на главную страницу

9 Июля 2010 года

Армия и общество

Пятница

ТАКОЙ НЕГРОМКИЙ ПОДВИГ

9 июля – 90 лет гидрографической службе Каспийской флотилии

Шамиль ХАЙРУЛЛИН, «Красная звезда». Фото Святослава ГАВРИЛОВА.



9 июля гидрографической службе Каспийской флотилии исполняется 90 лет. О ее славной истории, о самоотверженной службе гидрографов по обеспечению безопасного судоходства на Каспии и в устье Волги «Красной звезде» рассказал начальник гидрографической службы Каспийской флотилии капитан 1 ранга Олег ПОЛУЧАНКИН.

     - Олег Владимирович, какие задачи вам приходится решать после передислокации главной базы Каспийской флотилии из Баку в Астрахань?
     - После распада Советского Союза в 1992 году был произведен раздел имущества Каспийской флотилии между Россией, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменией. Сложная ситуация сложилась при выводе техники и имущества. Перебазирование гидрографической службы КФ фактически явилось завершающим этапом передислокации Каспийской флотилии. Военнослужащие и гражданский персонал в тот период с честью, самоотверженно выполнили все стоящие перед ними задачи, что было отмечено Президентом России и главнокомандующим ВМФ.
     Сегодня нам, помимо обеспечения учебно-боевой деятельности Каспийской флотилии, приходится выполнять задачи и в интересах народного хозяйства. Например, в последние годы значительно возрос международный интерес к Каспийскому морю, особенно к северной его части, где были разведаны значительные запасы углеводородов. И сегодня в изучении этих месторождений непосредственное участие принимает личный состав гидрографических судов.
     Кроме того, нам пришлось выполнить и более сложную миссию. Имею в виду производство широкомасштабных гидрографических работ с целью картографирования Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКК). Основными причинами, потребовавшими выполнения исследований ВКК в краткие временные нормативы, явились большая интенсивность судоходства по Волго-Каспийскому морскому судоходному каналу, сгонно-нагонные ветровые явления, сильная скорость течения, мутность воды и мелководье. Перед гидрографами встала стратегическая по важности задача обеспечения в кратчайшие сроки современными картографическими материалами всей акватории ВКК.
     В сентябре 2008 года личный состав сводного экспедиционного гидрографического отряда (ЭГО) гидрографической службы Каспийской флотилии приступил к выполнению основного комплекса гидрографических исследований Волго-Каспийского морского судоходного канала, которые приходилось выполнять только в светлое время суток, сообразуясь с соблюдением норм безопасности. Несмотря на возникающие трудности, эти работы были выполнены в полном объеме в декабре 2008 года, то есть до наступления ледостава. В ходе этой непростой работы все предложения по корректуре существующих навигационных карт нами детально прорабатывались и предлагались к действию в вышестоящие организации. Общий объем полученных материалов составил 150 планшетов, выполненных в масштабе 1:2 000.
     Полученные по результатам гидрографических исследований материалы уникальны по своей сути. Их уникальность в том, что они были выполнены по самым инновационным технологиям с использованием методик, разработанных ведущими специалистами гидрографической службы Каспийской флотилии с учетом специфики местных климатических условий и особенностей ВКК. В плановые сроки группой камеральной обработки ЭГО закончен завершающий этап обработки материалов гидрографических исследований. Все материалы представлены в 280-е Центральное картографическое производство Военно-морского флота для выпуска навигационных карт на Волго-Каспийский морской судоходный канал. Отмечаю самоотверженный труд при выполнении данных исследований гидрографов офицеров Ю. Костюрина, А. Коваля, М. Агеева, А. Васильева, служащего С. Политова и многих других. Своими грамотными профессиональными действиями они в очередной раз доказали, что, несмотря на различного характера трудности в их профессиональной деятельности, гидрографическая служба Каспийской флотилии продолжает выполнять задачи навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения сил Каспийской флотилии на высоком уровне.
     По нашим документам в зону ответственности гидрографической службы флотилии входят Волга и акватория всего Каспийского моря. По этому району мы отвечаем за навигационную безопасность, гидрометеоинформацию, хотя изучением и картографированием занимаемся больше в центральной и северной части моря. Это объясняется тем, что указанные районы Каспия мелководны, здесь рельеф дна более подвержен изменениям. Да и картографическая информация на эти районы сегодня устаревает. Поэтому приоритет отдаем им. Что касается предназначения, то мы по-прежнему готовы появиться и работать в любой части Каспийского моря. У нас для этого есть все необходимое, а самое главное - гидрографический флот.
     - Без гидрографического обеспечения не обходится ни одно мероприятие боевой подготовки в море. Насколько уплотнился график выходов в море у экипажей гидрографических судов с наступлением лета?
     - Основой для выполнения морских исследований по обеспечению боевой подготовки сил флотилии является группа гидрографических судов (бывший дивизион ГС). Все суда исправны, технически готовы к выполнению задач в море. План по гидрографическим работам на 2010 год у нас напряженный. Внесла в него определенные коррективы и затянувшаяся зима, из-за чего дольше сохранялась сложная ледовая обстановка на акватории северного Каспия и Волги. А в связи с переносом начала навигации соответственно и постановка средств навигационного оборудования на летний период производилась в более сложных условиях. Все суда службы принимают участие в обеспечении мероприятий по боевой подготовке сил флотилии в летнем периоде. А это и гидрографическое обеспечение выполнения специальных задач ракетным кораблем «Татарстан» и малым артиллерийским кораблем «Астрахань» в центральной части Каспия, задач призового траления, командно-штабных учений сил флотилии. Также мы готовы к обеспечению возможного участия сил флотилии в совместных учениях с ВМС прикаспийских государств.
     - По итогам прошлого учебного года гидрографическая служба Каспийской флотилии была признана одной из лучших в Военно-морском флоте Российской Федерации. Что позволило вам выйти на передовые рубежи?
     - Модернизация флота гидрографической службы. Сейчас у нас на вооружении большой гидрографический катер (БГК-2090) нового проекта. Нынешним летом ожидаем поставки серийных катеров совершенно нового уровня, которые способны как выполнять гидрографические работы, так и обслуживать средства навигационного оборудования в море. Один из таких образцов мы уже активно используем в море, где он показал свои исключительно хорошие мореходные качества. У нас имеются также новые быстроходные катера, которые сейчас находятся на вооружении в экспедиционных подразделениях и используются для производства промерных работ. Часть таких катеров базируется на гидрографических судах.
     Осуществлена также поставка гидрографического оборудования маневренного вида, новейшего малого гидрографического катера (МГК), построенного в Санкт-Петербурге. Это и многое другое направляется к нам на Каспий в соответствии с планом по закупке и распределению этого оборудования, утвержденным главнокомандующим ВМФ. Внедрение новой техники позволило поднять гидрографическую службу флотилии на качественно новый технологический уровень. Соответственно подготовленные специалисты для обслуживания такого оборудования в нашей службе имеются. Что и является залогом успеха.
     - Лозунг «Кадры решают все» актуален и сегодня. Кого из подчиненных вам бы хотелось отметить в числе лучших?
     - Даже самая уникальная, самая умная техника не может сама по себе, без знающих специалистов выполнять поставленные перед службой задачи. У нас за многие годы работы сложился хороший коллектив преданных своему делу людей. Среди тех, кто своими знаниями, ежедневным подвижническим трудом обеспечивает высокие качественные показатели гидрографической службы, - начальник гидрометеоцентра капитан 2 ранга Борис Болдырев, начальник отделения маячной службы капитан 2 ранга Александр Старостенко, командир экспедиционного гидрографического отряда капитан 3 ранга Игорь Крайнов. Отдельное спасибо нашим ветеранам - капитанам гидрографических судов Виктору Косурову, Владимиру Родионову.
     От лица службы хочу поздравить всех членов нашего дружного коллектива - ветеранов, военнослужащих, лиц гражданского персонала с 90-летием гидрографической службы Каспийской флотилии, поблагодарить их за преданность профессии гидрографа, пожелать доброго здравия, благополучия и, как говорят моряки, семи футов под килем!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex