на главную страницу

18 Июня 2010 года

Армия и общество

Пятница

СНВ-3: синхронный разговор

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



Комитеты Государственной Думы РФ по обороне и по международным делам провели в четверг совместное закрытое заседание, на котором был рассмотрен новый российско-американский договор по СНВ. В настоящее время документ обсуждается и в американском сенате.

     Как сообщил журналистам первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий, «это первое широкомасштабное заседание такого уровня по обсуждению предстоящей ратификации СНВ-3 российским парламентом». Депутаты проанализировали положения договора с привлечением экспертного сообщества, а также представителей МИД и Минобороны РФ, в том числе участвовавших в женевских переговорах по подписанию документа лидерами России и США.
     Кстати, как отметил председатель Госдумы Борис Грызлов, вопрос о ратификации нового договора не стоит в повестке весенней сессии нижней палаты парламента. По его словам, это вопрос будущей осенней сессии. Так что у депутатов есть время, чтобы тщательно обсудить все положения договора и не упустить ни одного его нюанса.
     Напомним, что Президент РФ Дмитрий Медведев внес на ратификацию в Госдуму новый российско-американский договор по СНВ в конце мая и призвал депутатов «внимательно отнестись к этому документу» и «осуществить синхронную ратификацию» с сенатом США. «Договор – это соединение политических сил и воль, поэтому надо сделать ратификацию синхронной, тогда мы добьемся большего взаимного доверия», – заявил тогда глава государства.
     Документом предусматривается, что каждая из сторон сокращает и ограничивает свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу и в дальнейшем их суммарные количества не превышали: 700 единиц – для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ); 1.550 единиц – для боезарядов на них; 800 единиц – для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР и БРПЛ, а также ТБ. Срок действия нового договора – 10 лет.
     «Договор полностью отвечает интересам России – это справедливый, сбалансированный и абсолютно паритетный документ», – заверил депутатов накануне вноса документов на ратификацию в Госдуму министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. По его словам, если Россия на каком-то этапе сочтет, что глобальная противоракетная система США создает риски для Стратегических сил ядерного сдерживания России, «мы из этого договора выйдем».
     В Вашингтоне также, несмотря на критику администрации президента Обамы со стороны оппонентов-республиканцев за новый договор по СНВ, уверены, что, ратифицировав его, лишь укрепят безопасность США. Убеждение в этом высказали в среду на слушаниях в сенатском комитете по иностранным делам конгресса официальные представители Пентагона. «Министерство обороны полностью поддерживает ДСНВ, который отвечает национальным интересам нашей страны», – отметил, выступая на них, помощник заместителя министра по политическим вопросам Джеймс Миллер.
     Настойчиво убеждал сенаторов в необходимости скорейшей ратификации договора и глава Агентства по ПРО генерал-лейтенант Патрик О'Райлли. По его словам, «сегодня у нас нет действующего механизма верификации, так как старый договор по СНВ истек в декабре прошлого года. Без нового договора не будет обмена данными о стратегических силах, не будет никаких уведомлений о запусках БР, не будет никаких инспекций, призванных улучшить наше понимание статуса российских сил... Поэтому чем быстрее новый договор вступит в силу, тем лучше».
     Тем не менее критики «перезагрузки» с Россией, предпринятой администрацией Обамы, с упорным постоянством утверждают, «что для того, чтобы получить уступки со стороны Кремля, администрация «забыла и даже бросила на произвол судьбы другие страны региона». Вдобавок «президент Барак Обама практически ничего не получил в обмен на эти предполагаемые предательства».
     «У ядерной доктрины 2010 года (принята в США не так давно) есть ряд недостатков. Во-первых, она, видимо, исходит из представления, что в будущем отношения с Россией будут дружескими или как минимум мирными», - заявил Кейт Пейн, работавший помощником замминистра обороны в администрации Джорджа Буша. Однако, на его взгляд, угрозы со стороны России в адрес друзей и союзников США стали лишь острее. Во-вторых, доктрина недвусмысленно делает «безъядерный мир» и нераспространение ядерного оружия наивысшим приоритетом курса США в ядерной сфере, тогда как, по мнению автора «Вашингтон таймс», это основано на надеждах, а не на практическом опыте. «В этом контексте СНВ-3 внушает опасения, так как противоречит доктрине. Доктрина указывает на растущее значение обычных вооружений и противоракетной обороны для сдерживания, но СНВ-3 ограничивает именно эти категории вооружений и наделяет Россию прямой и косвенной властью ограничивать разработки американских систем ПРО», - утверждает автор.
     Вне всякого сомнения, на синхронный процесс ратификации договора положительное влияние окажет российско-американский саммит на высшем уровне, который состоится в Вашингтоне 22-24 июня. Как заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, во время официального визита Президента России Дмитрия Медведева в США будут обсуждаться планы создания ПРО в Европе. В свою очередь заместитель госсекретаря США по политическим вопросам, бывший посол США в России Уильям Бернс отметил, что в повестку встречи войдет и проблема ядерной программы Ирана.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex