на главную страницу

2 Июля 2010 года

Письма в "Красную звезду"

Пятница




Последний выстрел

    Мужество
    Рассказ о подвиге артиллериста Андриана Макова из чувашского села Шарауты впервые я услышал от деда Филимона, к тому времени последнего из уцелевших пехотинцев, участников того памятного боя у деревни Лепешино Комарического района Орловской (ныне Брянской) области. Потом по крупицам собирал подробности.
    Произошло это в марте 1943 года. Батарея, в которой служил земляк Филимона Андриан Макарович Маков, занимала очень удобную позицию: кущи кустарника, хотя и безлистые, надежно закрывали склоны высоты, с которой хорошо просматривалось поле в сторону противника, а подходивший сзади овраг позволял пехоте совершать скрытный маневр, артиллеристам же - подвозить боеприпасы и все остальное, необходимое для боя.
    И вот однажды утром при поддержке бронетехники немецкая пехота пошла в атаку. Наши артиллеристы ничем не обнаруживали себя и открыли огонь, когда танки подошли на предельно малое расстояние. Вначале замерли три из них. За ними - несколько бронетранспортеров. Фланговый огонь из наших стрелковых окопов отсек пехоту противника от танков и заставил ее залечь.
    Но вскоре последовала новая атака, в ходе которой танки и артиллерия немцев сосредоточили огонь на нашей батарее. Она была для них что кость в горле. Трижды над нашими позициями - и артиллерийскими прежде всего - заходили бомбардировщики. Ряды защитников высоты редели. Выбило всех офицеров. Последним по оврагу унесли в тыл на носилках тяжело раненного командира батареи.
    В конце концов в батарее осталось единственное орудие, прислуга которого состояла из раненого наводчика Андриана Макова. Выведено из строя противооткатное устройство, треснула линза прицела. Оставался единственный снаряд - осколочный. Его-то Андриан и выпустил в скопление пехоты. Схватил карабин - магазин пуст.
    Немцы в него не стреляли: решили взять живым. Андриан поднялся, собираясь пустить в ход штык, но пуля опередила его. И тут-то из глубины нашей обороны показались танки с десантом на броне...
 ||  Н. КОЗЛОВ. Екатеринбург.



Будто с молодостью встретился

    Отклик
    С большим удовольствием прочитал в «толстушке» № 101 статью вашего корреспондента Дмитрия Андреева «Ключи от космоса» и будто с молодостью встретился.
    На Камчатку, и в частности в поселок Ключи, я был направлен в 1959 году по окончании КВИРТУ - Киевского высшего инженерного радиотехнического училища Войск ПВО страны. Назначение получил на должность начальника станции РТС-6С. Это телеметрическая аппаратура, смонтированная на самолете Ан-2.
    Прослужил я в Ключах 7 лет и с должности начальника отделения траекторных измерений и командных радиолиний был переведен в город Железногорск Красноярского края младшим военпредом на предприятие, которое возглавлял тогда М. Решетов. Оттуда уволился в запас в 1990 году с должности первого заместителя начальника военной приемки. Да так и остался в Сибири.
    Но вернемся к Ключам. Хорошо, что в публикации вы поместили много фотографий, для меня очень интересных и трогательных. Военный городок, поселок Ключи на фоне Харгинского хребта. Как они изменились за 44 года!
    До сих пор не выходит из памяти 1965 год, когда мне пришлось выдавать команду на открытие шлюзов при подготовке к выходу в открытый космос космонавта Алексея Леонова. Не хотелось бы вдаваться в подробности той драматической ситуации, когда не обошлось без холодного пота на спинах. Лучше, чем об этом написал в своих воспоминаниях академик Борис Евсеевич Черток, все равно не скажешь. Но как бы то ни было, я в тот момент чувствовал себя причастным к великим историческим событиям - и не всесоюзного, а мирового масштаба. Впрочем, так оно и было.
    Связи с космосом по-прежнему не теряю, продолжаю трудиться в качестве ведущего специалиста на предприятии, которое сейчас называется ОАО ИСС.
 ||  Полковник в отставке Герман РЯБОВ. Железногорск, Красноярский край.



На приз земляка

    Соревнуются школьники
    Проведение на базе Раздорской средней школы имени А. Гужвина соревнований по велотриатлону на приз Владимира Бочарникова стало традицией. Несколько слов об учредителе приза. В свое время Владимир Александрович, ныне он полковник запаса, заместитель председателя Ростовского областного совета ДОСААФ России, с отличием окончил эту школу. И хотя территориально она расположена в соседней Астраханской области, Бочарников, как видим, со своей первой альма-матер связи не прерывает. Вот и сейчас он приехал к землякам при полном параде - в военной форме, с орденами и медалями.
    Соревнования, организатором которых выступил Камызякский райсовет ДОСААФ России, открыл коллега Бочарникова заместитель председателя Астраханского областного совета ДОСААФ России Валерий Миронов. Победителем - уже в который раз - стала команда Раздорской средней школы (директор Н. Фролова, руководитель ОБЖ А. Палькин), получившая приз - пневматическую винтовку из рук земляка-учредителя. Призами отмечены и команды, завоевавшие второе и третье места. Победители в личном первенстве награждены ценными подарками.
 ||  Леонид МАЗЫРИН. Ростов-на-Дону.



Губернатор – не указ?

    Требуется помощь
    Я вырастила троих детей. Двое сыновей, служивших на Тихоокеанском флоте, погибли при исполнении воинского долга: в 2003 году - Марат, он был мичманом, 6 ноября 2009 года - старший, Константин. После второй трагедии командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал К. Сиденко сразу же направил губернатору Смоленской области телеграмму: «С глубоким прискорбием сообщаем о гибели военнослужащего капитана Шолохова Константина Александровича в авиационной катастрофе при исполнении обязанностей военной службы. Прошу оказать моральную поддержку и принять меры социального обеспечения матери офицера Шолоховой Вере Михайловне».
    Комната в общежитии, в которой я ютилась, для жилья совершенно не пригодна, что подтверждает глава муниципального образования «Вяземский район» И. Зуев в письме от 13.11.2009 года главе муниципального образования Вяземского городского поселения В. Семейкину: «Жилье находится в крайне неудовлетворительном состоянии, проживать в нем практически невозможно. Прошу Вас принять все возможные меры по предоставлению В.М. Шолоховой благоустроенного жилого помещения. Учитывая, что данный вопрос находится на контроле у губернатора Смоленской области С.В. Антуфьева, прошу Вас со всей ответственностью подойти к решению этой проблемы». В аналогичном письме начальнику отдела социальной защиты населения в Вяземском районе И. Демидовой тот же И. Зуев подчеркивает еще и такую деталь: «Вера Михайловна получает мизерную пенсию - 2.140 рублей, на которую прожить невозможно».
    Но для г-на Семейкина не только И. Зуев не указ, но, видимо, и губернатор. Четыре месяца спустя в ответе от 15.03.2010 года на очередное мое заявление он сообщает, что оснований для предоставления мне жилого помещения Вяземским городским поселением не имеется и я должна обратиться в районную администрацию с заявлением о признании жилого помещения, где я зарегистрирована, не пригодным для проживания. Неужели недостаточно, что сам глава районной администрации И. Зуев и без того признал, что в моей комнате «проживать практически невозможно»? Скажите, не издевательство ли это?
    Единственный человек, кто не потребовал от меня ни справок, ни заявлений, - это приютившая меня у себя добрая душа Карелина Алевтина Константиновна.
 ||  Вера ШОЛОХОВА. Вязьма, Смоленская область.



Газ – не для нас?

    Ситуация
    Часто можно слышать, что Россия - самая богатая газом страна. Мы в своем Старом Атлаше о газе и мечтать перестали, как вдруг в прошлом году нам протянули «нитку» от соседнего села. Думали, что наконец-то избавимся от дров, от дымящих печек. Но для нас радость оказалась преждевременной: только за то, чтобы подвести газ к дому от магистральной трубы, нужно заплатить 42.700 рублей. Столько, а то и больше, надо отдать за внутреннюю проводку, газовую плиту, счетчик, мастерам за работу. А где взять такие деньги деревенскому пенсионеру?
    А ведь было время, когда подключение домов к газовой магистрали проводилось за счет государства. Хозяин дома если и платил, то только за «внутреннюю начинку». К тому же пенсионерам, инвалидам делали скидку. Да и цены тогда были доступными, и получали люди больше. Сейчас все стало частным. А частник себе в убыток работать не станет. Государство же о нас забыло. Взять нашу семью. Сплошь инвалиды: один сын - чернобылец, не выходит из областной больницы, второй - инвалид с детства, сам я инвалидом стал во время службы в армии, после чего более сорока лет проработал на производстве. Ведет дом и ухаживает за нами «самая здоровая» из нас - моя 72-летняя жена, как и мы, инвалид 2-й группы.
    Спрашивается, неужели мы не заслужили, чтобы нам скостили хотя бы эти 42 тысячи?
 ||  Шевкат ХАМЕТОВ. Старый Атлаш, Старокулаткинский район, Ульяновская область.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex