Развязать ее готовились оба корейских государства, возникшие по итогам Второй мировой войны, разделенные по 38-й параллели и имевшие в союзниках: Северная Корея - СССР и Китай, а Южная Корея - США. Пхеньян упредил своего визави и первым рано утром 25 июня двинул войска. Причем они действовали настолько активно, что за месяц захватили практически всю территорию полуострова. У южных корейцев оставался только кусочек суши в 120 квадратных километров, когда они при поддержке американских войск, получивших статус сил ООН, нанесли мощнейший контрудар. Он вел к поражению Севера, однако ему на помощь пришли китайцы, которые при поддержке советских самолетов восстановили первоначальное положение - разделение полуострова по 38-й параллели.
Эта «ничья», официально оформленная соглашением о перемирии, сохраняется до сих пор, угрожая время от времени вылиться в новый вооруженный конфликт. Однако всякий раз стороны останавливались в шаге от него, понимая, к чему он может привести. Тем более что еще живы воспоминания о той войне. Как известно, она сопровождалась и многочисленными «побочными жертвами», и чудовищными преднамеренными преступлениями против мирного населения. В ней впервые систематически использовался напалм, а американская авиация проводила ковровые бомбардировки северокорейских городов. Готовились американцы и к применению ядерного оружия, на что нацеливала их директива совета национальной безопасности номер 68. Позднее в своих мемуарах генерал Дуглас Макартур, который командовал силами ООН в Корее, писал: чтобы остановить китайское наступление, «я бы сбросил 30-50 атомных бомб... вдоль самой узкой части Маньчжурии. Мой план, несомненно, сработал бы».
Сегодня ситуация на полуострове вновь обострилась до предела. Опросы показывают, что семь из десяти южнокорейцев полагают, что возникший конфликт между двумя странами может привести к полноценной войне. Эта мысль настолько захватила население страны, что порой доходит до смешного, если бы не было все так грустно. Как сообщается из Сеула, на днях некий житель деревни Ансан, находящейся в 22 милях к юго-западу от столицы Южной Кореи, заявил, что около 50 летательных аппаратов, похожих на парашюты, упали на одну из ближайших гор накануне вечером. Южнокорейские военные отреагировали на этот сигнал мгновенно, посчитав, что речь идет о высадке северокорейского десанта, и привели в повышенную боеготовность войска. К месту предполагаемой высадки десанта была выслана разведка, которая обнаружила там... детские воздушные шары, наполненные гелием. Как выяснилось, они были выпущены в небо местным детским садом.
Нынешняя напряженность в отношениях двух Корей возникла после того, как в ночь с 26 на 27 марта в Желтом море внезапно взорвался и затонул корабль южнокорейских ВМС «Чхонан», в результате чего погибли 46 членов его экипажа. Сеул почти тут же обвинил в гибели корвета Пхеньян, а через два месяца предоставил и доказательства этого. Их подготовила специальная комиссия, куда входили представители нескольких западных стран. КНДР отвергает все эти обвинения, заявляя, что они были сфабрикованы Южной Кореей и США. Одновременно обе стороны стали принимать упреждающие меры военного характера. Пхеньян объявил чрезвычайное положение и перебросил к границе дополнительные войска. В Сеуле на уровне военного совета был рассмотрен целый комплекс возможных действий в отношении КНДР, а также объявлено о проведении совместно с США крупномасштабных военно-морских учений. «Поскольку стало ясно, что затопление «Чхонана» - дело рук Северной Кореи, Республика Корея и США пришли к единому мнению о необходимости показать волю сдержать Пхеньян и провести совместные учения в виде крупномасштабной демонстрации силы», - заявил представитель министерства обороны Южной Кореи.
Одновременно Сеул попытался вынести инцидент с корветом на Совет Безопасности ООН и добиться от него принятия новых санкций в отношении КНДР. В связи с этим постоянный представитель КНДР при ООН Син Сон Хо заявил, что на любое возможное осуждение Пхеньяна Советом Безопасности его страна ответит военными мерами. «Я дипломат, и у меня нет оружия, - сказал он на пресс-конференции в Нью-Йорке. - И если Совет Безопасности примет какой-либо документ, направленный против нас, осуждающий нас, то я лично ничего не сделаю. Но наши вооруженные силы предпримут дальнейшие меры. Если Совет Безопасности предпримет любые действия, то я потеряю работу. Но тогда работа появится у наших вооруженных сил». Отвечая на вопрос о том, использует ли КНДР в этом случае ядерное оружие, Син Сон Хо подчеркнул: «Ядерное оружие является для нас средством сдерживания».
В результате СБ ООН на неформальном заседании решил продолжить обсуждение возможных шагов в ответ на инцидент с корветом «Чхонан», однако воздержался от того, чтобы обвинять в потоплении корабля северокорейскую сторону. Тщательного расследования инцидента требует и Россия. «Несмотря на то что распространение получила только одна версия, мы не должны сразу же все на веру принимать. Нужно провести максимально тщательное расследование, и как только его результаты будут очевидны, как только они станут достоянием общественности, в этом случае речь может идти о наказании виновных, о привлечении их к ответственности, в зависимости от того, конечно, кто будет назван в числе этих виновных. Я имею в виду государство или какие-то иные силы», - заявил в интервью газете «Уорлд стрит джорнел» Президент России Дмитрий Медведев.
Кстати, достаточно много наблюдателей высказывают мысль, что к происшествию в Желтом море могут быть причастны и американцы. С одной стороны, это, как предполагается, произошло непреднамеренно - к тому моменту закончились учения ВМС США, и в условиях сильных течений в этом районе американская подводная лодка, принимавшая в них участие, могла сбиться с курса и протаранить южнокорейский корвет. А с другой - американцы пошли на него целенаправленно. Ведь потопление «Чхонана» предоставило Вашингтону дополнительные козыри в переговорах с Токио о военной базе США на Окинаве. Еще накануне инцидента правительство Юкио Хатоямы требовало вывода этой базы, а после него согласилось с дальнейшим пребыванием американских морпехов на острове в интересах... обеспечения безопасности в регионе.
Насколько вероятен американский след, надеюсь, покажет время. Пока же мировое сообщество с тревогой наблюдает за развитием ситуации на Корейском полуострове, а эксперты подсчитывают шансы сторон на случай военного конфликта. По их расчетам, расклад сил сейчас примерно равный - обе страны легко могут нарастить свои армии за счет резервистов до трех миллионов человек. Танков, самолетов и вертолетов у них практически поровну. Но у Северной Кореи есть пусть и несовершенные, если можно так сказать в отношении оружия массового уничтожения, с технологической точки зрения ядерные боеприпасы. И страшно себе представить, во что может вылиться военный конфликт между Севером и Югом.
К сожалению, приходится констатировать, все прошедшие шестьдесят лет после Корейской войны Южная и Северная Корея так и прожили в статусе поныне воющих стран, ни на йоту не приблизившись к созданию правовой основы для межкорейского мира. Шагов в этом направлении предпринималось немало, однако все они оказывались безрезультатными из-за корыстных интересов какой-либо из сторон. И не только Пхеньяна или Сеула, но и других столиц. В конечном счете такая политика может привести к непоправимым последствиям. Чтобы этого не произошло, надо заканчивать Корейскую войну и перемирие, растянувшееся на два столетия, наконец-то превращать в долгожданный мир.