на главную страницу

10 Июля 2010 года

Страна и мир

Суббота

ИСТОРИЯ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО

Валерия БИЧУРИНА, «Красная звезда».



     К новому учебному году в Грузии готовится беспрецедентное издание: в дополнение к обычным учебникам истории появится новое пособие «200 лет российской оккупации». Идея создания столь провокационного учебника принадлежит специальной комиссии, образованной по указу президента Михаила Саакашвили и призванной изучать исторические взаимоотношения между Россией и Грузией. Комиссия «проанализировала» период с 1801 года, когда Павел I подписал указ о присоединении Картли-Кахетинского царства к Российской империи и по сегодняшний день. Исходя из этого, объясняют историки, учебник получил такое название. Само учебное пособие выйдет в свет в августе, а изучать его планируется в старших классах школ.
     То, что власти Грузии используют любой повод для очернения и искажения истории, говорят как в Москве, так и в самом Тбилиси. Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров весьма жестко прокомментировал действия Саакашвили. «Если он хочет вдалбливать в головы грузинским мальчикам и девочкам такую трактовку истории, то он преступник перед собственным народом. Сладких плодов такая политика не приносит - плоды только горькие. И надеюсь, грузинское руководство это когда-нибудь поймет», - отметил министр.
     За свою историю Грузия участвовала в конфликтах с несколькими государствами. Об этом говорит и президент грузинской Лиги образования Манана Николаишвили. Она напоминает, что Грузия подвергалась захватам и персов, и турков, и монголов, и тогда следует написать пособия по каждой из этих оккупаций, а не следовать политической конъюнктуре.
     Обращение к властям Грузии опубликовала на своем интернет-сайте джавахская диаспора России. «Никакой необходимости в издании учебника «200 лет российской оккупации» отдельным вспомогательным учебником нет. Если так подходить, то Грузия издревле, на протяжении многих веков, была оккупирована многими странами. Тогда пусть в школах не преподают историю Грузии отдельно, а преподают «Оккупацию Грузии Турцией», «Оккупацию Грузии Персией», арабами, монголами...», - утверждает диаспора и призывает власти Грузии «перестать стравливать российский и грузинский братские народы».
     Между тем в Москве состоялся видеомост с Грузией, организованный РИА «Новости». Его участники обсудили ситуацию вокруг выхода в свет этого учебного пособия. Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций, член Комиссии при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России Сергей Марков считает, что учебник по российско-грузинской истории должен писаться совместно с российскими историками. Также Марков призвал грузин быть максимально толерантными.
     Участник видеомоста в Тбилиси руководитель Института Евразии Гулбаата Рцхиладзе заявил, что оккупация уже стала в Грузии конкретно политическим термином, и этот термин преподают детям в школах. «Эти действия аморальны, поскольку детей используют в качестве государственной пропаганды, и это нацелено на то, чтобы разорвать все нити между русскими и грузинами. Одним словом, государственная пропаганда доходит до идиотизма», - заявил он.
     В свою очередь президент фонда «Единения русского и грузинского народа» профессор Владимир Хомерики напомнил, что весь рассвет грузинской культуры прошел именно в эти 200 лет. «В России проживает один миллион грузин, и объявить Россию врагом - самый худший вариант для Грузии», - считает он. Участники видеомоста сошлись во мнении, что нельзя воспитывать молодое поколение с чувством вражды друг к другу.
     Фальсификация истории на постсоветском пространстве происходит уже не в первый раз. Так, в декабре в Москве был представлен доклад «Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств». Исследователи, в лице которых выступают именитые ученые-историки: профессор кафедры отечественной истории истфака МГУ Александр Вдовин, кандидат исторических наук Андрей Шадрин и многие другие, собрали, перевели с национальных языков и проанализировали в общей сложности 187 школьных учебников истории и учебных пособий 12 стран бывшего Советского Союза.
     Школьная история оказывает значимое воздействие на формирование общественного мнения. Прискорбно, что нынешние грузинские ученики получают незавидное наследство в виде фантастических пособий по истории.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex