- Андрей Николаевич, расскажите нашим читателям об ОАО «Пьезо».
- ОАО «Пьезо», созданное под таким именем в 1995 году, имеет богатую историю. Бывший опытный завод, «почтовый ящик», еще в 1944 году начал выпуск военной продукции – пьезоэлектрических резонаторов для радиотехнических устройств. Теперь у нас освоено выращивание искусственных пьезоэлектрических монокристаллов, и в списке продукции резонаторы, кварцевые генераторы, пьезодатчики, пьезоэлементы, кварцевые, танталатлитиевые и лангаситовые фильтры.
В настоящее время ОАО «Пьезо» – базовое предприятие холдинга «Группа предприятий «Пьезо». Они образовали кластер или иначе – научно-техническую группу. Она состоит из восьми предприятий, объединенных по технологическому принципу. В их состав вошли научные структуры. Многие их изобретения стали основой продукции, применяемой оборонной промышленностью в специзделиях. Продукция холдинга используется в зенитном ракетном комплексе С-400, в комплексе активной защиты БМП и танков «Арена», в фазированных решетках боевых авиационных комплексов, в связном оборудовании, системах наведения.
На головном предприятии созданы технологические подразделения по направлениям. Здесь действует научно-технический совет, сосредоточены опытные кадры разработчиков: доктора и кандидаты технических наук, главные конструкторы основных направлений техники, эксперты Международной электротехнической комиссии (МЭК), ведущие специалисты отрасли. Холдинг проводит российские конференции по проблемам развития пьезотехники. Его сотрудники активно участвуют в европейских и международных конференциях. Имеющийся испытательный центр проводит аттестацию качества изделий пьезотехники российских и зарубежных фирм для обеспечения комплектацией наиболее ответственных проектов, в том числе международных. На «Пьезо» ведутся исследования, разработки и производство миниатюрных и микроминиатюрных резонаторов на основе кварца, лангасита, танталата, ниобата лития и других перспективных пьезоэлектриков. Поставляемые нами пьезорезонаторы обладают высокой надежностью, обеспечиваемой применением современных технологий, оборудования, средств измерений и тщательной системой контроля.
- Как у вас обстоят дела с внутренней конкуренцией в данном сегменте рынка?
Прежде всего поясню, что во времена Союза разработкой и изготовлением пьезоэлектронных приборов занималось около 20 заводов, большинство из которых входило в НПО «Фонон». На сегодняшний день осталось четыре действующих предприятия. НПО «Фонон» не существует. По его юридическому адресу теперь зарегистрировано малое предприятие ОАО «ЛИТ-ФОНОН». Очевидно, что оно не может выступать в качестве базового предприятия отрасли.
Вместе с тем малые предприятия, пережившие кризис 1990-х годов, в том числе и «Группа предприятий «Пьезо», выпускающие комплектующие изделия межотраслевого применения (КИМП) военного назначения, могут за свой счет выполнять большую часть научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Причем научный и технологический потенциал фирм позволяет провести эти работы в довольно короткие сроки. Они не нуждаются в надзоре со стороны конкурентов.
«Пьезо», создавая новые изделия, считало, что они должны быть пригодны для использования в новых разработках и отвечать всем требованиям, предъявляемым к такой продукции. Решение о смене старых микрогенераторов на новые в уже действующем оборудовании должны принимать потребители.
Нами в рамках опытно-конструкторской работы создана новая конструкция микрогенератора с целью импортозамещения. Есть потребители, заинтересованные в нашем изделии. И хотелось бы, чтобы военное представительство способствовало бы скорейшему началу работы госкомиссии по приемке темы. При этом предлагается провести испытания новинки в составе соответствующих боевых комплексов, где она может быть использована.
Особо отмечу, что новый кварцевый генератор прошел у независимого исполнителя квалификационные государственные испытания, предусмотренные для подобных изделий. В Минобороны выполнена весьма жесткая проверка по новому классу спецвоздействия. Документально подтверждено, что генератор соответствует всем требованиям, предъявляемым к таким изделиям. У него лучшие эксплуатационные и технические параметры по сравнению с предшественниками.
И, думается, в интересах дела упростить процедуры госиспытаний, зачем тратить финансовые средства, устраивая, по сути, новые государственные испытания комплексов, когда речь идет о замене небольших компонентов. Например, никто не проводит весь цикл госиспытаний военных автомобилей, если в их двигателях планируется использовать свечи зажигания другой фирмы.
- Какова стоимость этих кварцевых генераторов?
- У нас генератор стоит около 5.000 рублей за штуку, что на 2 тысячи меньше, чем на другом отечественном предприятии. За свои деньги мы разработали конкурентоспособный кварцевый генератор, а внедрять нам, увы, пока его не позволяют.

К сожалению, такая картина во всей отрасли. Когда искусственно создаваемый монополист не может конкурировать по техпараметрам и цене, находятся люди, словно специально защищающие его позиции, не обращая внимания на преимущества других предлагаемых аналогичных изделий.
С таким подходом ни о какой конкуренции не может быть и речи. Уверен, что он сложился исключительно из-за действий отдельных личностей. Очевидно, они не озабочены улучшением техпараметров закупаемой продукции и уменьшением цены.
Из-за такого отношения потребитель вынужден покупать изделия у иностранного производителя, причем качество применяемого изделия не всегда отвечает предъявленным требованиям.
- Вы уходите с отечественного рынка военной продукции?
- Нет! Мы остаемся на этом рынке и будем активно разрабатывать новые КИМП, превышающие по своим параметрам существующие аналоги, основываясь на разработанных нами новых базовых технологиях в интересах Минобороны. Надеемся, что военное ведомство обратит внимание на сложившуюся ситуацию. Военпреды должны стать активными участниками процесса «разработка – внедрение» с тем, чтобы потребители получали качественную и недорогую продукцию, а также строго следить за сроками выполнения и сдачи НИР и ОКР, независимо от способа их финансирования.
- В заключение расскажите о тенденциях развития мировых и отечественных производителей микроэлектроники и в частности о ближайших планах «Группы компаний «Пьезо».
- В Юго-Восточной Азии создается лабораторное и крупносерийное производство. Объем ежегодного выпуска изделий соответственно около 150.000 и 8.400.000 штук. На лабораторном оборудовании проводится предсерийная отработка изделия и только после начинается его массовое, так называемое крупносерийное производство гражданской продукции. Так действуют фирмы Японии, Южной Кореи, ориентированные на мировой рынок. Китай делает ставку на закупку производственных линий в целях массового производства для своего колоссального внутреннего рынка.
В Западной Европе и США доминирует выпуск военной продукции. Им нужно серийное производство, но для оборонки не нужно массовое. Кстати, для нас сейчас по ценовому фактору наиболее привлекательным выглядит американское оборудование.
В настоящее время в области гражданской продукции зарубежные производители «задавили» российскую микроэлектронику. В свое время выпуск магнитофонов, телевизоров, радиоприемников, телефонов у нас в стране прекратился. Отечественный рынок для нас исчез. Мы перешли на выполнение договорных тем. Участвуем в международных программах. Ведем разработки в инициативном порядке, чтобы потом предложить потенциальному заказчику новую продукцию.
Нынешние государственные заказы не сопоставимы по объемам с теми, что были во времена Советского Союза, когда ежегодный выпуск только военной авиатехники исчислялся несколькими сотнями машин. Поэтому в наше время изделия выпускаются как штучный товар, а их стоимость выросла в разы.
На государственном уровне поставлена задача по снижению себестоимости военной продукции. Она выполнима и приоритетна для нас. Решения лежат в области оптимизации производства, создании прорывных высокотехнологичных продуктов.
Когда в 1996 году первые китайские резонаторы вышли на российский рынок, мы решили скорректировать свою позицию с учетом сделанного прогноза. Стали готовиться к переходу на наукоемкие процессы и сложные изделия.
Оптимизацию производства начали с создания кластера, в котором каждый его участник отвечает за свой сектор развития. На сегодняшний день модернизировали и автоматизировали прежние установки. Переработка имевшейся технологии показала, что решение одной проблемы требует внесение изменений на всех других этапах производства.
Нами была разработана программа техперевооружения. Ее общая стоимость около 5 млн., а на первом этапе 1,2 млн. долларов. Мы хотели приобрести требуемое оборудование за рубежом через отечественную лизинговую компанию, но столкнулись с проблемой. Оказалось, что этим компаниям лизинг в таком объеме не интересен. Они считают его мизерным.
После долгих поисков нашли компании, но оказалось, что они работают при банках и де-факто предоставляют кредит, а доставкой оборудования, его растаможиванием и всеми другими вопросами надо заниматься нам. Пришлось перестраиваться в соответствии с потребностями и возможностями.
В планы холдинга внес коррективы мировой финансово-экономический кризис, но модернизация производства по мере возможности продолжается.
Знаю, что в наших непростых условиях работаем не только мы. И здесь важна поддержка государства, ведь те же конкурирующие с нами китайские и южнокорейские фирмы, осваивающие российский регион, ее имеют.