на главную страницу

1 Июля 2010 года

Новые книги

Четверг

О ЛЮДЯХ ПЕРЕДНЕГО КРАЯ

Генерал-майор в отставке Геннадий КАШУБА.



     «Книга эта написана во имя того, чтобы не было искажений в отношении событий доблестного прошлого нашей страны, чтобы память о победителях – представителях героического поколения, самоотверженно защищавшего Отечество в годы войны и беззаветно служившего ему в мирное время, – становилась основой народной морали, тех духовно-нравственных ценностей, которые формируют истинный патриотизм, гражданственность и социальную ответственность».
     Эти строки из предисловия к книге Маршала Советского Союза Д.Т. Язова «Гуртьевцы. От Омска до Берлина». На мой взгляд, его автор, губернатор Омской области
     Л.К. Полежаев очень точно определил достоинства очередного произведения Дмитрия Тимофеевича, изданного в Омске в канун 65-летия победы в Великой Отечественной войне.
     Д.Т. Язов – уроженец села Язово Оконешниковского района Омской области. Почетный гражданин области. Его книга повествует о легендарной 308-й стрелковой дивизии, в последующем 120-й гвардейской, сформированной в 1942 году на базе Омского военно-пехотного училища под командованием начальника полковника Леонтия Николаевича Гуртьева. В тяжелейших боях под Сталинградом дивизия получила боевое крещение, о чем подробно рассказывается в книге. Сибиряки участвовали в Курской битве, в освобождении Белоруссии, в разгроме гитлеровских войск в Восточной Пруссии, в штурме Берлина. Победу встретили на Эльбе. Поистине героический боевой путь. Не случайно, отвечая на возможный вопрос к автору книги, почему он решил рассказать именно о генерале Гуртьеве и созданной под его руководством дивизии, Дмитрий Тимофеевич, в частности, пишет, что по боевому пути дивизии, сформированной в родном для него Омске, можно проследить практически весь победный путь Красной Армии в годы войны от Сталинграда до Берлина.
     И в принципе масштаб этого произведения неизмеримо крупнее простой летописи соединения, излагаемой, кстати, достаточно подробно. Но она стала лишь стержнем, объединяющим началом, опираясь на которые автор рисует объемную картину как ряда крупных сражений, так и войны в целом.
     Несколько разделов книги имеет одинаковое название – «Историческая справка». В них дается обобщенная информация о положении в стране, о военно-политической обстановке в мире на различных этапах войны. В одной из справок, рассказав о победных боях соединения на белорусской земле, автор пишет: «По всей вероятности, не сознавая того, воины дивизии, впрочем, как и воины многих других соединений Красной Армии, своими успешными действиями внесли вклад в большую политику».
     И далее говорится, что в конце 1943 года после разгрома немецко-фашистских войск на Курской дуге и выхода советских войск на широком фронте к Днепру создалась благоприятная обстановка для встречи руководителей трех держав – союзников по борьбе с агрессором. Затем довольно подробно рассказывается о Тегеранской конференции, проходившей с 28 ноября по 1 декабря 1943 года.
     Вкрапления такого рода в текст повествования как бы возвеличивают повседневные ратные дела фронтовиков, подводя читателя к мысли, что простые солдаты, офицеры – тоже творцы победы, люди, причастные к большой политике.
     Отличительная черта книги – ее большая «населенность» конкретными личностями: от рядового красноармейца до маршала. Автор характеризует и ряд известных командармов и командующих фронтами, в составе которых действовала 308-я стрелковая дивизия, в том числе генерал-полковника А.В. Горбатова, Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского.
     Нельзя не отметить исключительно уважительную интонацию, с которой Язов пишет о сибиряках, бойцах и командирах прославленного соединения. Причем показывает их в конкретной боевой обстановке, описывая многие неизвестные детали фронтового быта. Читатель узнает, например, что собой представляют командный пункт командира дивизии, блиндаж, землянка, как организовывались питание, банно-прачечное обслуживание личного состава.
     Привлекает внимание и тот факт, что автор прослеживает жизненный и служебный путь многих героев книги чуть ли не со дня их рождения, а потом и их послевоенную судьбу. Развернутые характеристики даны, в частности, всем командирам полков, многим политработникам, начальникам штабов частей, командирам батальонов, рот. Для читателя, особенно нынешнего офицера, это, безусловно, имеет не только познавательное, но и практическое значение. Он получает урок на тему профессионального, нравственного становления.
     С особой теплотой выписан образ командира дивизии Леонтия Николаевича Гуртьева. И добавим, со знанием дела, с глубоким пониманием важности и специфики должности командира дивизии, которая являлась одной из ключевых в системе кадров Вооруженных Сил. И это естественно, автор книги четыре года командовал развернутой мотострелковой дивизией (1967–1971 гг.) в Забайкалье. До этого последовательно прошел все командирские ступени. А начинал он в июле 1942 года командиром взвода на Волховском фронте, в один из самых тяжелых периодов боев под Ленинградом. Был ранен. После госпиталя вернулся в боевой строй.
     Примечательно, что в годы войны Л.Н. Гуртьев попал в поле зрения такого замечательного писателя, как К.М. Симонов. «Леонтий Николаевич Гуртьев – 52 года. Сухой, худощавый, чрезмерно скромный, молчаливый, – написал Константин Михайлович, побывав в дивизии. – Спокойный и выдержанный, был смел и лично, и в своих решениях».
     Точка зрения писателя удивительно созвучна характеристике, которую дал Гуртьеву начальник штаба 62-й армии, в состав которой входила 308-я дивизия в дни Сталинградской битвы, генерал-майор Н.И. Крылов, в последующем Маршал Советского Союза. «Не требовалось долго разговаривать с ним, чтобы ощутить его недюжинный ум, эрудицию, общую культуру, – пишет Николай Иванович в своих воспоминаниях. – Несомненно, волевые качества, большая сдержанность и, как потом мы убедились, подлинное бесстрашие слились у Гуртьева с какой-то особой тактичностью, прирожденной мягкостью. Гуртьев был замечательным командиром, одним из достойных комдивов, каких я знал».
     Нельзя без волнения читать страницы, в которых рассказывается о гибели комдива. Он пал как солдат, сраженный осколками снаряда на своем КП вблизи переднего края, вскоре после освобождения Орла. В этом городе и состоялось прощание с генералом, в котором приняли участие тысячи жителей, делегации частей дивизии. Леонтия Николаевича похоронили в саду напротив здания бывшего кадетского корпуса на улице Садовой. В Орле в сквере имени Л.Н. Гуртьева ему воздвигнут величественный памятник, созданный замечательным скульптором Е.В. Вучетичем и архитектором Я.Б. Белопольским.
     В книге публикуются снимки, запечатлевшие проводы Л.Н. Гуртьева в последний путь, а также ряд документов, связанных с его гибелью. В том числе обращение военного совета Брянского фронта в редакцию «Красной звезды» с просьбой опубликовать некролог, официальное сообщение от Наркомата обороны, напечатанное 10 августа 1943 года в центральных газетах, помещенное в газете «Омская правда» 14 августа, прощальное слово земляков.
     Читая приведенные в книге эти и многие другие документы, письма однополчан комдива-героя, невольно думаешь о том, какую огромную, исследовательскую, поисковую работу провел автор.
     Как и в предыдущих своих книгах, в новом произведении автор часто и умело использует исторические аналогии и параллели, добиваясь таким образом максимальной выразительности и убедительности повествования. В главе, где речь идет о Битве за Берлин, содержится, например, такая информация: «Русским солдатам не впервой было бывать в Берлине. Российская армия уже брала Берлин в Семилетней войне 1756–1763 годов. Видели берлинцы русского солдата и во время освободительного похода русской армии в 1813 году». Согласимся: о многом заставляют задуматься исторические факты такого рода.
     В книге рассказывается и о прямых наследниках гуртьевцев. После окончания Великой Отечественной войны 120-я гвардейская дивизия дислоцировалась на окраине Минска и была одним из лучших соединений советских Вооруженных Сил. После развала Советского Союза она вошла в состав вооруженных сил Республики Беларусь. К 1 февраля 2002 года дивизия была переформирована в бригаду. Ныне это 120-я гвардейская Рогачевская механизированная бригада, одно из лучших соединений белорусской армии.
     В российских Вооруженных Силах тоже есть соединение, ведущее свою родословную от прославленной дивизии. Далеко не все знают, что морские пехотинцы, четко печатающие шаг на традиционных парадах на Красной площади, имеют непосредственное отношение к этому легендарному соединению. Дело в том, что 336-й мотострелковый полк 120-й гвардейской Рогачевской дивизии на основании директивы министра обороны СССР от 7 июня 1963 года был переформирован в 336-й отдельный полк морской пехоты Балтийского флота. 20 ноября 1979 года полк преобразован в бригаду морской пехоты, в летописи которой за последние годы запечатлены многие славные дела.
     Оба соединения, российское и белорусское, унаследовавшие традиции гуртьевцев, поддерживают тесные связи, систематически обмениваются делегациями. И то и другое днем своего рождения считают 21 марта 1942 года – день начала формирования дивизии.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex