на главную страницу

8 Июля 2010 года

Профессионалы

Четверг

Врач от Бога

Валерий КОЛОМИЕЦ, подполковник в отставке.




     «Спасти жизнь человеку в практически безнадежной ситуации – это лишь первый шаг на пути к выздоровлению пациента, научить спасенного жить дальше – не менее, а порой и более сложная задача. Умение мастерски решать подобные проблемы как нельзя лучше характеризует стиль работы нашего заведующего отделением Виталия Владимировича Трачука», – сказала мне в беседе старшая медицинская сестра эндокринологического отделения 1-го филиала Центрального военного клинического госпиталя им. академика Н.Н. Бурденко Марина Лаптева. И добавила: «Виталий Владимирович – врач от Бога».
     Держать руку на пульсе такого непростого отделения помогает Виталию Владимировичу его отношение к работе. Будучи сам трудоголиком и педантом от медицины, он постоянно требует самоотдачи и дисциплинированности и от своих подчиненных. Вместе с тем Виталий Владимирович не забывает о справедливой оценке труда сотрудников своего отделения и решении их социальных вопросов. Думается, таким и должен быть руководитель.
     У полковника запаса Трачука особый дар постановки точных диагнозов и выработки индивидуальных методик лечения. Дар этот основан на глубоких медицинских знаниях. При общении с больными Виталий Владимирович обращает внимание не только на физическое состояние человека, но и на морально-психологическое. Ведь положительный настрой пациента может помочь в лечении, поэтому важно вовремя успокоить человека, убедить, что все можно изменить к лучшему. Улыбка, ободряющий взгляд, непременный комплимент женщинам – такие средства действуют порой лучше дорогого лекарства.
     Полковник запаса Трачук, как я заметил, гордится своей судьбой. Вот что он рассказал о себе:
     - Мой дядя, Григорий Михайлович, был военным врачом, его пример и стал для меня путеводной звездой. По окончании медицинского училища я был направлен в Николаевскую область заведующим амбулаторией участковой больницы. Через непродолжительное время стал главврачом этой больницы. Получил бесценный опыт – и лечебный, и управленческий.
     Затем была учеба в медицинском институте в Одессе. Как мог, претворял в жизнь слова дяди, что медик никогда не должен быть троечником. Все свои силы я отдавал учебе. Участвовал в научной работе института, получал повышенную стипендию.
     Дальше, опять же по совету дяди, решил стать военным, поступил на военно-медицинский факультет Нижегородского института. И через два года окончил факультет с красным дипломом.
     По окончании института был назначен начальником медицинского пункта полка одной из частей ПВО, где прослужил три года. Здесь же родилась у меня дочь Оксана.
     Желание совершенствоваться по профессии привело меня в клиническую ординатуру в Горьком. Учиться было очень интересно. Практика проходила в гражданской клинике. Нам разрешали все буквально с первого дня. Уже через месяц я овладел гастроскопией и консультировал в военном госпитале города. Учитывая особенности нашей российской жизни, там же приобрел опыт по лечению токсикологических больных. По завершении клинической ординатуры мне предложили должность преподавателя на кафедре, но я предпочел заниматься практикой и идти в войска. При распределении меня спросили:
     - Коммунист?
     - Да.
     - Поедете в Среднюю Азию, в медсанбат.
     Дочке пять лет, супруга в положении. Летим в Алма-Ату. Из Алма-Аты – в Аягуз. Это еще 1.000 километров и дальше на поезде в медсанбат в свою часть. Это было в поселке Ахтогай, где 50 процентов населения – казахи, остальные – ссыльные. К военным относились плохо. Ничего, выжили. Здесь у меня родилась еще одна дочь – Ольга.
     Менее чем через полгода моей службы в медсанбате с проверкой приехали главный хирург и главный терапевт военного округа. Дают вводную – отравление и травма. Посмотрели, остались очень довольны и моими знаниями, и умением действовать в сжатые сроки.
     - А чем еще здесь занимаетесь?
     - Да вот, я делаю гастроскопию.
     Вижу, проверяющим стало плохо – о какой гастроскопии можно говорить, если ее в то время не делали даже в госпиталях.
     Кстати, раньше были такие аппараты – металлическая труба и резиновый наконечник. Такой штукой залезть в человека – надо не только опыт, но и смелость иметь. Увидев, как мы с медсестрой это проделываем, умудренные опытом проверяющие предложили мне идти в Семипалатинск начальником терапевтического отделения. Так, прослужив в медсанбате 9 месяцев, я принял в Семипалатинске должность начальника терапевтического отделения 100-коечного госпиталя.
     Следующим местом моей службы стал 400-коечный госпиталь в городе Ашхабаде, где я занимал должность начальника гастронефрологического отделения. Это был 1990 год. Затем произошел распад Союза. Летом 1994 года нам сказали, что если мы не определимся до Нового года, то потеряем связь с Россией и с ее Вооруженными Силами. Мы, офицеры, собрали все документы и оформили российское гражданство. А потом каждый взял свое личное дело и поехал искать новые места службы и жизни.
     Хочется сказать, что к тем, кто служил в Средней Азии, отношение было великолепное. Я приехал к направленцу по кадрам войск ПВО, он буквально сразу вышел на начальника тогда еще окружного госпиталя Владимира Васильевича Шичанина.
     Владимир Васильевич сказал: «Я знаю, что вы гастроэнтеролог и есть место начальника гастроэнтерологического отделения, но на него есть уже кандидатура и она утверждена... На сегодняшний день есть отделение эндокринологии и гематологии». Без долгих раздумий я согласился, о чем нисколько сейчас не жалею.
     Правда, первые годы службы в госпитале были очень сложные: вновь шло становление как врача, адаптировался к новой жизни. Опытные сослуживцы, близость к столице, наличие множества клиник, библиотек, возможность общения со столичными гражданскими и военными коллегами – все это позволило мне вырасти как специалисту. Появились первые последователи и ученики, уважение и опыт, благодарные за обретение нового взгляда на жизнь пациенты.
     Почти пять лет мы с семьей прожили в бараке, где раньше располагался ветеринарный отряд. Теперь у нас прекрасная квартира. Дом и работа рядом.
     С такой же гордостью, как о своей военной судьбе, Виталий Владимирович говорит и о специфике работы своего отделения:
     - Наше отделение – эндокринологическое, плюс мы лечим больных с заболеваниями крови. Люди, которые к нам поступают, – это особенные пациенты. Что такое, например, сахарный диабет? Это образ жизни. И вот этому новому образу жизни мы их учим. И как мы их научим, особенно тех, которые впервые заболели, так они и будут в дальнейшем себя вести. А задача эта трудная.
     Больной должен не просто лежать в госпитале, а с первых же дней начинать обследования и получать врачебные назначения. В итоге и люди довольны, ведь быстрее ставится диагноз и своевременно начинается лечение, увеличивается пропускная способность отделения, а значит, большее число заболевших могут рассчитывать на лечение в госпитале. Конечно, при таком подходе медицинскому персоналу приходится работать интенсивнее, что называется, «побегать». Но результат есть, а это главное.
     На вопрос, какими главными качествами, по вашему мнению, должен обладать врач, Виталий Владимирович без долгого раздумья ответил:
     - Я считаю, что первое – это должно быть внимание. Выслушать пациента, с каким бы он ни был характером, с каким бы он ни поступил к нам настроением. Очень важно найти то, что мы, медики, называем комплаентностью, – степень соответствия между поведением пациента и рекомендациями, полученными от врача. Когда будет обоюдное доверие, тогда и будет соответствующий результат.
     Второй момент – профессионализм, опыт. Но для того, чтобы пришел опыт, нужно время. Ведь никто не становится сразу врачом. Бывают и ошибки, но не ошибается лишь тот, кто не работает. К сожалению, врачей, которые преданы медицине, как говорится, на все сто, сейчас остается все меньше и меньше. Причины – в подходе к оценке труда врачей. Материальный фактор...
     Как ни банально это звучит, но болезнь легче предупредить, чем лечить, – говорит в заключение Виталий Владимирович. – Поэтому на первом плане – профилактика заболеваний, причем проведение профилактики и санитарно-просветительской работы должно стать общегосударственной задачей. И самый главный помощник в этом направлении – СМИ с пропагандой здорового образа жизни. Сегодня, к счастью, начали говорить о культивировании правильного отношения к своему здоровью. Это касается в полной мере и офицеров, и членов их семей. А мы, медики, всегда готовы прийти на помощь. Клятва Гиппократа для настоящего врача – это не пустые слова.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex