на главную страницу

30 Июня 2010 года

«ВОСТОК-2010»

Среда

На берегах Онона

Наш специальный корреспондент Тарас Рудык передает из района учения




     В ходе начавшегося вчера оперативно-стратегического учения «Восток-2010» соединения и части Сибирского и Дальневосточного военных округов будут действовать на обширных участках местности в обороне и наступлении, осуществлять различные маневры с охватом противника с флангов и обходом с тыла. Им предстоят многокилометровые марши и засады, встречные бои и дерзкие рейды в тыл «неприятеля». Планируется широкое применение различных видов авиации и артиллерии, танков и БМП, зенитных и ракетных комплексов, тяжелых огнеметных систем ТОС-1 и другой военной техники. Все это и многое другое будет происходить на крупнейших полигонах СибВО и ДВО.
     По этим полигонам протекают реки, там есть немало заболоченных участков местности, а это значит, что войскам придется форсировать водоемы, чтобы захватить плацдармы на противоположных берегах и в конечном счете, разгромив «противника», выполнить поставленные перед ними задачи. Это непростое дело - провести по дну рек танки и на плаву боевые машины пехоты. Точное число танков и БМП, которым предстоит форсировать водные преграды, например, на полигонах Цугол и Юргинском и сегодня вам никто не назовет.
     - Это зависит от замысла, принятия тем или иным командиром бригады решения на форсирование, - пояснял корреспонденту «Красной звезды» на полигоне Цугол начальник вооружения Сибирского военного округа - заместитель командующего войсками округа по вооружению генерал-майор Владимир Городничий. - Сегодня мы можем лишь предполагать, каким образом могут развиваться тактические действия на этом участке местности. Рассчитываем, что здесь, - показал рукой генерал, - пойдут два мотострелковых батальона бригады на БМП-2 и две танковые роты. Справа могут форсировать реку мотострелковый батальон и танковая рота от танковой бригады. Но это, еще раз повторяю, лишь предположительно. Реку может форсировать на этом участке совсем другая бригада, и может пойти на плаву более 100 БМП и по дну порядка 30–40 танков, то есть, только здесь в форсировании могут принять участие до одного танкового и до 3 мотострелковых батальонов.
     Вождение танков под водой и БМП на плаву - мероприятие, требующее хорошей подготовки личного состава ну и, конечно, самой техники. Поэтому накануне основных событий на полигоне Цугол по плану подготовки к ОСУ «Восток-2010» проводилось показное занятие по легководолазной подготовке и преодолению танками и БМП реки Онон. В качестве обучаемых выступали заместители командующих общевойсковыми объединениями СибВО, командиры бригад и их заместители, начальники бронетанковых служб соединений и частей, заместители командиров мотострелковых и танковых батальонов по вооружению ну и, разумеется, тот личный состав, который привлекался для демонстрации практических навыков. В показных целях на данном занятии эту строптивую речку форсировали три экипажа Т-72 из танковой роты, которой командует старший лейтенант Павел Белкин. Затем такие показные занятия прошли во всех бригадах постоянной готовности, которые задействованы в ОСУ «Восток-2010».
     - В бригадах более 40 процентов молодых воинов, которые призваны на военную службу весной 2010 года, - рассказывал на берегу Онона исполняющий обязанности начальника управления боевой подготовки СибВО полковник Рамиль Гилязов. - Чтобы подготовить этих новичков к учению, обучить их воинским специальностям, мы вынуждены были сформировать в бригадах учебные роты. Обучить в короткие сроки таким специальностям, как гранатометчик, пулеметчик, стрелок - помощник гранатометчика и т.п. - это несложно. Однако некоторые молодые солдаты вошли в состав экипажей танков и БМП, где знаний, умений и навыков нужно больше...
     Полковник Гилязов также рассказал, что ради этого учения гораздо раньше состоялся выпуск в окружном учебном центре (ОУЦ) «Песчанка». Здесь, на полигоне, командующий войсками округа генерал-лейтенант Владимир Чиркин проверял ход боевой подготовки, смотрел, как строится обучение молодых солдат. Большинство из них поражали цели из гранатометов, пулеметов ПК и РПК и автоматов.
     А ТЕПЕРЬ о том, как на берегу Онона проходило показное занятие по легководолазной подготовке и преодолению этой быстрой реки. Скажу сразу, что не все там было гладко и красиво. В первую очередь потому, что любая техника имеет свойство время от времени ломаться, особенно если она эксплуатируется лет 20. И когда она выходит из строя, вся надежда на экипаж, на то, что он сумеет с честью выйти из экстремальной ситуации.
     В тот день на берегу Онона было развернуто несколько учебных мест. Так, начальник бронетанковой службы одного из общевойсковых объединений подполковник Игорь Борщев демонстрировал обучаемым подготовку танка к преодолению водной преграды, то есть порядок выполнения экипажем ряда технических операций по герметизации боевой машины специальными материалами и замазкой, чтобы внутрь танка не проникала вода, когда механик-водитель будет управлять им по дну реки.
     На одном из учебных мест под руководством начальника РХБ защиты объединения подполковника Сергея Чечнева были доведены требования безопасности и порядок использования изолирующего противогаза ИП-5.
     - Прежде, чем экипажи зайдут в тренажер для занятий легководолазной подготовкой, каждый солдат изучает устройство и правила эксплуатации изолирующего противогаза, подгоняет его по размеру, проверяет шлем-маску в палатке окуривания, - пояснил начальник войск РХБ защиты СибВО полковник Андрей Волков.
     На учебном месте по легководолазной подготовке, которым руководил заместитель начальника бронетанковой службы СибВО полковник Тимур Шахов, с помощью специального тренажера экипажи танков учились в аварийном режиме покидать Т-72 при остановке его под водой. Этот тренажер представляет собой большой железный ящик высотой около трех метров - своего рода упрощенно выполненная модель боевой машины. Экипаж проникал в тренажер через люки. Ему поступала команда, что танк остановился под водой. Командир танка давал команду экипажу привести в рабочее состояние изолирующие противогазы. Механик-водитель вынимал триплекс и затапливал танк водой, которая поступала в тренажер с помощью насоса из реки. После того как тренажер полностью затапливался, экипаж покидал его.
     Знали бы парни, которые тренировались в этом тренажере, что не пройдет и часа, как им придется действовать в реальной аварийной ситуации, когда их танк при форсировании Онона заглохнет под водой. Вот где жизненно необходимы навыки, полученные в тренажере.
     Танкисты не растерялись, действовали грамотно и хладнокровно - так, как их учили офицеры. Да, эти парни показали смелость и выдержку. И, признаюсь, это было самое запоминающееся, что я увидел на полигоне Цугол при подготовке войск СибВО к ОСУ «Восток-2010». Вот состав экипажа: командир танка контрактник младший сержант Сергей Николаев, наводчик орудия рядовой Виктор Четверяков (прослужил 8 месяцев), механик-водитель контрактник рядовой Андрей Козулин (выслуга по контракту - около 5 лет). Их командир роты - старший лейтенант Павел Белкин, командир батальона - майор Станислав Акамов.
     Младшему сержанту Николаеву 34 года, он проходил срочную службу на Сахалине в Погранвойсках, увольнялся заместителем командира взвода, старшиной 2-й статьи. Около 9 лет проработал в Авиалесохране, тушил лесные пожары, прыгал с парашютом. Пошел на службу по контракту, в должности командира танка третий год. Кстати, танкистом служил и его отец, Александр Петрович, в Группе советских войск в Германии.
     ИТАК, что же произошло в тот день на берегу и в холодных водах Онона? Организаторы занятия по подводному вождению должны были продемонстрировать обучаемым порядок эвакуации танка из реки, в случае если танк заглохнет на дне и его придется вытаскивать с помощью спасательно-эвакуационных средств. На первый взгляд эта техническая операция не представляет особых сложностей. Почти об этом же накануне форсирования говорил корреспонденту «Красной звезды» начальник вооружения Сибирского военного округа - заместитель командующего войсками округа по вооружению генерал-майор Владимир Городничий:
     - Для того чтобы обеспечить выполнение требований безопасности, создана спасательно-эвакуационная служба, предусмотрено медицинское обеспечение. Личный состав спасательно-эвакуационной службы готов к выполнению поставленной задачи: не допустить чрезвычайных происшествий.
     На предстоящих показных занятиях реку будут форсировать три машины. Покажем порядок подготовки техники, водолазов, форсирование и практическую работу спасательно-эвакуационной службы. На основании этих занятий командиры бригад под своим руководством подготовят свой личный состав к форсированию водной преграды. Сил и средств достаточно, ПТСы (плавающий транспортер) и БТСы (бронированный тягач средний) мы сюда подтянули в необходимом количестве, медицинские работники знают свои задачи.
     На первый взгляд, спасательно-эвакуационная служба была во всеоружии. Среди ее материального обеспечения катер, два плавающих транспортера, санитарная машина, радиостанции, водолазное снаряжение, спасательные круги и жилеты, ключи для открытия крышек люков на башне и многое другое.
     Тем не менее, организаторы показного занятия не собирались затапливать танк, чтобы потом показать его эвакуацию. Механику-водителю предстояло остановить Т-72 под водой, но двигатель при этом не глушить. Экипаж одного из ПТС имел задачей размотать трос из лебедки БТСа, продвигаясь к затопленному танку. Там водолаз должен был бы прикрепить этот трос к крюкам танка, чтобы БТС смог вытащить машину из воды.
     Однако в холодных водах Онона двигатель танка заглох не условно, а по-настоящему. Комбриг полковник Рустам Мурадов (а танкисты были его подчиненными) взял ситуацию под личный контроль и начал руководить эвакуацией экипажа, хотя, по всем инструкциям, это должен был делать руководитель занятия, старший офицер бронетанковой службы округа подполковник Лепешкин. Когда, наконец-то, ПТС стал продвигаться к затонувшему танку, разматывая трос из лебедки БТСа, плавающий транспортер стало сносить течением. Механик-водитель попробовал бороться с этим течением, выравнивая машину, но в конце концов ПТС унесло по волнам.
     Однако танкисты не растерялись. Они действительно показали высокий профессионализм, хладнокровие и выдержку. Экипаж затопил машину, покинул ее, и спасатели на катере эвакуировали этих парней из Онона.
     Я УЕЗЖАЛ из Цугола вечером, спустя несколько часов после показного занятия по вождению. Затопленный танк по-прежнему был в реке. Позже мне сообщили, что его вытащили и что ситуация в общем-то не аховая. И все-таки вопросы остались. Во-первых, почему танк заглох в воде, если механик-водитель держал обороты 1500? Кстати, после случившегося я спрашивал у него об этом. Почему танк сразу не эвакуировали из воды? Если не могли, то почему? И почему ПТС унесло течением? Кстати, механики-водители этих плавающих транспортеров не новички. Например, командир отделения взвода ПТС рядовой Рустам Мамадалиев прослужил полгода, в свое время он окончил учебное подразделение в ДВО, и, по его же словам, в этой учебной части учили управлять ПТСом. Был готов эвакуировать затопленный танк командир отделения механик-водитель БТС-4 старший сержант контрактной службы Алексей Коновалов, за плечами которого участие в крупных российско-монгольских учениях «Бархан-1». Высокая выучка отличает и командира отделения механика-водителя БТС-4 старшего сержанта контрактной службы Георгия Рогова...
     Тем не менее, танкистам, которые не растерялись в экстремальной ситуации, а показали настоящий сибирский характер, надо отдать должное. В том, что они попали в такую ситуацию, может быть и их вина, но в том, что вышли из нее без потерь, - их заслуга. И заслуга тех, кто их обучал правилам эвакуации.
     Спасательный катер довез их до берега, они выходили из воды, и первым, кто их встречал, был командир бригады полковник Рустам Мурадов. Комбриг крепко пожал руку каждому из танкистов:
     - Молодцы, парни! Паники не было?
     - Никак нет, товарищ полковник! - в один голос ответил танковый экипаж.
     - Молодцы! - вновь повторил комбриг и добавил: - Все вы будете поощрены премией - каждому по 5 тысяч рублей. А сейчас быстро в санитарную машину, отогревайтесь... Почему машина заглохла и все остальное - потом разберемся...
     - Люди повели себя нормально, так как их натренировали, - прокомментировал произошедшее командир мотострелковой бригады полковник Рустам Мурадов. - Экипаж был полностью управляем командиром машины. Командир танка не растерялся, принял правильное решение, дал команду затопить танк, а после этого установленными сигналами организовал эвакуацию экипажа.
     А вот какую оценку этому случаю дал начальник вооружения Сибирского военного округа - заместитель командующего войсками округа по вооружению генерал-майор Владимир Городничий:
     – В данной ситуации экипаж действовал абсолютно правильно. Уровень подготовки танкистов позволил провести эвакуацию, ее грамотно организовал командир танка, и все члены экипажа действовали грамотно и хладнокровно. Танк залох в воде, поскольку, видимо, наткгнулся на какое-то препятствие. Мы еще раз проведем инженерную разведку этого маршрута.
     ...На учениях обычно создают обстановку, хотя и максимально приближенную к боевой, но допускающую определенные отступления от реальности. В данном случае ситуация сложилась такой, что машину и экипаж действительно пришлось спасать. Экзамен жизнью организаторы занятия выдержали.

     

     На снимках: (слева направо) наводчик орудия рядовой Виктор ЧЕТВЕРЯКОВ, механик-водитель рядовой контрактной службы Андрей КОЗУЛИН, командир танка младший сержант контрактной службы Сергей НИКОЛАЕВ; во время занятий.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex