на главную страницу

18 Июня 2010 года

Тема номера

Пятница

Т-50: полет нормальный!

Матвей КОЖУКИН.
  Фото ИТАР-ТАСС.



Премьер-министр России Владимир Путин посетил вчера в подмосковном Жуковском ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт» (ЦАГИ), а также ознакомился с ходом испытаний истребителя пятого поколения Т-50.

     ЦАГИ – крупнейший в мире центр авиационной науки, где разрабатываются концепции перспективных летательных аппаратов и проводятся комплексные исследования в области авиационной, ракетной и космической техники. Институт проводит госэкспертизу всех российских летательных аппаратов и дает окончательное заключение о безопасности первого полета.
     В течение последних лет в ЦАГИ достигнуты весомые результаты в решении проблем аэродинамики, динамики полета и систем управления, а также статической прочности, ресурса и надежности летательных аппаратов. В своих аэродинамических трубах ЦАГИ выполняет комплексные модельные и натурные испытания по отработке оптимальных форм автомобилей всех типов, железнодорожных составов, поездов метрополитена и аппаратов на воздушной подушке. Исследуются ветровые нагрузки на высотные здания, мосты, крупногабаритные оболочки, ведется поиск экологически оптимальных вариантов застройки городских микрорайонов.
     Как раз вчера Владимир Путин побывал в лаборатории, где установлена такая трансзвуковая аэродинамическая труба Т-128, с помощью которой исследуются модели летательных аппаратов и ракет. В ходе посещения лаборатории генеральный директор ЦАГИ Борис Алешин продемонстрировал премьеру модели российских самолетов, которые здесь испытываются. В частности, были представлены модели из алюминия самолетов «Сухой Суперджет 100», «Сухой Суперджет 130» и МС-21. «Это первая, начальная фаза проектирования любого самолета. Но далее мы отслеживаем весь жизненный цикл машины», – отметил Борис Алешин.
     По словам гендиректора ЦАГИ, в настоящее время в институте проводятся исследования и разработки перспективных самолетов, которые должны будут появиться к 2020-2025 годам. Борис Алешин отметил, что у этих самолетов по сравнению с нынешними будет вдвое снижен уровень выбросов и шума. Кроме того, новые машины будут иметь несколько другую конструкцию крыла и фюзеляжа.
     Как сообщил журналистам начальник лаборатории Антон Горбушин, таких аэродинамических труб, как в ЦАГИ, в мире всего одиннадцать, но только две из них превосходят российскую по размерам. Однако, как утверждают эксперты, качество потока в Т-128 является самым высоким – за счет равномерности, низкой турбулентности и возможности изменения скорости и плотности потока. Эта труба была построена еще в 1983 году, и в сегодняшних ценах ее создание обошлось бы в миллиард долларов. В ней, в частности, исследовались модели таких самолетов, как «Сухой Суперджет 100», МС-21, Ту-204. «Обкатывались» здесь и сугубо военные модели – Су-27, МиГ-29, а также истребитель пятого поколения Т-50 разработки компании «Сухой».
     Вчера же Владимир Путин наблюдал за испытательным полетом этого истребителя, или перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Это был уже четырнадцатый полет Т-50. Машина, которую пилотировал заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан, провела в воздухе 47 минут. Первый же полет истребителя пятого поколения состоялся 29 января этого года на аэродроме Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения, входящего в холдинг «Сухой».
     ПАК ФА обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. Самолет пятого поколения оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующим функцию «электронного пилота», и перспективной радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач. Бортовое оборудование нового самолета позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы.
     Применение композиционных материалов и инновационных технологий, аэродинамическая компоновка самолета, мероприятия по снижению заметности двигателя обеспечивают беспрецедентно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности. Это позволяет значительно повысить боевую эффективность в работе как по воздушным, так и по наземным целям, в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.
     Как ранее сообщалось, серийные поставки ПАК ФА в войска начнутся с 2015 года. Первые опытные машины установочной партии должны поступить в Липецкий центр боевого применения и переучивания летного состава уже в 2013 году. ПАК ФА должен стать базовым фронтовым самолетом ВВС России. Эти истребители наряду с модернизированными авиационными комплексами четвертого поколения будут определять потенциал наших Военно-воздушных сил в течение ближайших десятилетий.
     В Центральном аэрогидродинамическом институте сейчас завершаются и статические испытания самолета «Сухой Суперджет 100» (SSJ100). Как сообщил журналистам начальник отделения статической и тепловой прочности ЦАГИ Александр Дзюба, основной объем этих испытаний завершен. Осталось выполнить 7-8 процентов запланированных работ, которые должны быть завершены уже в июне. При этом все основные агрегаты, определяющие безопасность и авиационную прочность нового пассажирского лайнера, уже испытаны. Как подчеркнул Александр Дзюба, несущую балку самолета «Сухой Суперджет» испытали на нагрузках даже выше расчетных и никаких отклонений при этом выявлено не было.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex