НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ Азербайджан провел крупномасштабное военное учение, в котором приняли участие подразделения министерств обороны и внутренних дел, а также пограничники. Всего - свыше 4 тысяч военнослужащих, более 170 единиц бронетехники, 125 артиллерийских систем, несколько десятков боевых самолетов и вертолетов. Как следует из сообщения пресс-службы министерства обороны республики, на учении, прошедшем 21–24 июня, «отрабатывалась координация и взаимодействие различных силовых структур в подавлении военной агрессии против Азербайджана, нанесение ущерба противнику современными системами вооружений и авиации, крупномасштабные наступательные операции по разгрому вторгнувшихся вражеских группировок, введение в бой оперативных ресурсов и развитие атаки вглубь вражеских позиций... Привлеченные на учения соединения и части выполнили все поставленные перед ними задачи».
На основном этапе учения присутствовал президент Азербайджана Ильхам Алиев, который выступил перед военнослужащими на подведении итогов. Он сообщил, что Азербайджан продолжит наращивать мощь вооруженных сил и предпринимать шаги, направленные на производство продукции оборонного назначения. По его словам, за последние несколько лет страна добилась увеличения расходов на оборону в 13 раз, и в настоящее время оборонный бюджет республики равен 2 млрд. 150 млн. долларов США. Надо отметить, что это весьма значительная сумма, если учесть, что население республики составляет всего 9 млн. человек, а численность вооруженных сил (согласно открытым данным из иностранных источников) - порядка 100 тыс. военнослужащих.
Чем обусловлены усилия Азербайджана в военной сфере, расшифровывать нет необходимости, если принять во внимание нерешенность известной проблемы, связанной с Нагорным Карабахом.
Наша справка. В ходе боевых действий в начале 1990-х годов Азербайджан утратил контроль над рядом районов, расположенных за пределами Нагорного Карабаха и имевших преимущественно азербайджанское население. Согласно имеющимся данным, в ходе конфликта беженцами и вынужденными переселенцами стали почти миллион азербайджанцев и 300 тысяч армян. В мае 1992 года отрядами непризнанной Нагорно-Карабахской Республики была проведена операция по установлению контроля над стратегически важной дорогой Шуша - Лачин - Забух («Лачинский коридор»). В настоящий момент по ущелью проходит автодорога Ереван - Горис - Степанакерт - единственная, по сути, транспортная артерия, связывающая непризнанную Нагорно-Карабахскую Республику с Арменией.
В ОТЛИЧИЕ от других республик бывшего советского Закавказья Азербайджан обладает большими запасами природных ископаемых и, что особенно важно сегодня, углеводородным сырьем, востребованным на мировом рынке. Еще во времена СССР республика являлась важной базой советского топливно-энергетического комплекса, а после распада Союза руководство Азербайджана - вначале Гейдар Алиев, а затем его сын Ильхам Алиев - многое сделало для модернизации нефте- и газодобывающей отрасли, использования современных технологий ведущих западных компаний.
Добыча нефти в Азербайджане находится на уровне 50 млн. тонн, большая часть «черного золота» вывозится в Европу. Для этого республика использует мощный нефтепровод Баку - Тбилиси - средиземноморский порт Турции Джейхан. Оператором проекта выступает английская компания «Бритиш петролеум». Кроме того, Баку может использовать для экспорта своей нефти черноморские порты России и Грузии (нефтепроводы Баку - Новороссийск и Баку - Супса, железная дорога в Батуми).
Перспективы азербайджанской «нефтянки» вместе с тем не слишком обнадеживающи. Высокий уровень добычи на основной группе месторождений «Азери - Чираг - Гюнешли» (АЧГ), по заключению некоторых экспертов, удастся поддерживать относительно недолго. Запасы АЧГ, которые оцениваются в 860–1.000 млн. тонн, будут исчерпаны к 2025 году на 80–90 процентов. Поэтому «нефтяное счастье» Азербайджана, если не будут найдены новые крупные месторождения на Каспии, может оказаться не слишком продолжительным, и лет через 25 республике придется импортировать «черное золото» для своих НПЗ из соседнего Казахстана.
Впрочем, нефтяную отрасль ожидают нелегкие времена во всем мире. Это связано с прогнозируемым уже через несколько лет существенным снижением мирового спроса на нефть. Цена на «черное золото» на мировом рынке, по ряду оценок, упадет к 2018 году на уровень 30 долларов за баррель. Сегодня она колеблется в районе 70–75 долларов, что является отчасти, по мнению экспертов, результатом «негласного ценового сговора» производителей и потребителей.
На днях в Москве Институт современного развития и комитет РСПП по энергетической политике и энергоэффективности провели круглый стол на тему «Мировой энергетический рынок: уроки кризиса и перспективы развития», на котором ряд экспертов довольно мрачно оценили среднесрочные и долгосрочные перспективы на рынке «черного золота». Руководитель Института энергетической стратегии Виталий Бушуев считает, что падение цены на нефть произойдет в связи с реализацией Соединенными Штатами планов перевести половину автотранспорта на электрические двигатели к 2020 году.
В ежемесячных докладах Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) также не слишком оптимистично оценивается ситуация в отрасли. В Европе, являющейся основным потребителем азербайджанской нефти, потребление энергоресурсов снижается сейчас из-за внутренних экономических проблем. Эксперты ОПЕК относят к факторам риска во втором полугодии 2010 года проблемы с обеспечением внешнего долга в некоторых государствах еврозоны. Спад отмечается даже в наиболее «крепких» странах, таких как Германия и Великобритания. Падает потребление всех видов топлива - для реактивных двигателей, дизельного, бензина. Похожая ситуация в Италии и Франции.
В ЭТИХ УСЛОВИЯХ производителям нефти приходится искать пути компенсации предстоящего падения доходов от экспорта «черного золота». Один из вариантов - рост экспорта природного газа, альтернативы которому в химической промышленности и энергетике до 2030 года не предвидится. Судя по всему, руководство Азербайджана это понимает и целенаправленно предпринимает усилия по наращиванию добычи «голубого топлива».
В течение ближайших десяти лет Азербайджан намерен увеличить добычу газа до 40–45 млрд. кубометров в год. В 2009 году добыча составила около 17 млрд. кубометров (потребление природного газа внутри страны - примерно 10–11 млрд. кубометров в год). Республика, долгие годы покупавшая топливо у «Газпрома», сама стала экспортером и готова продавать топливо российским компаниям.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявляет, что его компания готова выкупать весь объем предлагаемого Азербайджаном газа. «Мы готовы покупать столько, сколько Азербайджан готов поставить, - заявил он недавно. - Мы готовы купить весь азербайджанский газ, и нам это выгодно». Государственная нефтяная компания Азербайджана и «Газпром» в 2009 году подписали соглашение о поставках азербайджанского газа по трубопроводу Баку - Ново-Филя начиная с января 2010 года по европейской цене для снабжения российских республик Северного Кавказа. В 2010 году российская компания закупит 1 млрд. кубометров, а в 2011 году удвоит закупку.
Одновременно Азербайджан создает инфраструктуру для экспорта «голубого топлива» в страны Евросоюза. Через территорию Грузии (Баку - Тбилиси - Эрзерум) уже проложен газопровод в Турцию. Продажа газа туркам приносит Баку немалые доходы. Цена за каждую тысячу кубометров возросла в этом году для турецких компаний с 120 до 300 долларов США.
Сегодня речь идет о том, чтобы организовать поставки газа в Грецию и Италию. Для этого реализуется проект по строительству трубопровода «Турция - Греция - Италия». Ресурсной базой для него станет газоконденсатное месторождение «Шах-Дениз» (общие запасы месторождения оцениваются в 1,2 трлн. кубометров и 240 млн. тонн газового конденсата). Ввод газопровода в эксплуатацию запланирован на 2012 год. Предстоит модернизировать действующий газопровод Турция - Греция и построить трубопровод (с подводной частью) из Греции через Албанию в Италию. По газопроводу будет прокачиваться ежегодно 8–12 млрд. кубометров. Но многое будет зависеть от скорости введения в строй второй стадии месторождения «Шах-Дениз».
НЕ СНЯТ с повестки дня и проект «Набукко», лоббируемый некоторыми политическими кругами Евросоюза. Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявлял, что его страна будет способна поставлять по этому трубопроводу 9–16 млрд. кубометров в год. Однако для его рентабельности необходимы вдвое большие объемы, которые лоббисты проекта надеются получить у Туркменистана. Для этого, правда, требуется построить газопровод по дну Каспия, что в обозримом будущем нереально из-за нерешенности вопроса о правовом статусе этого моря. Так что в следующем десятилетии экспорт азербайджанского газа в Евросоюз возможен только по маршруту Турция - Греция - Албания - Италия.
Азербайджан пытается также выйти на европейский рынок со сжиженным природным газом. В апреле с.г. между Азербайджаном, Грузией и Румынией подписано соглашение о сотрудничестве в сфере газовых поставок. Предполагается построить в Грузии завод по сжижению азербайджанского газа (от 2 до 7 млрд. кубометров в год) и терминалы на грузинском побережье и в румынском порту Констанца на Черном море. В Баку рассматривают этот проект как новый шаг в усилиях по диверсификации поставок газа в Европу.
Появились сообщения, что Азербайджан намерен с середины будущего года продавать небольшие объемы газа Сирии, перекачивая его через турецкую территорию. Договоренность о поставках 1–1,5 млрд. кубометров была достигнута во время визита в Баку президента Сирии Башара Асада летом прошлого года.
Азербайджанский природный газ предлагается и Ирану. Возможно, уже в ближайшие месяцы будет подписан долгосрочный контракт. Поставки газа уже осуществляются в северные регионы Ирана, которые удалены от основных газовых месторождений. Управляющий директор Иранской национальной газовой экспортной компании утверждает, что новый контракт даст возможность получать 5 млн. кубометров азербайджанского «голубого топлива» в день (около 1,8 млрд. кубометров в год).
ОДНАКО ситуация для экономического развития Азербайджана может радикально измениться, если США, Израиль и некоторые страны Евросоюза все же решатся на военную операцию по уничтожению ядерных объектов Ирана. На прошлой неделе появились сообщения, что подготовка к ней, возможно, близка к завершению. Для нанесения авиационных ударов могут быть задействованы авианосные ударные группировки и, не исключено, авиабазы на территории некоторых стран Закавказья.
Как сообщило информационное агентство «REGNUM Новости», Иран объявил военное положение на своих северо-западных границах. Подразделения Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) с бронетехникой, артиллерией и средствами ПВО сосредоточены в прибрежных районах Каспийского моря и на границе с Азербайджаном.
Израильский аналитический центр DEBKA приводит слова командующего КСИР, якобы заявившего: «Мобилизация связана с присутствием американских и израильских сил на западной границе». Он также утверждал, что некоторые западные страны пытаются «разжечь этнический конфликт в иранской провинции Западный Азербайджан и дестабилизировать ситуацию в регионе».
Официальных подтверждений этой информации нет. Более того, представители и Азербайджана, и Грузии опровергли сообщения о присутствии на их территории иностранных подразделений. Так что их можно рассматривать и как элемент ведущейся уже не первый год «войны нервов» между США и Израилем, с одной стороны, и Ираном - с другой.
22 июня, как сообщают СМИ, ближайший советник премьер-министра Израиля заявил, что принятые в ходе последнего заседания Совета Безопасности ООН санкции против Ирана «неадекватны» угрозе и не могут остановить ядерную программу Ирана. «Превентивный военный удар, очевидно, необходим», - заявил он.
Известно также, что группа боевых кораблей США, Германии и Израиля через Суэцкий канал была переброшена в этом месяце в Персидский залив. Они провели учение, на котором отрабатывались удары по наземным целям, перехват ракет, выпущенных предполагаемым противником по американским и израильским объектам на Ближнем Востоке. Среди кораблей - авианосец «Гарри Трумэн» и немецкий фрегат «Гессен». Одновременно американские самолеты, поднявшиеся в воздух с авиабаз в Германии и Румынии, дозаправлялись на базах ВВС Израиля и совместно с израильскими боевыми самолетами отрабатывали удары по удаленным целям в Красном и Средиземном морях. В иностранных СМИ утверждается также, что в начале августа этого года США намерены сосредоточить в непосредственной близости от Ирана 4 или 5 авианосцев.
ИРАНСКАЯ сторона в этой ситуации делает жесткие заявления. Так, посол Ирана в Армении на пресс-конференции в Ереване заявил, что Тегеран не допустит размещения в зоне нагорно-карабахского конфликта миротворческих подразделений из США: «Американцы претендуют на то, чтобы разместить там свои силы, чего мы, безусловно, не позволим».
По стечению обстоятельств, возможно и случайному, именно сейчас в том районе произошло новое обострение обстановки на линии военного противостояния. В ходе короткого боестолкновения в ночь на 19 июня на севере Нагорного Карабаха у одного из сел Мардакертского района погибли пять человек: карабахская сторона потеряла 4 военнослужащих, азербайджанская - 1.
Обострение ситуации на линии соприкосновения сторон в Карабахе, вполне возможно, инициируется внешними силами. Этот конфликт, как справедливо отмечают российские эксперты, развивается в контексте переплетения интересов целого ряда государств, борющихся за контроль над транзитными и энергетическими ресурсами Южного Кавказа.
Остроты ситуации в регионе прибавило распространение в СМИ сообщений со ссылкой на турецкие источники о подготовке диверсии на главной энергетической артерии Южного Кавказа - нефтепроводе Баку - Тбилиси - Джейхан. Со ссылкой на «достоверные источники» утверждалось о возможности взрыва на грузинском участке нефтепровода. Скорее всего, эти слухи являются очередной провокацией кругов, заинтересованных в нагнетании обстановки.
Объективно всем странам региона могут повредить новые ветры войны, ставящие под вопрос выгодные экономические проекты. Но далеко не всегда экономика определяет политику, особенно когда в геополитическую игру вмешиваются круги, привыкшие решать свои проблемы с позиции силы.