на главную страницу

29 Июня 2010 года

Страна и мир

Вторник

Данные требуют проверки

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



Количество обогащенного урана, произведенного Ираном, позволяет ему уже в течение года собрать два ядерных заряда. Об этом пресса узнала в воскресенье из заявления директора ЦРУ Леона Панетты. В Кремле считают, что эта информация требует дополнительного и тщательного расследования.

     Выступая на итоговой пресс-конференции на саммите «большой двадцатки» в Торонто, Дмитрий Медведев продемонстрировал серьезную озабоченность российского руководства по поводу распространенных американской разведкой сведений. По его словам, «в любом случае такая информация всегда настораживает», поскольку мировое сообщество «не признает иранскую ядерную программу прозрачной». Президент РФ в связи с этим указал, что ситуация вокруг Ирана может стать еще более напряженной, если приведенный американскими спецслужбами факт будет доказан.
     Внимание к ядерной программе Ирана вновь обострилось после того, как в прошлую среду прозвучало сообщение иранского информационного агентства ISNA, сославшегося на заявление главы Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи. Речь шла о том, что Иран уже произвел 17 килограммов обогащенного до 20 процентов урана. При этом Салехи уточнил, что его страна может производить уран и более высокой концентрации, пополняя запас обогащенного урана пятью килограммами каждый месяц. Об успехах иранских ядерщиков, по его словам, свидетельствует то, что в настоящее время они проводят испытания центрифуг третьего поколения и уже приступают к работе над четвертым поколением центрифуг.
     Несколько ранее в Тегеране утверждали, что для нужд их исследовательского реактора требуется выпускать лишь полтора килограмма обогащенного урана в месяц. Разница, как видим, заметная. И возможно, именно она создала новую волну критического восприятия того, что делается в Иране в рамках его ядерной программы.
     Что такое 17 килограммов урана, обогащенного до 20 процентов? Для создания атомной бомбы «низкой» эффективности этого явно мало. Сброшенный на Хиросиму «Малыш» потребовал 64 килограмма урана 89-процентной концентрации. Чтобы получить такое количество ядерной взрывчатки, нужно иметь как минимум 200 килограммов 20-процентного «сырья». Некоторые специалисты считают, что и этого мало.
     Короче говоря, вопрос, очевидно, в том, существует ли в действительности военная составляющая иранской ядерной программы. Или Тегеран просто ловко манипулирует всеобщей настороженностью вокруг нее, чтобы играть роль «без пяти минут ядерной державы».
     Соответственно проблема упирается в эту самую «непрозрачность», на которую указал журналистам Дмитрий Медведев. Она мешает сотрудникам МАГАТЭ установить момент истины. Она осложняет жизнь самому Ирану, обволакивая его туманом подозрительности и делая объектом критики многочисленных поборников укрепления режима нераспространения.
     А вообще-то нелишне было бы еще раз задуматься над трагическим опытом военного вторжения в Ирак. Картина сейчас выглядит достаточно поучительно. Все мы помним, американские спецы в угоду проводимой Белым домом политике фабриковали разведданные о «незаконном» владении режимом Саддама Хусейна оружием массового поражения. А Багдад, вместо того чтобы внести в этот вопрос абсолютную ясность, «секретничал», практически подыгрывая Вашингтону.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex