на главную страницу

14 Июля 2010 года

Правда против мифов

Среда

Истоки одного предательства




     ВТОРЫМ объяснением сдачи в плен Власова, которое нам предлагают его апологеты, является утверждение, что командарм боялся выходить к своим, так как понимал, что Сталин его немедленно расстреляет за погубленную армию.
     Но Власов не мог не знать, что Сталин совсем не был склонен к расправам над невиновными подчиненными. Лучшим примером этому служит сам Власов, когда он в гражданской одежде вышел из окружения под Киевом, потеряв большую часть вверенной ему армии. Как мы помним, его за это не только не расстреляли и не судили, а, наоборот, послали командовать 20-й армией. В чем была принципиальная разница между киевским окружением Власова и его окружением в лесах Мясного Бора?
     Тем более что из документов мы видим, что Сталин весьма беспокоился за судьбу генералов 2-й ударной армии, попавших в окружение. Верховный приказывал сделать все, чтобы спасти военачальников. Характерно, что в плену Власов хвастливо заявлял, что Сталин послал для его спасения самолет.
     Именно спасти, потому как никаких репрессий к спасшимся применено не было. Например, эвакуированный начальник связи 2-й ударной армии генерал-майор А.В. Афанасьев не только никаким репрессиям не подвергся, а был награжден и продолжил службу. Кроме того, Сталин очень долго скептически относился к самому факту предательства Власова. Проверка по этому факту шла целый год. Приказом по Наркомату обороны СССР от 5 октября 1942 года Власов был зачислен в пропавшие без вести и значился таковым до 13 апреля 1943 года, когда обстоятельства его измены были выяснены и этот приказ отменен.
     Третьей причиной, по которой Власов сдался в плен, могла стать его трусость и страх перед смертью. Именно эту причину всячески пропагандировали советские власти, именно она проходила красной строкой в материалах следствия, и именно малодушием объяснял на процессе свое поведение подсудимый Власов. Однако следует признать, что никаких веских причин считать Власова трусом не имеется. Наоборот, на фронте он не раз демонстрировал презрение к смерти, спокойно находясь в зоне артиллерийского обстрела.
     ЕСТЬ, ПРАВДА, еще версия В.И. Филатова о том, что Власов был тайным сотрудником ГРУ и его наша военная разведка забросила к немцам с целью предотвращения зарождения возможного антисоветского движения. При всей внешней привлекательности этой версии она имеет несколько крупных изъянов, которые делают ее неприемлемой.
     Главной причиной, по которой эта версия несостоятельна, является то, что в случае засылки Власова к немцам для создания подконтрольной антисоветской армии Сталин закладывал бы под свою власть мину замедленного действия. Ситуация с армией Власова, даже если бы он был советским агентом, изначально была бы неконтролируемой Москвой. Кто дал бы гарантии, что Власов не стал бы играть по немецким правилам из-за безвыходности положения? В случае создания антисоветской армии Сталин своими руками создал бы силу, которая грозила прибавить к войне внешней - войну гражданскую. Тогда Сталин стал бы инициатором опаснейшей авантюры. Сталин же авантюристом никогда не был и на авантюру никогда бы не пошел.
     Таким образом, версия Филатова представляется нам полностью несостоятельной. Мы полагаем весьма вероятным, что Власов был направлен к немцам врагами Сталина из числа уцелевших сторонников Троцкого для сговора с германскими генералами...
     Конечно, прямых документальных подтверждений этой версии на сегодняшний день нет. Нужно помнить, что все архивы, касающиеся процессов 1930–1940-х годов, до сих пор засекречены и становятся известны лишь отрывками. Но даже по этим фрагментам можно судить о масштабах заговорщической деятельности в рядах РККА. В пользу версии Власова-заговорщика свидетельствует также то, что главные протеже Власова из среды германских военных оказались затем в стане антигитлеровской оппозиции...
     ИТАК, взятый в плен при весьма странных и неясных обстоятельствах командующий 2-й ударной армией генерал-лейтенант Власов был под сильной охраной доставлен в Сиверскую, в штаб 18-й германской армии. Его немедленно принял командующий армией генерал-полковник Георг фон Линдеман. Линдеману Власов выдал ряд важнейших сведений, составляющих государственную тайну СССР.
     От Линдемана Власов был направлен в лагерь для военнопленных в Виннице «Променент». При словах «нацистский лагерь для военнопленных» у нас сразу справедливо рисуется картина лагеря смерти. Но лагерь в Виннице был совершенно не таковым. Это был особый лагерь, подчинявшийся непосредственно главному командованию сухопутных войск, в котором содержались высокопоставленные советские военнопленные. К моменту прибытия Власова в винницкий лагерь там уже содержались пленные советские генералы Понеделин, Потапов, Карбышев, Кириллов, а также сын Сталина Я.И. Джугашвили. А руководил этим лагерем... американец немецкого происхождения Петерсон. Вот странная вещь!
     У немцев что же не хватало своих, что они стали американских соплеменников приглашать на службу? Потрясающие сведения о лагере дает нам апологет Власова К. Александров. Он пишет, что лагерь в Виннице «находился под фактическим контролем представителей антигитлеровской оппозиции».
     В августе у Власова состоялась встреча с руководством лагеря, представителем германского МИДа и представителями военной разведки. Что примечательно: советник министерства иностранных дел Густав Хильдер на встрече с Власовым обсуждал возможность его участия в марионеточном правительстве России, которое должно было официально передать Германии территории Украины и Прибалтики. С чего бы это? Кто такой Власов, чтобы с ним вести переговоры на эту тему?
     После встречи с представителями германского министерства иностранных дел и разведки Власов пишет следующую записку: «Офицерский корпус Советской Армии, особенно попавшие в плен офицеры, которые могут свободно обмениваться мыслями, стоят перед вопросом: каким путем может быть свергнуто правительство Сталина и создана новая Россия? Всех объединяет желание свергнуть правительство Сталина и изменить государственную форму. Стоит вопрос: к кому именно примкнуть - к Германии, Англии или Соединенным Штатам? Главная задача - свержение правительства - говорит за то, что следует примкнуть к Германии, которая объявила борьбу против существующего правительства и режима целью войны. Однако вопрос будущности России неясен. Это может привести к союзу с Соединенными Штатами и Англией, в случае если Германия не внесет ясность в этот вопрос».
     Поразительный документ! Советский генерал сидит в немецком плену, который, как известно, курортом не был, и свободно рассуждает о том, к кому должна примкнуть постсталинская Россия: к США, Англии или Германии! В конце Власов милостиво соглашается примкнуть к Германии, но предупреждает, что, если последняя будет себя плохо вести, Россия может примкнуть и к западным союзникам!
     Представить себе, чтобы нацисты терпели такие выходки от какого-то «унтерменша», пленного коммуниста, просто невозможно. А возможно это только в одном случае, если Власов писал свою записку не для нацистов, а для оппозиционных гитлеровскому режиму генералов. Записка Власова - это обращение ко всему враждебному СССР Западу. Это призыв к началу немедленного сотрудничества, это свидетельство готовности сил, стоявших за Власовым, выступить против Сталина.
     ЗАПИСКА из Винницы - самый главный и самый интересный документ, вышедший из-под пера Власова. Это не агитка и не демагогическое воззвание, какие он напишет потом. Это предложение о сотрудничестве с Западом, предложение, исходящее от человека, который чувствует за собой силу. Примечательны слова Власова, сказанные им немецкому офицеру русского происхождения и кадровому разведчику капитану В. Штрик-Штрикфельдту: «Мы решились на большую игру».
     Тот же Штрик-Штрикфельдт, который курировал Власова, дает нам представление о сущности этой «большой игры». Куратор Власова вспоминал, что пленный генерал призывал пойти «по ленинскому пути», то есть воспользоваться войной, чтобы «освободить народ и страну от большевистского режима». Почему бы во имя свержения Сталина не вступить в соглашение с Гитлером и не купить у Германии мир, отдав ей Прибалтику, Белоруссию и Украину?
     «Дадут ли нам, - вопрошал Власов Штрик-Штрикфельда, - возможность выставить против Сталина русскую армию? Не армию наемников. Она должна получить свое задание от национального русского правительства. Только высшая идея может оправдать выступление с оружием в руках против правительства своей страны. Эта идея - политическая свобода и права человека. Вспомним о великих борцах за свободу в США - о Джордже Вашингтоне и Вениамине Франклине. В нашем случае, только если мы поставим общечеловеческие ценности над ценностями националистическими, оправданно и согласие на вашу помощь в борьбе против большевистской диктатуры».
     По всей видимости, в 1942 году некоторыми германскими генералами была начата крупная игра по свержению Сталина. Но эта игра была сломана Гитлером. Ему была совершенно не по вкусу вся эта возня с «русским освободительным движением». И дело здесь не только в его зоологической русофобии. Гитлер не мог не видеть, что манипуляции с «новым русским правительством» затеяны его старыми недругами из генеральского корпуса. Уже одно это не могло вызывать у фюрера никакого энтузиазма. Кроме того, формирование независимой русской армии грозило нацистской Германии непредсказуемыми последствиями. Вооружить несколько сотен тысяч советских военнопленных немецким оружием, чтобы они потом перешли к Сталину и повернули выданное оружие против Гитлера?
     Нет, кем-кем, а дураком Гитлер не был. Но даже в случае победы антисталинского заговора Гитлер не выигрывал ровным счетом ничего. Наоборот, его власть снова оказывалась под угрозой. Ведь тогда пропадал главный предлог войны - большевистская угроза Европе. С новым «русским» правительством волей-неволей пришлось бы заключать мир. А это означало бы конец всем грабительским и изуверским планам Гитлера в отношении русской территории и русского народа.
     Новое «русское» правительство при этом могло спокойно заключить мирный договор и с Западом. И тогда во имя чего Гитлер начинал такой тяжелый поход в июне 1941 года? Не говоря уже о том, что такой исход делал оппозиционных генералов вермахта реальной силой, могущей осуществить государственный переворот в третьем рейхе, опираясь на помощь своих «русских союзников». Нет, Гитлера такое развитие событий совсем не устраивало.
     И поэтому он категорически отказывается не только видеть, но даже слышать о Власове. А рейхсфюрер СС Гиммлер, не скрывая, называет его «славянской свиньей». Власова отправляют под домашний арест, потом его все же отпускают. Он живет в Берлине в хороших условиях, но все равно остается на положении полупленного. Власов был изгнан из «большой игры» и вплоть до конца 1944 года в нее не возвращался...
     БРОШЕННЫЙ и своими друзьями-заговорщиками, и немецкими генералами, Власов оказался в ужасном положении. В своих честолюбивых планах он должен был стать главнокомандующим «новой русской армии», а может быть, и «диктатором» России, а стал немецкой марионеткой, одетой не то в русскую, не то в немецкую форму. Напрасно Власов продолжал носиться с идеями РОА, независимого русского правительства - все это, по существу, уже было никому не нужно. Гитлер не дал хода формированию независимых русских воинских подразделений, разрешая формировать только эсэсовские национальные части с русской символикой. Как манекен, Власов на парадах вскидывал руку в полунацистском приветствии, обращенном к «русским» солдатам, одетым в форму вермахта, как попугай повторял демагогические лозунги о «свободной России без большевиков»...
     Но нельзя сказать, что Власов вообще не играл никакой роли в третьем рейхе. По воспоминаниям В. Шелленберга, «с генералом Власовым и его штабом мы заключили особые соглашения, предоставив ему даже право создать в России свою собственную разведывательную службу». Что это была за служба? Какими источниками она располагала? Этот вопрос еще ждет своего исследователя.
     Во второй половине 1944 года Власов вновь понадобился немцам в «большой игре». Теперь, однако, эта игра была внутригерманской. В июле 1944 года почти все немецкие покровители Власова (фельдмаршал фон Бок, генерал-полковник Линдеман, полковник Штауффенберг и другие) оказались косвенными или прямыми участниками заговора против Гитлера. Как выясняется, Власов со своим несуществующим «войском» играл в планах заговорщиков не последнюю роль.
     Вот что пишет об этом Штрик-Штрикфельдт: «Власов достаточно хорошо знал о той самостоятельной и активной роли, которая предназначалась заговорщиками РОА. Согласно их плану предусматривался немедленный мир на западе, а на востоке продолжение войны с превращением ее в гражданскую. Для этого была нужна хорошо подготовленная и мощная власовская армия».
     То есть немецкие генералы готовили для Власова все ту же роль: роль главаря братоубийственной войны. И Власов радостно соглашается на это. «Я знаю, - заверяет он немецких генералов, - что еще сегодня я могу выиграть войну против Сталина. Если бы я располагал армией, состоящей из граждан моего отечества, я бы дошел до Москвы и закончил войну по телефону, просто поговорив с моими товарищами...»
     После провала заговора Власов понял, что дело генералов кончено и единственная реальная сила в Германии - это НСДАП, а еще конкретнее - рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, чья власть и возможности после провала путча неимоверно возросли. Власов спешит на прием к «Черному Генриху», просит о встрече. Такая встреча состоялась 16 сентября 1944 года.
     Результатом этой встречи с Гиммлером стало признание Власова «союзником» рейха и главнокомандующим РОА. 14 ноября 1944 года в Праге торжественно прошло учредительное заседание Комитета освобождения народов России, которое обратилось с «манифестом» к народам России. Председателем комитета был избран Власов.
     МЕЖДУ ТЕМ началась агония гитлеровской Германии. Под ударами Красной Армии рушился «тысячелетний рейх». И Власов в очередной раз пытается сменить хозяев. Он предает немцев и наносит им удар в спину в Праге в мае 1945 года. Однако оставаться там долго не может - к Праге приближается Красная Армия.
     Власов бежит к американцам, которые вроде бы согласны принять его услуги. Но американцы не говорят предателю, что у них уже имелась договоренность с СССР о выдаче Власова и его соратников. Обманом вынудив командующего РОА следовать в составе танковой колонны якобы в американский штаб, американцы довезли Власова с точностью наоборот - до группы захвата «Смерша».
     На этом, собственно, жизнь Власова закончилась. Страшной и черной была эта жизнь. Власов всю жизнь предавал всех и вся. Церковь, служению которой якобы хотел посвятить жизнь. Сталина, которому присягал и которым «восхищался». Родину, которой был обязан всем. Солдат и командиров 2-й ударной армии, от которых сбежал. Своих покровителей из числа немецких генералов. Новых покровителей - Гиммлера и СС. Власов предавал жен, предавал любовниц, предавал вождей, генералов и солдат. Предательство стало для него нормой жизни, определенным внутренним содержанием. Результат такой жизни мог быть один - веревка на шее во внутренней тюрьме Лефортово...
     Когда-то в далеком 1942 году Власов с упоением читал книгу «Грозный и Курбский», не раз восторгаясь словами и поступками Андрея Курбского. Ему удалось продолжить дело своего кумира. Что ж, Власов и ему подобные найдут соответствующее место в истории - место в позорном ряду изменников и предателей России.
     Статья представляет собой сокращенный вариант материала российского историка Петра Валентиновича Мультатули «Власов. История предательства».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex