на главную страницу

26 Июня 2010 года

Страна и мир

Суббота

Антипиратские вахты

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».
Фото Виталия АНЬКОВА.




     Отряд кораблей Тихоокеанского флота, который возглавлял большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников», вернулся во Владивосток, завершив международную миссию по защите судов в Аденском заливе от пиратов. За время миссии у африканских берегов моряки-тихоокеанцы провели более десятка конвоев, в которые входило свыше ста судов из разных стран. Кроме того, они приняли участие в освобождении танкера «Московский университет», захваченного пиратами.
     Это был уже четвертый отряд кораблей Тихоокеанского флота, который принял участие в международной миссии по борьбе с пиратами у берегов Сомали. Ранее, с начала 2009 года, борьбу с пиратами вели отряды кораблей во главе с большими противолодочными кораблями «Адмирал Виноградов», «Адмирал Пантелеев» и «Адмирал Трибуц».
     В начале июля к патрулированию в районе Африканского Рога и Аденского залива с целью обеспечения безопасности судоходства приступит большой противолодочный корабль Северного флота «Адмирал Левченко». Напомним, что в соответствии с поручением Президента РФ и резолюцией Совета Безопасности ООН наши корабли с конца 2008 года осуществляют сопровождение российских и иностранных торговых судов, обеспечивая безопасность морского судоходства у побережья Сомали.
     Вклад Военно-морского флота России в коллективные усилия международного сообщества по борьбе с пиратами у берегов Сомали по достоинству оценен многими высокопоставленными международными лицами. По данным Международного морского бюро, присутствие сил военно-морской коалиции и активные антипиратские действия у побережья Сомали помогли снизить количество пиратских нападений в этом районе за последнее время.
     Однако при снижении числа пиратских нападений расширилась зона подобных атак. Причем статистика по пиратству не охватывает всей картины происходящего, поскольку некоторые факты нападений потерпевшими сознательно замалчиваются. Многие пострадавшие от морских разбойников капитаны судов не сообщают о подобных случаях, поскольку последующие полицейские мероприятия ведут к потере времени и большим убыткам, доходящим порой до нескольких десятков тысяч долларов ежедневно. Поэтому, как правило, сообщается только о фактах нападений, когда они сопровождаются убийствами, похищениями или большими материальными потерями.
     На состоявшейся недавно в Стамбуле конференции под эгидой ООН, в работе которой приняли участие представители более пятидесяти стран, ряда международных организаций, отмечалось, что для искоренения проблемы пиратства в Сомали необходимо развивать инфраструктуру, рыболовство, транспорт, снизить безработицу. По словам участников конференции, установление стабильности в Сомали имеет большое значение для безопасности региона и всего мира. В Сомали отсутствует централизованная власть, страна поделена на несколько областей, которыми правят различные криминальные кланы. На этом фоне здесь и стало расцветать пиратство. Нападения на суда у берегов Сомали переросли в серьезную международную проблему. Пираты регулярно захватывают иностранные суда и требуют за их освобождение выкуп. На конференции было принято решение о создании международного финансового фонда для борьбы с морским пиратством.
     Расширяется зона пиратской активности: захваты судов происходят в тысяче километров от берегов Сомали. Фактически зоной пиратского промысла стал огромный по площади район Индийского океана, эффективно контролировать который не в состоянии даже военно-морской флот всех стран мира. Доходность пиратского «бизнеса» достигает 15 тысяч долларов США на каждого пирата за один набег. Возрастает уровень насилия: только в прошлом году пиратами было обстреляно 120 судов, 8 моряков убиты, 68 ранены.
     От пиратской угрозы, по оценкам экспертов, потери составляют в год до 15 млрд. долларов. Это не только заплаченные выкупы, но и дополнительные расходы на патрулирование и военное сопровождение кораблей, обходные маршруты, страхование, укрепление систем безопасности... Эти расходы вовсе не абстрактны, они ложатся на государственные бюджеты и закладываются в стоимость перевозимых товаров, повышая их окончательную цену.
     Анализ антипиратской деятельности показывает, что основной проблемой по-прежнему остается нерешенность вопроса о механизме уголовного преследования лиц, подозреваемых в пиратстве. Поэтому зачастую захваченные пираты избегают наказания.
     Тем временем первый суд над сомалийскими пиратами прошел в нидерландском Роттердаме. Голландское правосудие приговорило пиратов, пытавшихся захватить нидерландское судно в Аденском заливе, к пяти годам колонии. Между тем прокуратура настаивала дать каждому обвиняемому по семь лет тюрьмы, однако суд учел «непростую ситуацию в Сомали, из-за которой обвиняемым пришлось стать пиратами». Пираты были взяты в плен в 2009 году после попытки захвата судна, шедшего под флагом нидерландских Антильских островов. Нападение было отбито, а вооруженные автоматами и гранатометами налетчики задержаны...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex