на главную страницу

29 Июня 2010 года

События. Комментарии

Вторник

На основе взаимовыгоды

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин и глава кабинета министров Украины Николай Азаров провели в Москве очередной раунд переговоров, главными вопросами которого стали: анализ сочинских российско-украинских договоренностей; выполнение текущих вопросов двусторонних экономических связей; дальнейшее углубление и развитие сотрудничества в энергетической сфере; развитие Севастополя.

     В ходе встречи Владимир Путин отметил, что в работе с украинским коллегой выработался определенный стиль оперативного взаимодействия. «Это верный признак того, что кардинальным образом изменилось качество наших отношений, и это касается не только вопросов сотрудничества в сфере обороны и безопасности, не только газовой сферы, но и сотрудничества по другим направлениям», - с удовлетворением заметил глава российского правительства.
     В свою очередь, Николай Азаров уверен, что улучшение экономического взаимодействия является следствием политической оттепели в отношениях двух стран. «То, что в наших отношениях наблюдается беспрецедентный рост, - это результат нормализации в политической сфере, встреч на высшем уровне», - заявил он. «Если подводить итоги, суммировать, то они направлены на то, чтобы сотрудничество стало долговременным, стратегическим», - добавил глава украинского правительства.
     В частности, был обсужден проект межправительственного соглашения о сотрудничестве в сфере транспортировки нефти. Документ рассчитан на пять лет.
     Была рассмотрена и возможность создания совместного предприятия по транзиту российского газа с участием НАК «Нафтогаз Украины», ОАО «Газпром» и одной из компаний Евросоюза. Премьеры также рассмотрели возможность увеличения транзита газа через территорию Украины и оценили перспективы совместного строительства двух мощных подземных газовых хранилищ на территории западной соседки России.
     В свете дальнейших перспектив данного предложения получил свое развитие и вопрос об объединении российского «Газпрома» и НАК «Нафтогаз Украины». Эта идея, вызвавшая в целом позитивную реакцию, дала в апреле начало дискуссии об этапах и глубине возможной российско-украинской интеграции.
     «Газпром» с самого начала настаивал на том, что создание совместного предприятия между компаниями возможно лишь в случае их дальнейшего слияния. Так, по словам главы российского концерна Алексея Миллера, «договоренность по созданию совместного предприятия, то есть реализация первого этапа совместных планов, будет возможна, только если будет достигнута договоренность о втором этапе - слиянии «Газпрома» и «Нафтогаза».
     По его мнению, сделка реальна, поскольку очевидна ее экономическая выгода. «Мы считаем, что наши украинские коллеги понимают, что предприятие должно быть равновыгодным. Все прекрасно понимают, что с украинской стороны этот вопрос, безусловно, политизирован, - отметил он. - Что касается экономики, все гораздо проще: украинские партнеры понимают все плюсы и выгоды, и прежде всего то, что это будет означать модернизацию газотранспортной системы Украины». Кроме того, в случае создания совместного предприятия газ для населения Украины будет поставляться по «субсидируемым ценам, регулируемым, нерыночным».
     Впрочем, данный вопрос на Украине вызывает острые дискуссии. Далеко не все согласны с предложением российской стороны. Да и нынешнее руководство страны чрезвычайно осторожно относится к данной идее, несмотря на всю ее выгоду. Накануне визита Николай Азаров сообщил, что его правительство приняло проект закона о рынке газа. По словам премьера, законопроект открывает перспективу «для модернизации и реформирования компании «Нафтогаз», что было бы абсолютно приемлемо для Европейского союза и «Газпрома». «По сути дела, наше правительство открыло дорогу к созданию на базе «Нафтогаза» нового формирования», - подчеркнул он.
     Зашел разговор и об атомной энергетике. Два месяца назад во время переговоров в Киеве с президентом и премьером Украины было выдвинуто предложение о полномасштабной кооперации в ядерной отрасли сразу по трем направлениям. Но и здесь чувствуется влияние извне...
     Напомним, что Москва и Киев договорились недавно о достройке российским ЗАО «Атомстройэкспорт» третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой атомной электростанции (ХАЭС). В минувшую субботу в украинской прессе появилось сообщение о том, что государственный комитет ядерного регулирования Украины считает этот проект небезопасным. Примечательно, что эта информационная волна совпала с официальным сообщением о визите в Киев в первых числах июля госсекретаря США Хиллари Клинтон. Эксперты считают, что американские интересы в сфере атомной энергетики на Украине станут одним из важных пунктов предстоящих переговоров: США стремятся ограничить рост влияния России на стратегическую отрасль Украины.
     У двух стран есть большие планы по интеграции и в сфере авиастроения. В области авиационной промышленности рассматривается возможность создания на рыночных принципах объединений предприятий для более тесной интеграции с авиационными предприятиями и научными организациями Российской Федерации с целью эффективной реализации совместных авиационных программ - совместное производство самолетов Ан-140, Ан-148, Ан-70, Ту-334, двигателей для самолетов Як-130, Бе-200 и вертолетов, а также возобновление серийного выпуска самолетов семейства Ан-124.
     Владимир Путин убежден, что объединению предприятий авиапрома России и Украины альтернативы нет, но сделать это нужно будет только на рыночных условиях.
     «По моему глубокому убеждению, альтернативы этому объединению нет, потому что в условиях глобализации на мировых рынках нет места малым предприятиям - на мировом рынке хозяйничают крупные и даже суперкрупные объединения, такие как «Боинг», европейское агентство «Эрбас» и так далее», - сказал Владимир Путин.
     Кроме того, в ходе переговоров было заявлено, что российская сторона не исключает возможности интеграции с Украиной в сфере судостроения. «Компанией «Русгидро» проводятся переговоры и проработка большого проекта об участии в проектах в сфере гидроэнергетики. Это соглашение предусматривает вхождение в уставный капитал, модернизацию каскада ГЭС на Днепре.
     Есть перспективы и в судостроении. Специалисты Объединенной судостроительной корпорации уже посетили практически все крупные предприятия на Украине - «Зарямашпроект», «Паллада», Черноморский судостроительный завод.
     Владимир Путин и Николай Азаров затронули также и тему Севастополя. Накануне премьер-министр Украины заявил, что подписанные соглашения о продлении базирования Черноморского флота Российской Федерации положительно повлияли на развитие экономики на Украине. Сегодня же, по словам Азарова, настало время поговорить о развитии города Севастополя, о развитии его инфраструктуры. В частности, необходимо решить вопросы строительства жилья, развития транспортной системы, постройки очистных сооружений и т.д. «Очень много проблем, в решении которых правительство готово участвовать, но поскольку здесь несколько десятков тысяч военнослужащих, членов их семей, ушедших на пенсию, то и российское правительство должно взять часть проблем на себя», - заключил Азаров.
     Россия готова конструктивно обсуждать с Украиной все вопросы двустороннего сотрудничества с учетом национальных интересов сторон. Об этом свидетельствуют практически все достигнутые с марта месяца договоренности. Очевидно, что и нынешняя встреча глав правительств двух стран продолжила наметившийся курс. Москва готова не только услышать Киев, но и делать конкретные шаги навстречу, если ее интересы, конечно, будут соблюдены.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex