на главную страницу

30 Июня 2010 года

События. Комментарии

Среда

Мал золотник, да дорог...

Беседовал Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



«Нам необходимо оптимизировать процесс снабжения армии военной техникой, то есть создать структуру, которая будет заниматься оптимизацией поставок военной техники, специальной техники для нужд Министерства обороны и правоохранительных органов. Нужно смотреть, что покупать, по каким ценам покупать, с какой эффективностью это использовать», – заявил недавно Дмитрий Медведев на встрече с министром обороны Анатолием Сердюковым и новым главой Рособоронпоставка Надеждой Синиковой.
И действительно, проблем здесь за два десятилетия накопилось немало. В частности, предстоит обеспечить равные условия работы для производителей вооружения и военной техники, что позволит повысить качество продукции, удешевить ее. Об этом сегодня наш разговор с финансовым директором ОАО «Пьезо» Андреем МАЦАКОМ.


     - Андрей Николаевич, расскажите нашим читателям об ОАО «Пьезо».
     - ОАО «Пьезо», созданное под таким именем в 1995 году, имеет богатую историю. Бывший опытный завод, «почтовый ящик», еще в 1944 году начал выпуск военной продукции – пьезоэлектрических резонаторов для радиотехнических устройств. Теперь у нас освоено выращивание искусственных пьезоэлектрических монокристаллов, и в списке продукции резонаторы, кварцевые генераторы, пьезодатчики, пьезоэлементы, кварцевые, танталатлитиевые и лангаситовые фильтры.
     В настоящее время ОАО «Пьезо» – базовое предприятие холдинга «Группа предприятий «Пьезо». Они образовали кластер или иначе – научно-техническую группу. Она состоит из восьми предприятий, объединенных по технологическому принципу. В их состав вошли научные структуры. Многие их изобретения стали основой продукции, применяемой оборонной промышленностью в специзделиях. Продукция холдинга используется в зенитном ракетном комплексе С-400, в комплексе активной защиты БМП и танков «Арена», в фазированных решетках боевых авиационных комплексов, в связном оборудовании, системах наведения.
     На головном предприятии созданы технологические подразделения по направлениям. Здесь действует научно-технический совет, сосредоточены опытные кадры разработчиков: доктора и кандидаты технических наук, главные конструкторы основных направлений техники, эксперты Международной электротехнической комиссии (МЭК), ведущие специалисты отрасли. Холдинг проводит российские конференции по проблемам развития пьезотехники. Его сотрудники активно участвуют в европейских и международных конференциях. Имеющийся испытательный центр проводит аттестацию качества изделий пьезотехники российских и зарубежных фирм для обеспечения комплектацией наиболее ответственных проектов, в том числе международных. На «Пьезо» ведутся исследования, разработки и производство миниатюрных и микроминиатюрных резонаторов на основе кварца, лангасита, танталата, ниобата лития и других перспективных пьезоэлектриков. Поставляемые нами пьезорезонаторы обладают высокой надежностью, обеспечиваемой применением современных технологий, оборудования, средств измерений и тщательной системой контроля.
     - Как у вас обстоят дела с внутренней конкуренцией в данном сегменте рынка?
     Прежде всего поясню, что во времена Союза разработкой и изготовлением пьезоэлектронных приборов занималось около 20 заводов, большинство из которых входило в НПО «Фонон». На сегодняшний день осталось четыре действующих предприятия. НПО «Фонон» не существует. По его юридическому адресу теперь зарегистрировано малое предприятие ОАО «ЛИТ-ФОНОН». Очевидно, что оно не может выступать в качестве базового предприятия отрасли.
     Вместе с тем малые предприятия, пережившие кризис 1990-х годов, в том числе и «Группа предприятий «Пьезо», выпускающие комплектующие изделия межотраслевого применения (КИМП) военного назначения, могут за свой счет выполнять большую часть научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Причем научный и технологический потенциал фирм позволяет провести эти работы в довольно короткие сроки. Они не нуждаются в надзоре со стороны конкурентов.
     «Пьезо», создавая новые изделия, считало, что они должны быть пригодны для использования в новых разработках и отвечать всем требованиям, предъявляемым к такой продукции. Решение о смене старых микрогенераторов на новые в уже действующем оборудовании должны принимать потребители.
     Нами в рамках опытно-конструкторской работы создана новая конструкция микрогенератора с целью импортозамещения. Есть потребители, заинтересованные в нашем изделии. И хотелось бы, чтобы военное представительство способствовало бы скорейшему началу работы госкомиссии по приемке темы. При этом предлагается провести испытания новинки в составе соответствующих боевых комплексов, где она может быть использована.
     Особо отмечу, что новый кварцевый генератор прошел у независимого исполнителя квалификационные государственные испытания, предусмотренные для подобных изделий. В Минобороны выполнена весьма жесткая проверка по новому классу спецвоздействия. Документально подтверждено, что генератор соответствует всем требованиям, предъявляемым к таким изделиям. У него лучшие эксплуатационные и технические параметры по сравнению с предшественниками.
     И, думается, в интересах дела упростить процедуры госиспытаний, зачем тратить финансовые средства, устраивая, по сути, новые государственные испытания комплексов, когда речь идет о замене небольших компонентов. Например, никто не проводит весь цикл госиспытаний военных автомобилей, если в их двигателях планируется использовать свечи зажигания другой фирмы.
     - Какова стоимость этих кварцевых генераторов?
     - У нас генератор стоит около 5.000 рублей за штуку, что на 2 тысячи меньше, чем на другом отечественном предприятии. За свои деньги мы разработали конкурентоспособный кварцевый генератор, а внедрять нам, увы, пока его не позволяют.
     К сожалению, такая картина во всей отрасли. Когда искусственно создаваемый монополист не может конкурировать по техпараметрам и цене, находятся люди, словно специально защищающие его позиции, не обращая внимания на преимущества других предлагаемых аналогичных изделий.
     С таким подходом ни о какой конкуренции не может быть и речи. Уверен, что он сложился исключительно из-за действий отдельных личностей. Очевидно, они не озабочены улучшением техпараметров закупаемой продукции и уменьшением цены.
     Из-за такого отношения потребитель вынужден покупать изделия у иностранного производителя, причем качество применяемого изделия не всегда отвечает предъявленным требованиям.
     - Вы уходите с отечественного рынка военной продукции?
     - Нет! Мы остаемся на этом рынке и будем активно разрабатывать новые КИМП, превышающие по своим параметрам существующие аналоги, основываясь на разработанных нами новых базовых технологиях в интересах Минобороны. Надеемся, что военное ведомство обратит внимание на сложившуюся ситуацию. Военпреды должны стать активными участниками процесса «разработка – внедрение» с тем, чтобы потребители получали качественную и недорогую продукцию, а также строго следить за сроками выполнения и сдачи НИР и ОКР, независимо от способа их финансирования.
     - В заключение расскажите о тенденциях развития мировых и отечественных производителей микроэлектроники и в частности о ближайших планах «Группы компаний «Пьезо».
     - В Юго-Восточной Азии создается лабораторное и крупносерийное производство. Объем ежегодного выпуска изделий соответственно около 150.000 и 8.400.000 штук. На лабораторном оборудовании проводится предсерийная отработка изделия и только после начинается его массовое, так называемое крупносерийное производство гражданской продукции. Так действуют фирмы Японии, Южной Кореи, ориентированные на мировой рынок. Китай делает ставку на закупку производственных линий в целях массового производства для своего колоссального внутреннего рынка.
     В Западной Европе и США доминирует выпуск военной продукции. Им нужно серийное производство, но для оборонки не нужно массовое. Кстати, для нас сейчас по ценовому фактору наиболее привлекательным выглядит американское оборудование.
     В настоящее время в области гражданской продукции зарубежные производители «задавили» российскую микроэлектронику. В свое время выпуск магнитофонов, телевизоров, радиоприемников, телефонов у нас в стране прекратился. Отечественный рынок для нас исчез. Мы перешли на выполнение договорных тем. Участвуем в международных программах. Ведем разработки в инициативном порядке, чтобы потом предложить потенциальному заказчику новую продукцию.
     Нынешние государственные заказы не сопоставимы по объемам с теми, что были во времена Советского Союза, когда ежегодный выпуск только военной авиатехники исчислялся несколькими сотнями машин. Поэтому в наше время изделия выпускаются как штучный товар, а их стоимость выросла в разы.
     На государственном уровне поставлена задача по снижению себестоимости военной продукции. Она выполнима и приоритетна для нас. Решения лежат в области оптимизации производства, создании прорывных высокотехнологичных продуктов.
     Когда в 1996 году первые китайские резонаторы вышли на российский рынок, мы решили скорректировать свою позицию с учетом сделанного прогноза. Стали готовиться к переходу на наукоемкие процессы и сложные изделия.
     Оптимизацию производства начали с создания кластера, в котором каждый его участник отвечает за свой сектор развития. На сегодняшний день модернизировали и автоматизировали прежние установки. Переработка имевшейся технологии показала, что решение одной проблемы требует внесение изменений на всех других этапах производства.
     Нами была разработана программа техперевооружения. Ее общая стоимость около 5 млн., а на первом этапе 1,2 млн. долларов. Мы хотели приобрести требуемое оборудование за рубежом через отечественную лизинговую компанию, но столкнулись с проблемой. Оказалось, что этим компаниям лизинг в таком объеме не интересен. Они считают его мизерным.
     После долгих поисков нашли компании, но оказалось, что они работают при банках и де-факто предоставляют кредит, а доставкой оборудования, его растаможиванием и всеми другими вопросами надо заниматься нам. Пришлось перестраиваться в соответствии с потребностями и возможностями.
     В планы холдинга внес коррективы мировой финансово-экономический кризис, но модернизация производства по мере возможности продолжается.
     Знаю, что в наших непростых условиях работаем не только мы. И здесь важна поддержка государства, ведь те же конкурирующие с нами китайские и южнокорейские фирмы, осваивающие российский регион, ее имеют.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex