на главную страницу

23 Июня 2010 года

Армия россии: новый облик

Среда

Уроки полковника Габисова

Шамиль ХАЙРУЛЛИН, «Красная звезда».
  Фото автора.



     ЦЕНТР боевого применения истребительной авиации (ЦБПИА) входит в состав соединения ВВС, которое среди людей военных известно также как полигон Ашулук. Предназначение летного состава центра - обучение молодых военных летчиков боевому мастерству и обеспечение разных по масштабам показательных мероприятий по боевой подготовке ВВС, которые ежегодно здесь проводятся в большом количестве. Это и учения с участием боевых расчетов зенитных ракетных комплексов и авиационных частей стран СНГ «Боевое содружество», и всевозможные учения стратегической направленности. Кроме того, на полигон выводятся части зенитных ракетных и радиотехнических войск, авиационные части для проверки уровня их боевой выучки. При этом в динамике учебно-боевых ситуаций летный состав центра оказывает противодействие экзаменуемым частям, работая за «противника», оценивает уровень подготовленности летчиков этих частей.
     Требование к летному составу центра высочайшие: здесь призваны служить только лучшие военные летчики ВВС Российской Федерации. В связи с этим тут главный приоритет - подготовка первоклассных воздушных бойцов, настоящих асов. Ежегодно сюда отбирают от четырех до шести наиболее способных выпускников авиационных институтов, квалификация которых за три года доводится до уровня летчика 1-го класса. Это неплохой показатель, хотя такие сроки на стороннего наблюдателя впечатления не произведут. Что поделать, хорошего летчика можно сравнить с жемчужиной, которая взращивается в своей раковине долгие годы. И, как говорится, «на выходе» именно такой летчик - эталон, находящийся на особом счету у командования Военно-воздушных сил.
     Летать здесь приходится очень много: днем и ночью, в различных погодных условиях. Однако не только количество часов, проведенных в воздухе, определяет уровень подготовки летчика-истребителя современной сверхзвуковой авиации. Очень важно и то, кто обучает его мастерству. Поэтому невозможно обойти вниманием одну из ключевых фигур этой воинской части - самого начальника 116-го ЦБПИА полковника Игоря Габисова.
     ...НЕ ДУМАЛ не гадал Игорь Габисов, что станет военным летчиком. Просто поехал с другом за компанию держать экзамены на летный факультет в Ставропольское высшее военное авиационное училище и неожиданно для себя поступил. В 1981 году получил диплом об окончании этого училища и погоны лейтенанта. Очень гордился своей принадлежностью к военлетам. Но, как оказалось, до настоящего воздушного бойца ему было еще далековато. На Сахалине в истребительном авиационном полку, куда Габисов был направлен для дальнейшего прохождения службы на первичной офицерской должности, его профессиональное становление продолжалось еще 3 года. Для летчика-истребителя это вполне нормальный срок, поскольку к несению боевого дежурства летчиков с квалификацией ниже 1-го класса не допускали. Такую квалификацию летчики «зарабатывали» обычно в течение 3,5 лет.
     Столь строгие требования ко всему летному составу истребительной авиации Войск противовоздушной обороны страны были тогда вполне объяснимы. В условиях «холодной войны», глобального противостояния Варшавского договора и НАТО руководство нашей страны предъявляло жесткие требования к Вооруженным Силам, и в первую очередь, к часовым воздушных границ - войскам ПВО. И неудивительно, что все летчики-истребители являлись профессионалами высочайшей пробы.
     В их число входил и Габисов. После получения квалификации летчика 1-го класса наравне с другими стал нести боевое дежурство по охране воздушных границ Родины на Дальнем Востоке. В течение последующих 5 лет службы в полку он выполнил 150 боевых вылетов, при этом более сотни раз участвовал в непосредственном сопровождении приблизившихся к нашим воздушным границам самолетов-разведчиков и боевых самолетов иностранных государств.
     Позже Игорь Георгиевич четыре года служил в авиачасти, дислоцированной в ту пору в Эстонии. За это время поднялся по служебной лестнице от командира звена до командира эскадрильи самолетов МиГ-29. После окончания Военно-воздушной академии в 1994 г. продолжил свою летную биографию в Центре боевого применения истребительной авиации (ЦБПИА), дислоцирующемся в Астраханской области. Здесь проходил службу сначала командиром эскадрильи, затем заместителем начальника центра по летной подготовке, потом заместителем начальника центра.
     Теперь полковник Габисов, продолжая летать, уже 7-й год командует этим центром. Не сразу, не вдруг оказался офицер на столь ответственной должности, а последовательно и терпеливо проходя многотрудный путь профессионального и должностного роста. Естественно, что ныне Игорь Георгиевич не просто мастер боевого применения, военный летчик-снайпер, но и умелый методист, умудренный опытом наставник, не только по должности, но и по моральному праву обучающий офицерскую молодежь боевому летному мастерству. Десятки офицеров, ставших под его руководством мастерами боевого применения, летчиками-снайперами, с благодарностью вспоминают его школу. О нем говорят как о фанате своего дела. В 1991 г. за успешное несение боевого дежурства Габисов был награжден медалью «За боевые заслуги», а в 2000-м - орденом «За военные заслуги».
     - Поскольку мы призваны давать оценку уровню подготовленности летного состава авиационных частей, выводимых на полигон, то и сами должны обладать знаниями и умениями более высокими, чем имеются у тех, кого оцениваем, - поясняет полковник Игорь Габисов. - Вот и стремимся знать больше, летать лучше. И это не бравада, а жесткие требования, которые ежедневно в процессе боевой подготовки предъявляются к летному, радиотехническому составу, офицерам командного пункта. Не справляешься, не тянешь, не умеешь, не хочешь - место в центре для тебя заказано; будь добр, освободи его для тех, кто хочет, умеет, знает и стремится достойно решать все эти задачи. В противном случае смысл существования центра боевой подготовки и боевого применения просто теряется.
     - Проблем с топливом не испытываем, - продолжает Габисов, - дают столько, сколько просим. Поэтому полеты идут постоянно, летаем по 4 смены в неделю. Аэродром живет, дышит, местным жителям, живущим рядом с ним, мы, наверное, порядком, надоели. Но летчик должен летать, авиационная техника должна эксплуатироваться в воздухе. Только так! В противном случае положительного результата не добиться.
     Мы участвуем также в исследовательских и в опытных учениях, что тоже предполагает высокий уровень профессионализма всех категорий личного состава. Иначе выполнение поставленной задачи из-за неподготовленности хотя бы одного человека может просто сорваться, что недопустимо. Да, слабаков в подчинении у меня нет. Те, кто был морально, психологически неустойчив, кто считал, что служба тяжела и неблагодарна, давно уже от нас ушли. Остались только проверенные, закаленные военной службой, летной работой люди, с которыми можно решать любые задачи. И это еще раз было доказано нашим участием в воздушном параде над Красной площадью 9 Мая.
     В ДЕКАБРЕ 2009 г. перед соединением ВВС, которым командует генерал-майор Владимир Градусов, была поставлена задача по подготовке к участию в воздушном параде в Москве в честь 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Замысел был впечатляющим: составить две группы самолетов, изображающих цифру «65», - из истребителей МиГ-29 (составляющая «шестерка») и штурмовиков Су-25 (составляющая «пятерка»), - пролет которых над Красной площадью и должен был стать важной частью воздушного парада. Выбор именно этого соединения вышестоящим командованием для выполнения такой необычной задачи был неслучайным: именно здесь на основе летного состава ЦБПИА можно было собрать большую группу подготовленных летчиков. Что и было сделано: из 12 экипажей центра такая группа была сформирована.
     Роль генерала Градусова при выполнении этой задачи трудно переоценить. Для ее решения необходимо было не только дополнительно обучить часть летчиков, но и подготовить их психологически. Ведь освоение полетов в составе большой группы истребителей в сомкнутых боевых порядках, когда интервалы и дистанции между самолетами составляют всего 10 м и менее, накладывает дополнительную психологическую нагрузку на летный состав. Тем более что летчик-истребитель даже самой высокой квалификации - это прежде всего воздушный боец, которого готовят к схватке в воздухе, а не к выполнению фигур высшего пилотажа, как готовят пилотов, скажем, группы «Стрижи». А пролет в сомкнутом строю такой необычной конфигурации, не учтенном ни одним боевым руководящим документом, - это уже элемент высшего пилотажа.
     Особое внимание генерал-майор Градусов обратил на так называемый человеческий фактор. Ведь каждый летчик-истребитель обладает определенными индивидуальными особенностями, которые нужно обязательно учесть при расстановке людей. Это очень важный момент: в каком месте строя какой из летчиков способен безопасно и качественно выполнить полет, то есть справиться с поставленной задачей.
     И еще. К выполнению задачи в этой группе был привлечен также летный состав Буденновской авиабазы (Су-25). Это достаточно подготовленные летчики, но и с ними нужно было много работать как в профессиональном, так и в психологическом плане. Непростая это была миссия по сколачиванию единого коллектива группы (23 самолета, 23 летчика), способной пролететь в плотном строю над главной площадью страны.
     На генерал-майоре Градусове лежала ответственность за подготовку всей группы (цифр «6» и «5»). И большую помощь своему командиру в подготовке летчиков к воздушному параду оказали все должностные лица ЦБПИА. А главным помощником в этом ответственном деле был полковник Игорь Габисов - его единомышленник и правая рука. Символично, что полковник Габисов, который поднимал в воздух вторую тройку МиГов на 20 секунд позже первой, носом своего самолета должен был четко держать равнение на хвост истребителя, ведомого генерал-майором Градусовым. Словом, при подготовке группы к воздушному параду был полностью востребован бесценный служебный опыт Игоря Георгиевича как военного летчика высшей квалификации, как прекрасного методиста и знатока душ воздушных бойцов.
     Период с декабря прошлого года по 9 мая 2010 года был очень непростым в службе генерал-майора Градусова, полковника Габисова и вообще всех летчиков, участвовавших в подготовке к воздушному параду. Тренировки в воздухе проходили не только, так сказать, «дома», но и на военном аэродроме в Курске, а затем более месяца на аэродроме Чкаловский в Москве. К тому состоянию души Габисова, которое возникает у любого человека, ожидающего важное жизненное испытание, примешивалось еще и беспокойство за дела в возглавляемом им ЦБПИА. Ведь и командир соединения генерал-майор Градусов, и Габисов, и его заместители, и все лучшие летчики центра невольно оказались отвлеченными от исполнения непосредственных обязанностей в части. А служба в центре тем временем продолжалась согласно плану боевой подготовки без всяких скидок на отсутствие командиров-единоначальников.
     Так, например, в первой половине апреля, в самый разгар подготовки к воздушному параду на аэродроме Чкаловский, на полигоне Ашулук готовилась воздушно-огневая конференция. Во время этого показного мероприятия планировалось учение с боевым эпизодом по отражению силами зенитной ракетной бригады, авиацией ЦБПИА воздушного налета самолетов и крылатых ракет условного противника. И получалось, что в этом учебном бою должны были принять участие молодые необстрелянные летчики, которые заменили опытный летный состав, убывший для участия в воздушном параде в Москве. Справятся ли молодые офицеры с задачей, которая по плечу первоклассным воздушным бойцам?
     ...Я сижу в служебном кабинете полковника Габисова и смотрю на его немного осунувшееся лицо.
     - Нагрузка, конечно, была огромной. Как, говорится, тяжело в учении... - Игорь Георгиевич закуривает и с улыбкой вспоминает подробности знаменитого воздушного парада 9 Мая. - Вот так! Готовились почти полгода, свыше 40 тренировок было проведено, а уж сколько часов налетали, никто не считал. А пролетели над Красной площадью, вернее, над крышей ГУМа, за считаные секунды. О чем я думал в те мгновения? А о том, как мы смотримся оттуда, снизу...
     Затем Игорь Георгиевич положил передо мной на стол небольшой фрагмент обшивки какого-то летательного аппарата с начертанными на ней красным фломастером словами: «Лейтенанту Тихенко А. в память о первой сбитой РУМ».
     - Вот таким подарком встретили нас по возвращении из Москвы молодые летчики, которые участвовали в учении на полигоне Ашулук в апреле нынешнего года. В частности, летчик лейтенант Тихенко, будучи в воздухе, умудрился сбить радиоуправляемую крылатую ракету-мишень. Хочу вручить ему вот этот осколок сбитой им ракеты на долгую память. Что и говорить, молодец! Если лейтенанты стали сбивать столь сложные цели, значит, труды наши не проходят бесследно.
     На снимках: полковник Игорь ГАБИСОВ готовится к взлету; 3 секунды над сердцем Родины; на взлет!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex