
Одному из ведущих автоклуба «Красной звезды» довелось увидеть все это совсем недавно. На Кубе. Все то, что поставлял сюда Советский Союз, до сих пор успешно колесит по достаточно неплохим дорогам острова Свободы. Видавшие же виды «Жигули» в Гаване и вовсе составляют основу местного таксопарка.
Благодаря чему они служат намного дольше отведенного конструкторами срока? Возможно, дело в климате. Возможно, в бедности кубинцев, не способных позволить себе дорогостоящие современные авто и демонстрирующих в ходе латания своих раритетных старушек чудеса инженерной мысли. А возможно, и в их менталитете.
Ведь если вы думаете, что на Кубе стыдятся этой автомобильной рухляди, то глубоко ошибаетесь! Здесь ею гордятся и делают предметом настоящего культа. Модели старых американских кадиллаков и бьюиков, кажется, вовсе стали чисто кубинскими брендами. Их шлепают на футболки, вырезают из дерева, мастерят из пивных банок и впихивают все это туристам, ностальгирующим по старым добрым временам.
Самое удивительное, что с тех самых пор, как в 1962 году Вашингтон учинил Кубе экономическую блокаду, запчасти для ремонта брошенных американцами автомобилей сюда просто не завозят. Тем не менее кубинцы их не только с успехом чинят, но и пичкают всевозможными техническими наворотами вроде систем кондиционирования.

Наш гид Алехандро в ходе экскурсии по Гаване рассказал, что старые американские машины стоят у них очень дорого. Например, сам он подержанную корейскую иномарку купил за 4 тысячи куков (местная конвертируемая валюта, за 1 кук дают примерно 0,8 доллара США). А некоторые древние американские экземпляры в зависимости от их технического состояния стоят от 10-15 тысяч куков и больше. Несмотря на то, что им 50–60 лет...
Ходят слухи, что не так давно одна из американских автокорпораций предлагала Фиделю Кастро беспрецедентную сделку: за весь кубинский автопарк столько же новых автомобилей. Но в Гаване на эту тему даже говорить отказались.
В общем, не зря эту уникальную страну называют автомобильным музеем под открытым небом. Сколько еще пробегает весь этот автомобильный антиквариат, сказать трудно. Наверное, с каждым годом его будет становиться все меньше и меньше. Хотя бы потому, что проникновение новых транспортных средств на остров приняло необратимый характер, а автосалоны самых известных фирм на улицах кубинской столицы уже не редкость.
Но скорее всего и в середине XXI века здесь все так же будут холить и лелеять тех «железных коней», которым место давно на свалке. Просто машина для кубинца - не роскошь и не средство передвижения. Она - нечто большее, то, что невозможно ни предать, ни продать.
Ford-27.
Studebaker-51.