на главную страницу

9 Июля 2010 года

Письма в "Красную звезду"

Пятница




Вызываю огонь на себя

    Мужество
    Среди фронтовых реликвий, оставшихся после отца, у нас в семье хранится справка из Центрального архива Минобороны РФ с выписками из трех приказов по 669-му артиллерийскому полку 228-й стрелковой дивизии о награждении начальника радиостанции 2-го дивизиона старшего сержанта Устинова Павла Дмитриевича...
    ...медалью «За отвагу»: «В районе села Недай Вода 14 ноября 1943 г., следуя в боевых порядках наступающей пехоты, обеспечивал устойчивую связь с дивизионом. Сильный минометно-артиллерийский огонь противника мешал продвижению нашей пехоты, и он ползком следовал за ней, обеспечивая бесперебойную связь с подразделениями, что дало возможность поддерживать наступающую пехоту огнем наших орудий».
    ...медалью «За боевые заслуги»: «В бою 1 октября 1944 г., находясь у орудия 5-й батареи, стоящего на прямой наводке, вместе с расчетом отражал контратаку противника, убив из своего карабина 5 солдат противника». Однако в наградном листе не отражен один эпизод этого боя, запомнившийся отцу на всю жизнь.
    ...Кончились снаряды, патроны. Впереди - наступающие танки противника, сзади - широченная река. Связи со штабом полка, ведущим бой в окружении, нет. Оставшиеся в живых бойцы укрылись под береговой кручей. Все поглядывают на отца и его радиостанцию: «Паша, сделай что-нибудь». Выход вроде бы есть - вызвать на себя огонь дивизионной артиллерии. Но это вне компетенции старшего сержанта. К тому же погибнуть от своего снаряда - еще не самое страшное. Вот если уцелеешь, а остальные погибнут и цели при этом не будут поражены - пощады не жди, затаскают. Но отец решился...
    Первые два пристрелочных снаряда легли посередине реки, вторая пара - с перелетом за немецкими танками. Еще одна поправка - и все потонуло в грохоте разрывов. «Когда артогонь стих, мы приподняли головы из-за кручи и увидели, что уцелевшие немецкие танки уходят».
    ...медалью «За боевые заслуги»: «В период Великой Отечественной войны неоднократно в сложной боевой обстановке обеспечивал радиосвязью НП с огневыми позициями, тем самым содействуя общему успеху боевых действий». Этот приказ, подписанный 4 июля 1945 года, как бы подводил итог участия отца в боевых действиях на советско-германском фронте. Потом была война с Японией. Дома отец не был шесть лет.
 ||  Полковник медицинской службы Николай УСТИНОВ. Химки, Московская область.



Где ты, друг мой снайпер?

    Поиск
    В 1943 году я учился на курсах младших лейтенантов Западного фронта в городе Волоколамске. Там познакомился с замечательным человеком старшим сержантом Иваном Григорьевичем Григорьевым, лучшим снайпером Калининского фронта, имевшим на счету более ста убитых солдат и офицеров противника. Его храбрость и воинское мастерство были отмечены не только государственными наградами, но и именной снайперской винтовкой. А маршал МНР Хорлогийн Чойбалсан при посещении Калининского фронта вручил ему монгольский орден «Полярная звезда».
    После окончания курсов нас направили на разные фронты, и мы потеряли связь друг с другом. Как сложилась его судьба? Жив ли он? Остались ли у него родственники, друзья? Был бы очень рад получить при посредничестве «Красной звезды» ответы на эти вопросы.
 ||  Полковник в отставке Иван КЛЕНИН, участник парада Победы 24 июня 1945 года. Москва.



Как сойтись двум одиночествам?

    Тепло души
    Уважаемая редакция! Моя просьба может показаться странной. Мы с мужем пенсионеры, но пока еще «молодые» - нам «всего» по 63. В свое время получили образование. Ведем праведный образ жизни. Для жизни вроде бы есть все. Но чего-то, а вернее, кого-то не хватает. Так хочется, чтобы рядом находился кто-то еще, способный поделиться с тобой душевным теплом и одновременно сам нуждающийся в человеческом участии.
    В армии, знаем, служат ребята, которым после увольнения некуда приклонить голову. Те же детдомовские, так и не познавшие, что такое семейное тепло. В то же время сколько нерастраченной любви в нас! Вот и сойтись бы двум одиночествам. Мы помогли бы в устройстве на работу, с поступлением на учебу.
    Для знакомства вначале хорошо бы списаться. Ведь через письмо о человеке узнать можно очень многое. А там и встреча, которая поможет принять окончательное решение. Наш адрес: 440026 г. Пенза-26, до востребования.
 ||  С уважением Екатерина Афанасьевна СВЕРКУНОВА.



Традиция традиции рознь

    Пришло письмо...
    Письмо оказалось настолько эмоциональным, что предпочел вкратце изложить его содержание, чем приводить полностью и уж тем более с сохранением стиля и лексики автора. Олег Краснов, приехавший в Санкт-Петербург к сыну Александру на торжества, посвященные выпуску молодых офицеров из стен Военной академии связи, сообщает, что начальник академии генерал С. Будилкин устроил выпускникам и гостям «не праздник, а муки, назвал традицию бросания денег позорным явлением, хотя она существует везде и всюду, и заставил лейтенантов пройти торжественным маршем еще раз».
    Прочел письмо и подумалось: наконец-то нашелся хоть один начальник военного вуза, который попытался поломать полухулиганскую «монетарную» выходку, которая с годами под восторженное умиление подружек, пап и мам и при попустительстве старших стала обязательным атрибутом прощального торжественного марша молодых лейтенантов. При всем несогласии с позицией автора письма в одном соглашусь с ним полностью: монеты и в самом деле звенят «везде и всюду», даже о брусчатку Красной площади, когда там проходит выпуск кремлевских курсантов. Впору устав заново переписывать. Эта укореняющаяся «традиция» есть, на мой взгляд, не что иное, как одно из проявлений капитализации офицерского духа. Вы вдумайтесь: фетиш-то какой избран! Деньги! Как тут не вспомнить Мефистофеля с его «люди гибнут за металл».
    Традиций сомнительного свойства у нас и без того хватает, однако справедливости ради следует заметить, что бросание монет в строю - это детский лепет по сравнению с тем, что ждет, например, московский парк имени Горького и его фонтаны 2 августа. Но если генерал Будилкин добился «безденежного» прохождения своих выпускников торжественным маршем, то московские власти, правоохранительные органы, ветеранские организации ВДВ не просто смирились, а капитулировали перед массовыми «заплывами» «голубых беретов». Было бы, считаю, не лишним и в войсках находить такие формы и приемы воспитательной работы, чтобы находящиеся сегодня в строю «голубые береты» не превратились по увольнении в запас в потенциальных «купальщиков».
    Дурной пример, как известно, заразителен, и у экс-десантников уже появились последователи. Не так давно свежеиспеченным лейтенантам, только что надевшим флотскую форму, в день выпуска друзья устроили «посвящение в моряки», раскачав и бросив их в фонтаны. Как сказал очевидец, «вместе с кортиками». Будущим флотоводцам ритуал пришелся по душе. Лиха беда начало...
    По натуре я не сухарь и не собираюсь читать мораль, что строй - святое место, а традиции в армии могут быть только боевые. Но следует помнить: традиция традиции рознь. И голову иметь на плечах надо обязательно. Чтобы, как принято говорить, суметь отделить мух от котлет.
 ||  Виталий СКРИЖАЛИН, «Красная звезда».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex