на главную страницу

30 Июня 2010 года

История Отечества

Среда

«Непокоренный» Василий НЕСТЕРЕНКО

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



В Большом Манеже столицы продолжается выставка работ народного художника РФ Василия Нестеренко «Россия - связь времен». Для молодого 43-летнего художника это уже вторая возможность показать свои работы в одном из самых престижных залов Москвы. Такая персональная выставка в центре столицы - не только большая честь, но и великий труд. Быть признанным и коллегами по цеху, и государством - редкость. Мало кто удостоился звания «народный художник», как он, в 37 лет.
Монументальные росписи Храма Христа Спасителя, шестиметровый холст «Триумф Российского флота», который находится в Центральном музее Вооруженных Сил России, великолепные портреты, среди которых и образ царицы русской оперы Ирины Архиповой, который можно увидеть в Третьяковской галерее... Начала перечислять и поняла, что практически все работы Нестеренко достойны размещения в персональной галерее. Что все-таки и предполагается сделать в ближайшем будущем по адресу: Новинский бульвар, д.7, строение 3. Это объект культурного наследия, бывший Дом Алябьева, в котором после соответствующей реконструкции можно будет познакомиться с творчеством художника, чьи полотна находятся в лучших музеях мира.


     ...Среди уличной московской рекламы вдруг замечаешь портрет морского пехотинца. С фотографической точностью прописаны многочисленные награды на груди ветерана, и он сам настолько реален, что кажется, будто ветер, развевающий ленточки его бескозырки, ледяным отрезвляющим холодом рассекает июньский зной столицы. Так же суров взгляд и весь вид морпеха. Он словно бы задает каждому смотрящему на него какой-то важный вопрос, впрочем, понятный и жесткий. 65 лет прошло с майского Дня Победы. Почему же наша страна, которая спасла мир от коричневой чумы, так и не сумела стать страной-победительницей, в которой должны достойно жить ее защитники?
     Этот портрет «Непокоренный» (2005 г.), на котором изображен ветеран 116-й отдельной морской стрелковой бригады Юрий Александрович Фомичев, как раз и можно увидеть в Большом Манеже. Эта работа Нестеренко для выставки «Россия - связь времен» - знаковая. Она - часть триптиха, в центре которого картина «Эхо прошедшей войны» (2010 г.). На фоне батального полотна смотрят на нас мальчик в бескозырке и с настоящим автоматом ППШ, и девочка с потертой сумкой фронтовой медсестры.
     По одну сторону центрального полотна - картина «Непокоренный», а по другую - полотно «Сестра милосердия» (2010 г.). Это портрет фронтовой медсестры Лидии Петровны Бушуевой. Как и у ветерана-морпеха ее образ - собирательный. На фоне покосившихся домов умирающей русской деревни стоит с веточкой вербы в натруженных руках пожилая женщина, которую просто нельзя назвать старухой, такая духовная сила исходит от всего ее облика. Взгляд ее устал и печален. Но не дают прерваться связи времен, становятся символом прошедшей войны и не вымерзшие холодной зимой, победно зеленеющие прутики побегов деревьев у ее ног, которым, быть может, суждено стать мощными стволами деревьев. И окружат они русскую деревеньку защитной стеной леса. И эти дети на центральном полотне, так похожие на портреты ветерана и сестры милосердия упрямым и решительным наклоном головы у мальчика и душевной мягкостью и силой характера, исходящей от облика девочки. Какой ответ дадим мы на их общий вопрос: сумеем ли сохранить и сберечь хрупкие ростки памяти о подвигах прошлых поколений во славу Отечества? Чтобы жизнь их потомков была мирной, а старость - достойной и почетной? Нестеренко показал нам Великую Отечественную войну и все нерешенные доселе вопросы, с ней связанные, жестко и нелицеприятно. Но - честно.
     ...Как можно показать связь времен через портреты, в том числе светские, через церковную живопись и исторические полотна, даже через городские пейзажи и великолепие видов природы? Приходите на выставку в Новый Манеж, и то, что казалась обыденным, известным, обернется для вас иным, словно бы сокрытым ранее для понимания образом. Это как белый цвет вмещает в себя все оттенки радуги. Здесь только у новых работ - серии, посвященной Курилам и Сахалину, где недавно побывал Нестеренко, можно стоять часами. Такие необычные цвета для водной стихии нашел художник, так по-новому показывает красоту этих мест. И странным образом вдруг устанавливается связь между картиной «Непокоренный» и работой из этого цикла «На дальних рубежах», где можно не просто увидеть величие самых отдаленных уголков России. Но вдруг обращаешь внимание на величественный крест из лиственницы на высокой скале и понимаешь всю духовную мощь Отечества. Нестеренко рассказал на открытии выставки, как тяжело было доставить этот крест до вершины, как помогали энтузиастам пограничники. Траву, чтобы проторить в то дикое место дорогу, пришлось буквально вырубать, так же как и ступеньки в скале, чтобы каждый мог прийти сюда и поклониться символу веры, который виден теперь далеко окрест.
     Такую же связь можно наблюдать и через эпическую картину «Отстоим Севастополь!», посвященную 150-летию героической обороны легендарного города. Картина была впервые показана летом 2005 года в Государственном историческом музее в Москве и на персональной выставке художника в Севастополе осенью 2005 года. О том, какой отклик на государственном уровне вызвала она в Крыму, - отдельный рассказ. И он будет яркой иллюстрацией к теме, как художник своим творчеством может влиять на историю. У этой работы Нестеренко тоже кровная связь с портретом «Непокоренный».
     ...Огромное полотно - рисунок будущей картины «Избавление от смуты», занимающее одно из центральных мест вернисажа, пока еще не закончено. А будет она цветной и образной иллюстрацией событий 1612 года. Тогда долгая смута и неразрешимые, казалось, политические противоречия привели страну практически на край гибели. Спасительным стало общерусское ополчение, изгнавшее и захватчиков, и предателей. Эта работа Нестеренко - тоже символичное продолжение названия выставки и картины «Непокоренный». Такая вот связь времен.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex