В Москве прошел очередной, 32-й Московский международный кинофестиваль. После Венецианского кинофестиваля это второй старейший киносмотр мира. Со звездным составом на ММКФ в этот раз тоже было все в порядке. В столицу России пожаловал Люк Бессон, которого пригласили в председатели жюри основного конкурса. Его недавняя работа «Необычайные приключения Адель» стала фильмом закрытия фестиваля. Эта добрая сказка о приключениях юной журналистки, где оживают мумии и птеродактили, как-то оживила серьезную кинопрограмму ММКФ. Сложный психологический и философский тон ей задал Клод Лелюш, фильм которого «Женщина и мужчина» и открывал Московский кинофорум. Кстати, его мировая премьера прошла у нас на три месяца раньше, чем в Париже.
Москву посетила и известная актриса Эммануэль Беар, которой был вручен специальный приз «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского».
Для культурной и духовной жизни России Московский международный кинофорум - крупное событие. Об этом говорит и беспрецедентно большое количество зрителей: за 10 дней 348 фильмов посмотрели 120 тысяч человек. Не будем приводить сравнительные цифры, но, поверьте, это много. Может, в обществе созрела необходимость широкого поиска духовных ориентиров? А международный фестиваль - очень важная и нужная форма знакомства с мировой культурой.
Значит, стоит жестче определять уровень социальной ответственности мирового кинематографа.
В этом году в основном конкурсе участвовало 17 картин из Австрии, Албании, Болгарии, Венгрии, Венесуэлы, Германии, Испании, Канады, Польши, Республики Корея, России, Румынии, Сербии, Словении, Турции, Франции, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Швеции. В конкурсе «Перспективы» - 10 фильмов из Бельгии, Боснии и Герцеговины, Великобритании, Германии, Колумбии, Коста-Рики, Нидерландов, Польши, России, США, Чили, Швеции. Кстати, в отборочном конкурсе приняли участие более 500 игровых и документальных картин. Интересно, что на фестивале впервые можно было увидеть фильм из КНДР «Дневник военнослужащей» (режиссер Чан Кил Хен). Картина на первый взгляд наивная, но вызывает уважение осмысленной гражданской позицией героев. Заметим, что, кроме понятной патриотической направленности, в фильме присутствуют и дружба, и любовь, с большим теплом показана красота этой на самом деле уникальной страны.
Конкурсная география обширна. Но вот в чем вопрос. А что такое вообще кинофестиваль? Праздник синефилов, которые получают возможность увидеть фильмы, многие из которых больше нигде и не посмотришь? Возможность прокатчикам отобрать кино, которое может принести наибольшую прибыль? Ведь обычно и выбрать есть из чего, и зрительский интерес «фокусный». Все это так. Но в первую очередь это возможность посмотреть на себя, на мир, в котором мы живем, со стороны. Кино - это жестокое зеркало, которое обмануть невозможно, в каком бы новомодном формате, в каких 3D очках в него ни смотри. Даже если в фильме сказочный сюжет, все равно помнится русская поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Так вот об уроках.
Сюжеты фильмов – это в основном истории из жизни. И в нынешних конкурсных программах можно было наблюдать, как исторические традиции, социальные реалии и политические амбиции эту жизнь тенденциозно выстраивают.
В конкурсной программе с политическими амбициями как раз и был явный перекос. Как отметили организаторы на пресс-конференции, предшествующей фестивалю, основная тема в ней - «обличение недавнего прошлого, в том числе и прошлого стран нашего бывшего социалистического содружества». Хотя всего пять из семнадцати представленных фильмов - это еще не тенденция. Это просто очередная попытка общества разобраться, «что такое хорошо и что такое плохо».
Но на решение жюри политика никоим образом не влияла.
Главный приз 32-го Московского международного кинофестиваля - Золотой «Святой Георгий» получил фильм «Брат» (Венесуэла) режиссера Марселя Раскина. Это психологическая драма о двух братьях, чье увлечение футболом определяет жизнь всей их семьи и становится лейтмотивом принятия основного решения в ответственный момент. Картина Раскина получила и «Слона» от жюри российской кинокритики, и приз зрительских симпатий ММКФ.
Спецприз был вручен режиссеру картины «Албанец» Йоханнесу Наберу. Здесь речь идет о двадцатилетнем албанце Арбене, который в поисках заработка покидает родину и отправляется в Германию. Нелегальному эмигранту там не особо рады. Выбор у парня невелик. Можно поддержать вековые и жесткие традиции своей родины, чтобы вернуться в родные места с деньгами на свадьбу с любимой девушкой. Только вот какой ценой...
Лучшим исполнителем мужской роли был назван Ник Хелилай, снявшийся как раз в этом фильме-победителе.
Лучшим режиссером на церемонии закрытия фестиваля назвали Яна Кидава-Блоньского, снявшего польский фильм «Розочка». Сюжет здесь круто замешан на политике. Но на самом деле фильм о любви. О проблеме выбора, когда такое эфемерное понятие, как совесть, подсказывает правильное решение. Только порой с опозданием...
Приз за лучшую женскую роль жюри единогласно присудило актрисе Вилме Цибулковой, сыгравшей в чешской картине «Как рай земной». Уровень ее работы в этом фильме несомненно высок, но, честно говоря, режиссура и сценарий не на фестивальном уровне. Попытки завоевать симпатии зрителей на политических спекуляциях уже не вдохновляют.
Лучшим фильмом конкурса «Перспективы» Московского кинофестиваля признан «Реверс» польского режиссера Борыса Ланкоша. Некий экономический подтекст названия картины - обязательства одного лица другому - определяет и ее содержание. С натяжкой можно сказать, что это фильм о любви. Но, по моему мнению, это скорее самолюбование режиссера своей криминальной находкой в сюжете.
В основном конкурсе в этом году была только одна российская картина. Фильм «Воробей» режиссера Юрия Шиллера не заслужил симпатий большинства кинокритиков. Хотя это только официальное мнение. На самом деле картина буквально бьет наотмашь по нашему вялому отношению к сложившейся ситуации в российской деревне. Снимая до этого документальное кино, режиссер сумел в более зрелищной, художественной форме донести свою боль и веру в Россию. Маленький Митя Воробьев, сын местного пастуха, встает на защиту табуна лошадей, который хотят направить на бойню за колхозные долги. Этот фильм - совсем не кинопропаганда в стиле не лучших образцов соцреализма. Это профессионально снятое честное и доброе кино о мире, в котором мы живем, и мире, в котором придется жить, если «золотой телец» задавит наши души и ослепит глаза.
Интересных работ в различных фестивальных программах было много. Можно отметить и фильм «Ливан» (Израиль, Франция, Германия) режиссера Шмуэля Маоза. Режиссер сам был участником первой Ливанской войны в июне 1982 года. Практически все действие в картине ограничено израильским танком, экипажу которого приказано пересечь границу Ливана и занять приграничную деревню, практически уничтоженную авиацией Израиля. Экипаж - не профессиональные военные. Это призывники, которым, чтобы выжить, приходится стрелять первыми. Абсурдная логика войны не по силам этим двадцатилетним парням, которые пытаются остаться людьми даже в этом аду. Этот фильм - настоящая прививка от войны.
На фестивале тема войны заняла много места. В год 65-летия Победы это понятно и важно. Событием ММКФ среди гала-премьер стал показ давно ожидаемого фильма «Брестская крепость» режиссера Александра Котта, который выходит в широкий прокат осенью этого года.
Картина создана по заказу Телерадиовещательной организации Союзного государства кинокомпанией «Централ Партнершип» и киностудией «Беларусьфильм». Бюджет фильма составил 225 млн. российских рублей. Его генеральный продюсер и автор идеи – Игорь Угольников. А премьера фильма состоялась в час ночи 22 июня у Тереспольских ворот Брестской крепости прямо под открытым небом. Ровно через 69 лет после начала Великой Отечественной войны. Это масштабное, профессионально выстроенное документально-художественное изложение событий начала Великой Отечественной войны. Достоверность ленты безмерно важна. Нынешняя молодежь - последнее поколение, которое имеет возможность непосредственно общаться с участниками Великой Отечественной войны. И надо по возможности сохранить память о реалиях того времени. Чтобы понять смысл подвига защитников цитадели, надо помнить, что впервые приказ об отступлении гитлеровцы, которые до этого прошли, не встретив должного сопротивления, по Европе, отдали в 11 часов утра 22 июня 1941 года именно в Брестской крепости.
...На заключительной конференции по ММКФ президент кинофестиваля Никита Михалков сказал: «Со следующего года мы планируем сделать конкурсной программу документальных фильмов «Свободная мысль». Там будут свое жюри и свои награды. Также есть идея давать бесплатную аккредитацию на Московский кинофестиваль студентам и киноблогерам. Они самая активная часть зрителей, но зачастую они не могут попасть на все интересующие их фильмы из-за дороговизны билетов. А в это время показы для прессы проходят в полупустых залах. Это неправильно. Пусть молодые киноманы получат возможность смотреть то, что они захотят, в полном объеме».
Это, конечно, хорошо. Только вот что смотреть в будущем любителям отечественного кино? В начале 2009 года, по словам директора «Мосфильма», знаменитого кинорежиссера Карена Шахназарова, на киностудии снимались три картины. На сегодняшний день большинство павильонов загружено только телепродукцией. Отсутствие нормального финансирования кинематографа в России - притча во языцех. И есть еще один щепетильный момент. Культурный провал 1990-х годов ныне серьезно аукается. Во многом утрачена такая важная профессия, как режиссер. Таланты ведь не только спонтанно рождаются, они культивируются. А у нас на сегодняшний день при технологическом прорыве съемок в мире порой нет тех же пиротехников, способных грамотно поставить, например, батальные сцены. Для того чтобы снять кино, надо профессионально обеспечить и возможность его съемок...
В последнее время стали все чаще цитировать слова известного российского кинокритика и киноведа Андрея Плахова, сказанные им в 2007 году. «Кино сыграло роль национальной идеи несколько раз в истории и географии: в неграмотной послереволюционной России, в охваченной депрессией Америке, в послевоенной Италии, в советской Грузии, в фундаменталистском Иране. Каждый раз это были особые условия и почти никогда - стопроцентно рыночные. Французы предлагают сузить права рынка в целях поддержки не национального продукта, а искусства. Поскольку мы ко всякому опыту идем с опозданием, то может прийти к этой мысли тогда, когда уже нечего будет поддерживать: экономический подход убьет все. Включая национальную идею».
Такое вот кино. А интерес к отечественному кино велик. В трех залах Дома кино за десять фестивальных дней программу российских фильмов, которая включала 120 работ, посмотрели 65 тысяч зрителей.