на главную страницу

7 Июля 2010 года

«Восток-2010»

Среда

Комбриг — всему голова

Евгений ШАЛЬНЕВ, «Красная звезда».
Юргинский полигон,
Кемеровская область.
Фото группы информационного обеспечения СибВО.



     
Стоп, машина

     Это случилось несколько дней назад на полигоне Юрга в Кемеровской области на одном из этапов учения «Восток-2010». Усиленный танковый батальон отдельной мотострелковой бригады СибВО, которой командует полковник Андрей Хоптяр, получив боевую задачу, начал форсировать реку Томь. БМП-2 на плаву и Т-72 по дну реки уверенно преодолевали широкую - почти 400 метров - водную преграду. Их поддерживали огнем боевые вертолеты Ми-24 и артиллерия.
     Внезапно, практически на медиане русла реки, один из танков сначала замедлил движение, а потом и вовсе остановился. Прошла минута, вторая, третья... Батальон продолжал переправу, а этот танк так и не сдвинулся с места. Издалека без бинокля не было видно, работает двигатель или заглох. Неужели повторяется ситуация, которая неделю назад произошла на другом полигоне во время тренировки перед учением «Восток-2010»? Невольно начинаешь верить в какой-то злой рок, темные силы, как-будто специально провоцирующие ЧП на учении.
     К остановившемуся Т-72 на катере направилась спасательно-эвакуационная группа. Однако о том, что там произошло, журналистам, наблюдавшим за ходом переправы, пока никто ничего не мог сказать. Прошло еще несколько напряженных минут...
     
По единому замыслу

     Отдельная гвардейская мотострелковая Звенигородско-Берлинская ордена Суворова бригада, дислоцирующаяся в кузбасском городе Юрга, получила приказ штаба руководства выдвинуться в указанный район. Там ей предстояло при поддержке приданных подразделений других силовых структур локализовать и ликвидировать обнаруженную группу участников незаконных вооруженных формирований (НВФ).
     На учении были задействованы подразделения территориальных органов МВД, МЧС, ФСБ, спецназы ФСИН (Федеральной службы исполнения наказаний) Минюста РФ и Сибирского регионального командования Внутренних войск МВД России.
     Рассказывает начальник УВД МВД РФ по городу Юрга Кемеровской области полковник милиции Александр Уманец:
     - Кратко сформулировать нашу задачу можно приблизительно так: после блокирования армейским подразделением населенного пункта, где предположительно находятся участники НВФ, мы проводим последующую «фильтрацию» населения. При выявлении подозрительных лиц задерживаем их до выяснения обстоятельств. От городской милиции Юрги в этом учении принимают участие три группы - одна оцепляет район, две другие предназначены для конвоирования и сопровождения. Для этого задействованы 14 сотрудников городского управления МВД. На ОСУ «Восток-2010» они выполняют задачи в полной боевой экипировке - в шлемах, бронежилетах, с АКСУ. Работаем не на топографических картах, как обычно на КШУ, а в реальной обстановке. Задачу нам ставит непосредственно командир мотострелковой бригады СибВО полковник Андрей Хоптяр. В данный момент мы находимся у него в оперативном подчинении.
     Свою задачу выполнял на учении и спецназ Сибирского регионального командования Внутренних войск МВД России.
     - По легенде учения мы привлечены для выполнения специальной операции по поиску и ликвидации участников НВФ, - поясняет начальник штаба отряда специального назначения Внутренних войск МВД РФ. - Штурмовыми отрядами мы должны зайти в населенный пункт, совместно с сотрудниками МВД провести проверку населения.
     Численность спецназа Внутренних войск по армейским меркам небольшая - до мотострелковой роты. Основная часть - контрактники, но есть и хорошо подготовленные военнослужащие по призыву. Все поставленные перед ними задачи они выполнили достойно в тесном взаимодействии с мотострелками.
     
Зачем танкисту
     навыки водолаза?

     После этого разгром условного противника завершали усиленные мотострелковые роты. Их атаку поддерживали фронтовые штурмовики Су-24 и артиллерия. Для уничтожения вновь выявленных боевиков с транспортных вертолетов Ми-6 высаживались воздушные десанты. На путях отхода бандитов устанавливались минные заграждения и устраивались засады. А потом поступил приказ - форсировать реку, поскольку еще одну группу уцелевших боевиков разведчики обнаружили на правом берегу Томи...
     Но что же все-таки могло случиться с этим застрявшим, как назло на середине реки, танком? Разведанная глубина Томи в районе переправы около шести метров, но недавно прошел проливной дождь, и уровень воды немного повысился. Может быть, в этом причина? Понятно, что от таких случайностей на учениях никто не застрахован. Для этого и предназначена т.н. «легководолазная подготовка». Механики-водители танков проходят специальный курс обучения, тренируются в закрытом водоеме. И только потом начинают выполнять упражнение уже непосредственно по дну реки. Одно из обязательных упражнений - пройти под водой минимум 50 метров в специальном изолирующем противогазе. При слабой физической нагрузке запаса воздуха в нем хватит до 2 часов.
     Учили танкистов и правильно герметизировать боевые машины перед предстоящей переправой по дну реки, не бояться замкнутого пространства, управлять танком под водой в условиях нулевой видимости, используя гирокомпас. Но все в душе, безусловно, надеются, что эти навыки на учениях никак не пригодятся.
     
Без упрощений
     и послаблений

     Как уже сообщалось в СМИ, одна из целей, которую определил руководитель ОСУ «Восток-2010», заключается в том, чтобы разобраться, в какой мере каждое соединение, в данном случае мотострелковая бригада СибВО, подготовлено к выполнению боевых задач в штатной численности мирного времени. С учетом тех сроков готовности, которые им определены. И, разумеется, исходя из повышенных требований, изначально заложенных при переходе на новую организационно-штатную структуру.
     Для того чтобы определить реальную картину, в ходе ОСУ «Восток-2010» на Юргинском полигоне посредники создавали такие условия, которые заставляли руководителей всех звеньев управления бригады в максимальной мере применить свои знания, способности и навыки. Подразумевалось, что успеха добьется только тот, кто действительно соответствует занимаемой должности. Как пояснил один из представителей вышестоящего штаба, присутствовавший на учении, «подготовка и обеспечение ведения боевых действий не допускают упрощенности». «Поэтому каждый командир должен твердо знать, что необходимо в таких случаях брать за основу, на что делать главный упор, - уточнил он. - И, самое главное, каким образом организовывать взаимодействие всех имеющихся сил и средств». Чтобы эти действия осуществлялись по единому замыслу и плану и в конечном итоге были эффективными.
     
Чудо-баня

     Учения стали экзаменом не только для боевых подразделений, но и для служб обеспечения. В полевом лагере - обязательный минимальный набор необходимого бытового обслуживания. В том числе достаточно комфортная полевая баня. Она оборудована на базе автомобиля ЗИЛ и специального прицепа. Печь топится дровами, в котле до 850 литров воды. По расчетам специалистов, этого вполне достаточно для помывки почти трех мотострелковых взводов. Одновременно могут мыться 5 человек. Предусмотрена даже парилка. Как пояснил начальник вещевой службы мотострелковой бригады капитан Константин Максимов, технические условия позволяют поднять температуру в этой парилке до 120 градусов по Цельсию. Эх, запастись бы заранее березовыми чудо-вениками, плеснуть на печь холодного кваску для душистого пара - любую усталость как рукой снимет!
     
Куда пристегивать погоны

     Уникальность этого учения была для мотострелковой бригады еще и в том, что впервые оценивались преимущества и, разумеется, недостатки новой полевой формы одежды. Месяц назад в Юргу поступила первая партия ее комплектов непривычной камуфлированной расцветки. Пока переоделись только офицеры. Солдаты и сержанты по призыву и военнослужащие-контрактники новую форму, как клятвенно заверили в вещевой службе бригады, получат уже осенью.
     Одна из особенностей новой, «юдашкинской», как ее еще называют офицеры, формы в том, что изменилось расположение погон. Левый теперь находится не на плече, а на рукаве, чуть выше локтя. Правый переместился вперед, на грудь. Как пояснил один из офицеров, это сделано в том числе и для маскировки, чтобы затруднить действия снайперов вероятного противника:
     - Погон на груди во время боевых действий будет закрыт бронежилетом, его никто не увидит. Так обеспечивается скрытность и маскировка. А левый погон во время учений и при реальных боевых действиях просто отстегивается. Военнослужащие своих командиров знают в лицо, так что управляемость подразделений от этого не пострадает.
     Форма удобна для носки, на коленях предусмотрены специальные пристегивающиеся клапаны. Рукава застегиваются не обычными пуговицами, а современными «липучками». Так решена одна из «вечных» проблем прежней полевой формы - пуговицы отрывались, как правило, «с мясом» в самый неподходящий момент. Ни один из опрошенных офицеров не назвал (или не захотел назвать) ни одного недостатка новой полевой формы. «Удобна в носке, нам нравится», - вот типичные ответы. Ткань натуральная, без синтетики. Вода с нее стекает, одежда не промокает. Согласитесь, в условиях Сибири (в день учения как раз шел сильный дождь) это весьма существенное достоинство!
     
«День — ночь — день»

     Юргинскому общевойсковому полигону уже более 100 лет, его использовали для Российской армии с начала XIX века. Отведенная для него территория составляет 29 тысяч гектаров. Он второй по площади в СибВО, уступает только Цуголу, расположенному в Даурских степях, в Забайкальском крае.
     Как рассказал начальник полигона майор Евгений Бердников, для стрельбы было подготовлено 535 мишеней. Именно таковой предполагалась численность боевиков. К учению «Восток-2010» полигонная команда готовились, как и всегда, вне временных рамок: «день - ночь - день». Выполнен значительный объем работ: изготовление и установка мишеней (в том числе движущихся), оборудование вертолетных площадок и многое другое. Как ожидается, уже осенью на полигоне Юрга будет установлено новое оборудование, когда мишенными полями станет возможно управлять при помощи специальной компьютерной программы. В Юрге уже работают представители завода-изготовителя, а само оборудование недавно поступило на склад воинской части. Так что уже в ближайшее время этот полигон будет удовлетворять самым современным требованиям к организации учебного процесса!
     
Под прокурорским присмотром

     Уже привычным в Российской армии стало присутствие на всех учениях представителей военной прокуратуры. Как отметил в разговоре с корреспондентом «Красной звезды» военный прокурор Юргинского гарнизона полковник юстиции Александр Шапанов, «наша основная задача - обеспечение соблюдения мер безопасности, надзора за сохранностью оружия и боеприпасов, сохранение жизни и здоровья военнослужащих». «Наши сотрудники проверяют пункты хозяйственного довольствия, оборудование полевых лагерей, - поясняет полковник юстиции Шапанов. - Если мы видим предпосылки к нарушениям, оперативно информируем об этом командира. Лучше предотвратить, чем потом устранять последствия». «Мотострелковая бригада - организм достаточно большой и сложный, командиру соединения весьма непросто охватить все одновременно в полном масштабе», - убежден военный прокурор. И поясняет: «Мы конечно же не вмешиваемся в процесс боевой подготовки. Но по вопросам, связанным с обеспечением сохранности жизни и здоровья военнослужащих, оружия, безусловно, реагируем и даем свои рекомендации».
     Что касается соблюдения на учении земельного, экологического законодательства, то здесь, как считают в военной прокуратуре гарнизона, «претензий со стороны Гринписа и «зеленых» быть не может». Юргинский полигон - это специально отведенная территория, район для проведения военных учений. Да, урон природе здесь, безусловно, наносится. Особенно на первом этапе, при ведении боевой стрельбы, возникали очаги возгораний. Но этого, как все понимают, на военных учениях в любой армии избежать невозможно. Специальные команды пожары незамедлительно тушат.
     ...И все-таки, что же произошло с танком, столь некстати, в присутствии работников прокуратуры, многочисленных журналистов и телекамер, остановившимся при форсировании реки? Как потом выяснилось, его остановила вводная одного из посредников. Проверяли действия спасательно-эвакуационной группы. Дона получила оценку «хорошо».

     Комментарий начальника управления
     боевой подготовки Главного штаба
     Сухопутных войск
     генерал-майора Юрия Петрова:

     - Особенностью этого учения является то, что различными вводными руководство наращивает обстановку. Это вынуждает командира бригады принимать нестандартные решения. Совсем не те, которые он продумывал заранее и обыгрывал в период подготовки к учению.
     В целом бригада задачу выполнила. Окончательную оценку определят после подсчета результатов огневого поражения. Пока могу сказать одно: действия комбрига полковника Андрея Хоптяра можно оценить как грамотные и хорошо продуманные.
     Еще один предварительный вывод: при качественной организации боевой подготовки в течение всего учебного периода военнослужащие по призыву уже через полгода готовы выполнять свои задачи. При этом существуют проблемы, связанные с подготовкой в столь короткие сроки солдат и сержантов для должностей, связанных с эксплуатацией вооружений и военной техники. Особенно сложной новой техники, которая сейчас поступает в войска.
     Поэтому уже со следующего года мы планируем готовить специалистов в учебных подразделениях не шесть, а три месяца. Это позволит солдату служить непосредственно в войсках не полгода, а девять месяцев. Сокращение сроков обучения будет достигаться за счет оптимизации числа изучаемых дисциплин.
     В ходе специальной операции и мотострелковая бригада СибВО, и взаимодействующие с ней подразделения Внутренних войск, МВД, милиции и МЧС тоже, полагаю, получили хорошую практику совместных действий. Командир бригады был назначен командующим оперативной группировкой по проведению спецоперации. Ранее, как известно, подобными операциями руководили вышестоящие штабы - управление армии, округа организовывали взаимодействие и давали соответствующие указания. Сейчас командир бригады обязан был напрямую руководить подразделениями других силовых ведомств.
     Отрабатывалось немало вводных: эвакуация раненых и подбитой техники, тренировка спасательно-эвакуационных групп при преодолении водной преграды. Отрабатывалось практически все, с чем мы столкнемся в реальном бою.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex