на главную страницу

22 Июня 2010 года

Армия и общество

Вторник

Степной контингент

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».
  Фото автора.
  Оренбург - Екатеринбург.



Анализируя цифры, ни на секунду не сомневаешься в том, что для коренного населения Оренбуржья такие понятия, как Родина, Долг и Честь, во все времена оставались превыше всего. В годы Великой Отечественной войны из добровольцев степного края было сформировано для фронта 15 дивизий и 13 бригад. Из их числа ко дню Победы 235 человек были удостоены звания Героя Советского Союза, 48 стали полными кавалерами ордена Славы, свыше 65 тысяч награждены орденами и медалями... Десятилетия спустя почти 6 тысячам оренбуржцев довелось пройти через горнило Афганистана; более 7 тысяч участвовали в контртеррористической операции на Северном Кавказе. В частности, в составе легендарной 6-й пдр Героем России стал старший лейтенант Алексей Воробьев, кавалерами ордена Мужества - старший сержант Рустам Сираев и рядовой Виктор Лебедев.
  Насколько крепок дух патриотизма у сегодняшних кандидатов в защитники Родины, рассказал в беседе исполняющий обязанности военного комиссара Оренбургской области Владимир КРОХМАЛЮК.

     Предварительно Владимир Васильевич представил внушительную кипу фотоальбомов с сериями снимков о ходе проведения призывных кампаний в минувшие пять лет. Что ни страница, то новые лица - участники встреч с призывниками. В их числе гостивший в Оренбурге командный состав подшефного атомохода Северного флота «Оренбург», участник борьбы с незаконными вооруженными формированиями на Северном Кавказе Герой России Раис Мустафин, губернатор, депутаты Госдумы и областного законодательного собрания, председатель областного комитета солдатских матерей, атаман Оренбургского войскового казачьего общества, воины-афганцы, ветераны Великой Отечественной войны, начальник федерального управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков по Оренбургской области, военный прокурор Оренбургского гарнизона, руководители крупных региональных предприятий, концертные группы и многие другие.
     - Это все те, кто нам активно способствует в проведении призыва граждан на военную службу, - поясняет Владимир Крохмалюк. И вдогонку тут же акцентирует: - Заметьте, они не агитируют ребят на службу, а именно помогают сотрудникам военного комиссариата в ходе призывных кампаний. По большому счету наших пацанов, достигших призывного возраста, заманивать в армию не требуется. Они уже морально к этому готовы. В том числе и потому, что в настоящее время в области действуют две с половиной сотни военно-патриотических клубов и объединений, свыше шестисот кружков и секций военно-патриотической направленности. Традиционно проводятся фестивали военно-патриотической песни, «Зарницы», уроки мужества. В области действуют около 130 кадетских классов. Развита военно-шефская работа. Словом, оренбуржцы были и остаются патриотами.
      - Стоит ли понимать все сказанное так, будто вам не сложно дается выполнение плановых заданий по призыву граждан на военную службу?
     - Ни в коем случае. Легкими призывные кампании не бывают. Сопутствующих сложностей всегда предостаточно. Вот и в этот раз перед нами стоит задача отправить в войска более 5.000 человек. А население области, - чуть более 2 миллионов. При этом наш степной регион раскинулся с запада на восток на 750 километров, с севера на юг - на четыре с лишним сотни. Это же огромная подотчетная территория, где в отдельных местах плотность населения даже не превышает 20 человек на квадратный километр. И всех, интересующих нас по возрасту, надо, что называется, иметь в виду...
     Особенно сложными остаются призывы в такой вот летний период. Большинство нашего ресурса еще пребывает в учебных заведениях. Школы распрощаются с парнями лишь к 20 июня. 2.000 потенциальных новобранцев - из колледжей, техникумов - выпустятся и того позже, 30 июня. Работать с ними в разгар этапов подготовки и сдачи выпускных экзаменов значит не только идти вразрез с законодательством, но и попросту настраивать людей против самих себя. Зачем?
     Поэтому мы загодя теперь готовимся к предстоящим массовым отправкам формируемых в конце июня - начале июля команд. Именно на этот период мобилизуем свои силы. Уверен, все получится. Ведь не первый год работаем в подобном ритме. Хотя и сейчас не сидим без дела. Ежедневно переодеваем и отправляем к местам службы до сотни подлежащих призыву молодых людей из числа тех, кто не обременен учебным процессом. В основном команды идут на восток, в части Сибирского военного округа.
     - Каков в области процент тех, кто в этот раз пройдет мимо призыва? Я имею в виду молодых людей, пользующихся законным правом отсрочки.
     - Таких предостаточно. Однако в большей степени население волнуют категории, однозначно подпадающие под призыв. Это, в первую очередь, выпускники образовательных школ. Без них мы задание по призыву не вытянем. Следом идут представители профессиональных образовательных учреждений. Кстати, с руководством последних мы загодя активно поработали. В этом году при поддержке министерства образования области и с согласия родителей будущих призывников была изыскана возможность проведения досрочных выпусков. Что в свою очередь позволит снизить чрезмерное напряжение усилий наших специалистов в период предстоящих массовых отправок.
     - Каков портрет сегодняшнего оренбургского призывника: состояние здоровья, физическое развитие, образование?
     - В общей массе призывник достойный. На данном этапе работаем с парнями в основном из сельской местности. Плюс те, кто не трудоустроен либо уже завершил обучение, а также те, кто ранее за счет поступления не попал в призыв и в то же время не смог преодолеть проходной балл в учебное заведение. Этот контингент на наши предложения прибыть на медкомиссию откликается достаточно охотно, смиренно понимая, что иного выбора по закону просто не дано.
     По состоянию здоровья и общего физического развития ситуация настраивает на положительный лад. Призываются парни 1992 года рождения. Вот с их предшественниками было действительно сложно работать. Случалось, из десятка обследованных выявлялось по три-четыре призывника, знавших о наркотиках не понаслышке. Теперь такие отсеиваются еще до призывной комиссии.
     По уровню полученного образования, как в известной притче о средней температуре по больнице...
     - Сколько на общем фоне число призывников, имеющих высшее образование?
     - До двадцати процентов.
     - Это хороший показатель?
     - Конечно! Когда каждый пятый новобранец с вузовским дипломом, тут даже сомневаться не приходится.
     - Тогда наверняка к уровню прошлых призывных лет данный показатель стал, что называется, но голову выше...
     - Вы правильно предполагаете. Молодежь уже понимает, что высшее образование за плечами - это открытые двери по жизни. При этом служба в армии теперь воспринимается парнями как второй (вслед за престижным образованием) атрибут, способствующий дальнейшему поступлению на государственную службу, на службу в правоохранительные органы.
     - К тому же армейский период переменного личного состава всего в один год чем-то длительным призывникам уже не кажется...
     - Несомненно. И сюда я бы добавил тот момент, что оренбургским контингентом комплектуется в том числе и наш Приволжско-Уральский военный округ. Более того, некоторые призывники остаются служить в частях, дислоцирующихся на территории самой Оренбургской области, по сути, дома. Это весьма привлекательные моменты для кандидатов в солдаты.
     - Значит...
     - Предвижу ваш вопрос об уклонистах. Верно? Увы, даже на фоне явных встречных шагов избежать данной проблемы пока не удается. По тем, кто пытается «прогулять» армию, ведется работа в установленном порядке. Метод всем известен: розыск - доставка. Исполнители - представители правоохранительных органов. Случаев не так много, как было раньше. Но они, повторюсь, все же есть.
     Однако не стоит забывать, что часть контингента тех самых уклонистов представляют молодые люди группы риска. Нам они хорошо известны. Правда, встретиться с ними достаточно проблематично. Хотя они для нас в силу своих пристрастий никакого интереса не представляют. Все, что нам надо, - списать их на основании официального обследования, закрыть учетные дела и... забыть о них.
     - Возвращаясь к теме года службы. Сокращение армейского периода до двенадцати месяцев повлияло на выстраивание отношений с родителями призывников?
     - Родители намного проще воспринимают годовой период расставания с детьми. К тому же они сами видят происходящие в войсках положительные изменения. В частности, говорят, что не стало прежней градации между военнослужащими различных призывных периодов. Рассказывают об уходе в прошлое такого момента, как отрыв личного состава на решение задач, не связанных с боевой учебой. Отмечают повышение внимания в частях к процессу боевой подготовки. Это с одной стороны. С другой - мы, сотрудники областного военного комиссариата, представители наших отделов на местах, ведем активную информационную работу с каждым родителем: адрес места службы сына, номер дежурного телефона в части каждый из них может получить одновременно с отправкой эшелона. Что в свою очередь позволяет им быть в курсе прибытия команды на место, узнать о самочувствии новобранца. Более того, если какой-то информации в отношении сына родителям недостает, мы помогаем им связаться по телефону с сотрудниками прокуратуры по месту службы солдата или просим представителей прокуратуры Оренбургского гарнизона помочь разобраться в сложившейся ситуации.
     - Можно предположить, что при таком подходе родители теперь охотнее идут с вопросами в военкомат, чем в какие-то общественные организации. Кстати, региональный комитет солдатских матерей - это ваши друзья или альтернативщики?
     - Это наши коллеги. Мы стараемся не в одиночку, а сообща решать текущие вопросы, проблемные моменты. Время доказало, что кулуарный подход в нашем деле малоэффективен и даже может навредить. К тому же никто не оспаривает тот факт, что такое учреждение, как военный комиссариат, располагает наработанным набором возможностей, определенными рычагами воздействия.
     Со своей стороны мы приобщили представителей комитета солдатских матерей к участию в процессе розыска пребывающих в СОЧ военнослужащих. При необходимости делимся с ними рабочей информацией: адресными данными солдат, номерами телефонов их родителей. Все это позволяет вести розыск намного эффективнее. Есть даже примеры, когда благодаря подобной кооперации удалось найти тех, кого искали в течение ряда лет.
     - С годами в российских регионах сложились свои, только им присущие традиции проводов призывников на службу. Наверняка нечто подобное есть и в Оренбуржье.
     - Церемония отправки новобранцев входит в действующую на областном уровне программу патриотического воспитания молодежи. Она неизменно проходит на центральной площадке выставочного комплекса Оренбургского областного историко-краеведческого музея «Салют, Победа!». В адрес завтрашних солдат звучат напутственные слова, им передаются «дорожные подарки». Перед ними выступают творческие коллективы. Ну а к памятным особенностям можно отнести вручаемые каждому новобранцу наручные часы и компакт-диск с песнями родного края. Иные изыски, считаем, в повседневной деятельности военнослужащих ни к чему. А эти атрибуты всякий раз будут напоминать солдатам о том, кого они защищают.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex