятного назначения, где находились останки взорванного устройства неизвестной конструкции с символикой Третьего рейха. Советские военнослужащие обнаружили буровую головку большого диаметра и бур диаметром до полутора метров. Здесь же лежали обломки нескольких электродвигателей и дизельных электрогенераторов, а также обломки перископа и большое количество баллонов для воздуха высокого давления.
     Как удалось позднее выяснить, еще в 1934 году в Германии производились работы над проектом боевого подземного средства под названием «Змей Мидгарда». Работы над ним вела группа нацистских ученых под руководством инженера Риттера. Они стремились создать специальное транспортное средство, которое могло бы двигаться по земле, под землей и даже под водой. Для бурения штолен оно имело большую буровую головку, подобную той, что использовалась в горнодобывающей промышленности. На ней располагалось четыре бура - каждый диаметром в 1,5 метра. Ходовую часть и энергосистему нового средства обеспечивали 14 электродвигателей и 4 дизельных электрогенератора. «Змей Мидгарда» имел запас топлива свыше 900 тонн.
     Экипаж транспортного средства состоял из 30 человек, которые имели на борту все необходимое для автономной деятельности, в том числе электрическую кухню, спальню на 20 коек, три ремонтные мастерские, несколько перископов и радиопередатчиков и 580 больших баллонов для воздуха высокого давления. В качестве вооружения было предусмотрено хранилище для 1.000 мин специальной конструкции (морской и подземный варианты), 100 зарядов направленного действия, 12 спаренных пулеметов.
     После длительной проектной работы выяснилось, что многие специалисты в министерстве вооружения в Берлине критически относятся к данному проекту. 28 февраля 1935 года проект был возвращен инженеру Риттеру на доработку. В 1937–1938 годах работы над проектом вроде бы были возобновлены, но насколько воплотились они в «железе», неизвестно...
     Итак, база «Хорст Вессель» начала свою деятельность в 1938 году. После войны она перешла к аргентинским полярникам, которые и рассказали фон Кранцу, по его утверждению, об увиденном на ней. По своим масштабам эта база намного превзошла все станции, которые до того имелись на Шестом континенте. Она изначально была рассчитана на несколько сотен человек. К тому же имела обширные подскальные и подледные сооружения. Рядом с базой был оборудован ледовый аэродром, на котором постоянно базировалось несколько самолетов. Мощный радиопередатчик на вершине одной из прибрежных скал обеспечивал бесперебойную связь с рейхом.



     (Окончание следует.)


     (Продолжение.
     Начало в № 101.)



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex