В связи с фактическим закрытием Севастопольского морского завода, где остались всего 200 человек из 15 тысяч, основная тяжесть восстановления технической готовности кораблей и судов легла на 13-й и 91-й судоремонтные заводы ЧФ. Причем важность 91-го СРЗ определяется целым рядом факторов. Во-первых, это не хозрасчетное, а бюджетное предприятие, работающее сегодня на все 100 процентов. Во-вторых, именно на 91-й замкнут доковый комплекс, без которого не может обойтись ни один корабль или судно. Ну и, в-третьих, завод обладает высокоподготовленными специалистами, которые выполняют самые сложные работы.
Вместе с главным инженером завода капитаном 3 ранга Василием Пузановым обходим территорию завода. У причала сразу три боевых корабля, находящиеся в ремонте: малый противолодочный корабль «Александровец», морской тральщик «Валентин Пикуль» и ракетный катер. А еще на стенке рейдовый катер.
- Не многовато ли для одного сравнительно небольшого завода? - спрашиваю Пузанова. - Это норма или форс-мажор?
- Для нас это типично, - отвечает главный инженер, - никакого форс-мажора. Более того, хотят поставить еще один корабль. Сегодня СРЗ работает на полную мощность.
В Севастопольском матросском клубе на днях прошло торжественное собрание, посвященное 20-й годовщине со дня образования завода. Открыл его начальник 91-го СРЗ капитан 1 ранга Сергей Новогрибельский. Он поведал об истории создания завода, подвел итоги деятельности предприятия за 20 лет, отметил лучшие подразделения.
Судоремонтный завод два десятилетия назад был создан в соответствии с директивой штаба Черноморского флота. Истоки же его зарождения уходят в далекие довоенные годы. В 1939-м в составе Крымского морского пограничного отряда НКВД была сформирована судоремонтная мастерская № 1099. 10 сентября 1941 года она была эвакуирована в Туапсе, а в апреле 1942-го - в Сочи. 20 ноября 1944 года мастерская перебазировалась в Севастополь, в бухту Стрелецкую, где были построены два бытовых помещения - первые сооружения будущего завода. Сегодня это помещения корпусно-докового цеха и энергомеханического отдела, а также помещение дизельного участка слесарно-механического цеха.
Приказом командующего Черноморским флотом от 6 марта 1946 года судоремонтная мастерская вошла в состав ОВР главной базы Черноморского флота. А первыми задачами, решаемыми мастерской, стали капитальный, средний ремонт и модернизация катеров, не превышающих водоизмещения 100 тонн, средний и текущий ремонт тральщиков и больших «охотников» отечественной постройки.
Со временем увеличивался и развивался Черноморский флот. Масштабность требуемых судоремонтных работ определила необходимость создания бюджетного судоремонтного предприятия. В 1987 году по инициативе начальника технического управления ЧФ контр-адмирала Юрия Халиуллина и начальника судоремонтной мастерской капитана 1 ранга Бориса Бабкина было разработано экономическое обоснование создания флотского судоремонтного завода. С помощью специалистов Военно-морской академии это обоснование было подкреплено расчетами, и началась работа по созданию на базе двух судоремонтных мастерских в бухтах Стрелецкая и Карантинная судоремонтного завода, способного выполнять текущие и средние ремонты судов и кораблей до 3 ранга включительно.
Приказом начальника технического управления ЧФ от 23 января 1990 года капитану 1 ранга Борису Бабкину было поручено сформировать 91-й судоремонтный завод Черноморского флота с подчинением начальнику технического управления ЧФ и с дислокацией в Севастополе. 20 марта 1990 года завод был сформирован. Эта дата и стала днем рождения.
С первых дней создания предприятия номенклатура выполняемых работ была расширена. Освоен ремонт систем гидравлики, нескольких типов двигателей, автоматики, кондиционеров, дизель-компрессоров кораблей 3 и 4 ранга. На кораблях 1-го и 2-го ранга выполнялись отдельные работы по техническому обслуживанию корабельных механизмов и систем.
- Мы гордимся знаковыми событиями в истории нашего завода, - отметил Сергей Новогрибельский. - Так, в 1990 году впервые выполнен средний ремонт морского тральщика «Снайпер». С 1993 года и по настоящее время после сформирования группы технического обслуживания военные специалисты нашего предприятия неоднократно привлекались для оказания технической помощи личному составу электромеханических боевых частей на кораблях и судах Черноморского флота в условиях боевой службы. В 1996 году освоен средний ремонт малых противолодочных кораблей. В 1999 году начали ремонт ракетных катеров. В 2000 году предприятием освоен ремонт малого ракетного корабля. С 1990 по 2010 год специалистами предприятия выполнено 8 средних, 29 текущих, 11 навигационных, 7 межпоходовых и 440 доковых ремонтов кораблей и судов флота. Впервые после создания 74-й группы судов обеспечения выполнены уникальные для Военно-морского флота постановки в большой плавучий док «ПД-30» крупнотоннажных кораблей ГРКР «Москва», болгарского судна «Лиляна Димитрова».
В тот день довелось услышать много теплых слов в адрес первого руководителя завода капитана 1 ранга Бориса Александровича Бабкина. По отзывам ветеранов, это был требовательный командир, умело сочетавший заботу о производстве и подчиненных, создавший завод и утвердивший его авторитет на Черноморском флоте. Напряженно и самоотверженно трудился коллектив предприятия под руководством капитана 1 ранга Виктора Валерьевича Митекина, который возглавлял завод более 12 лет.
Сегодня командирскую вахту достойно несет преемник Митекина капитан 1 ранга Сергей Новогрибельский. Коренной севастополец, выпускник Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища, он пять лет прослужил на подводных лодках ЧФ, затем семь лет занимался судоремонтом на двух флотских предприятиях, в том числе 13-м СРЗ. Прошел ремонтный отдел технического управления ЧФ, финансовое управление ЧФ, где курировал вопросы финансирования капитального строительства и унитарных предприятий. Он успешно окончил ВМА имени Н. Кузнецова и с октября 2008 года возглавляет коллектив 91-го СРЗ. Сергей Анатольевич прошел корабельную службу, разные сферы флотского судоремонта, и это, бесспорно, помогает ему в работе, руководстве важным флотским предприятием.
Сегодня 91-й завод - это не только стационарные производственные помещения, но и три плавучих мастерских, четыре плавучих дока, в том числе ПД-30, способный принимать самые крупные корабли ЧФ, плавучий кран, покрасочное судно, рейдовый буксир, разъездной катер, судоремонтная мастерская СРМ-155 береговой базы подводников в бухте Южная.
Весьма важной представляется работа специалистов центральной заводской лаборатории. Они, например, освоили метод цветной капиллярной дефектоскопии для контроля усталостных трещин, коррозии и других повреждений конструкций из сплавов черных и цветных металлов. Проводят работы по определению газового состава воздуха в топливных и масляных цистернах на кораблях и судах флота. Выполняют работы по измерению толщин ультразвуковыми толщиномерами изделий из различных металлов и сплавов. Производят проверку диэлектрических средств защиты. Освоили проверку термоголовок, систем пожаротушения «Краб».
В настоящее время 91-й судоремонтный завод - это слаженный и работоспособный коллектив судоремонтников.