
- Не люблю расхлябанности и безответственности, поскольку я дочь военного и воспитана в строжайшей дисциплине. Папа в войну служил в знаменитой контрразведке «Смерш» в звании майора, а после был следователем Комитета государственной безопасности. Он всегда мне говорил: «Без труда не выловишь рыбку из пруда». Этот подход вбил в меня, а потом уже я так же воспитывала своих сыновей. Полжизни ты работаешь на свой авторитет, вторую половину авторитет работает на тебя. Мне всегда помогало то, что я человек дисциплинированный и очень ответственный. Даже гиперответственный, из-за чего иной раз страдаю.
- Светлана Николаевна, путь в профессию, где вы добились выдающихся успехов, был для вас трудным. Сегодня вы считаете, что это на пользу актерской профессии?
- Безусловно. Хотя в молодости это воспринималось иначе. Вообще все, что происходит с человеком, особенно какие-то трудности или тяжелые переживания, они только во благо нашей профессии. В первый год не поступила и вернулась из Москвы в Кишинев, работала оператором вычислительного центра. На второй год осталась в Москве по лимиту слесарем-сборщиком на автозаводе имени Лихачева. Собирала карданные валы в ночную смену, получила третий разряд. Все это оказалось полезным для меня как для будущей актрисы. Потом только поступила в Школу-студию МХАТ.
- Знаю, что вы держите весьма низкую по петербургским меркам ценовую планку на билеты. Идете навстречу публике?
- Я очень люблю своего зрителя, и большая часть билетов, в том числе и на мой юбилейный творческий вечер, уходит в продажу по низким ценам. Хотя сегодня спрос был ажиотажный - мы даже афиши не стали расклеивать.
Как-то сын спросил меня: «Мама, почему на твоих спектаклях перед театром нет дорогих машин?» На это я ответила: «Саша, я ведь не иду на лекцию по финансам или экономике - я этого не понимаю. А люди, у которых дорогие машины, как правило, ничего не понимают в поэзии». К этому надо быть готовым хоть немножко. Как минимум должны заглянуть в Библию, чтобы понять, о чем идет речь и куда вы пришли. Так вот я принципиально считаю: для того чтобы идти в театр, надо немножечко готовиться. Туда чаще всего идет интеллигенция, у которой немного денег, поэтому и билеты недорогие. Да, есть часть подороже, но в основном недорогие.
- Известно, что некоторые актеры уходят в политику, на государственную службу. Они перестают быть людьми искусства?
- С моей точки зрения - да. Знаете почему? Когда-то Александр Исаевич Солженицын сказал: «Политика - это дело грязное, а душа должна быть чиста». Но душа и есть тот колодец, из которого мы, актеры, черпаем. Не надо искать выгоду, не надо думать о том, что будет за то, что ты сделал. Художник искать выгоду не должен. Недавно мне кто-то на телевидении задал вопрос: «Правда, что музыкант должен быть голодным?» - «Нет, - говорю, - неправда: деньги нужны для того, чтобы жить». Но продавать душу дьяволу творец не имеет права - он обязательно лишится своего дара. Это будет его плата за материальное благополучие.
Сейчас, к сожалению, другие ценности в мире. Мы берем не лучший пример с Запада. Там общество потребления: у меня есть то, чего нет у тебя. А в России как было? Я умею то, что ты никогда сделать не сможешь. Мы всегда старались стать лучше, чему-то научиться. Да, сейчас модно ходить в церковь. Но таких я называю «крестоносцы»: они ходят, хотя и не верят. А надо иметь свою систему координат, следовать десяти библейским заповедям: не убий, не укради и т. д.
Увы, нынче ориентиры сбиты, люди не видят привычной логики в происходящем. Особенно молодежь. Нет прямой взаимосвязи между тем, что я порядочный человек и совершаю добрые поступки, поэтому моя жизнь будет складываться благополучно. Не получается так сейчас, точнее, все наоборот: он негодяй и обманщик, а живет замечательно. Да, мы, актеры, не можем изменить какие-то процессы, но можем об этом говорить. Зло, которое нас окружает, один человек исправить не в состоянии, но он может передать страдания, разбудить совесть. Георгий Александрович Товстоногов всегда говорил: «Надо ставить спектакли о том, что вызывает боль».
- Традиционный вопрос о планах...
- У меня есть задумка моноспектакля, который мы хотели успеть сделать к моему юбилею с талантливым режиссером Романом Мархолиа. Но денег не достали, надеюсь, что это когда-нибудь осуществится. Это был бы спектакль о любви, которая сопровождает человека от рождения и до смерти, - детской, юношеской, любви плотской, духовной, к детям и т. д. В данном случае речь идет о природе любви, о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной - это абсолютно разные существа, как птицы и рыбы.
Вообще считаю, что не нужно частить. Элвис Пресли говорил: «Надо, чтобы зритель тебя хотел». Уходи со сцены, пока тебя хотят! Чтобы сказали: «Ну почему так мало?», а не ждать, когда услышишь: «Ну сколько можно! Когда же она уйдет?» Поэтому баловать зрителя нельзя. Кроме спектаклей, есть же еще творческие и поэтические вечера, которые я очень и очень люблю. И, слава богу, у меня есть уникальная, изумительная публика. Пока стою на ногах, пока могу говорить и ходить, пока у меня работает голова, а она, слава богу, ясная и чистая (стучит по столу), я работаю для своего зрителя.
На снимке: народная артистка России Светлана КРЮЧКОВА в день юбилея.