на главную страницу

14 Июля 2010 года

Культура

Среда

Там, где резной палисад

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
Фото автора.




     При поддержке Министерства культуры РФ, посольства Франции в РФ, правительства Вологодской области и администрации Вологды в старинном русском городе Вологде состоялся Первый международный фестиваль молодого европейского кино Voices, что переводится как «Голоса».
     Фестиваль задуман как пример симбиоза двух культур – российской и европейской. И оказалось, что кинофорум европейского уровня можно успешно провести и в одном из российских регионов.
     По мнению именитых кино-критиков, конкурсная программа в Вологде по некоторым позициям была интереснее, чем во Франции. Это сравнение особенно любопытно, потому что вологодские «Голоса» прозвучали под знаком Года Франции в России и Года России во Франции.
     Программному директору Игорю Гуськову удалось собрать качественное молодое и независимое кино. По мировым стандартам это первый и второй фильмы режиссеров, то есть молодое кино понимается как дебютное. Это совсем не мейнстримный кинематограф . В целом программа кинофестиваля была рассчитана на самый широкий круг зрителей. Организаторы определили свою позицию в подборе фильмов так: «...хотелось, чтобы это было доброе, сердечное, вдохновляющее кино».
     В конкурсную программу молодого кинофорума вошли десять фильмов из Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, Нидерландов, Польши, России, Украины, Франции и Швеции. Их оценивало серьезное жюри, в состав которого под председательством российского режиссера Сергея Бодрова вошли знаковые люди мира кино: польский режиссер Кшиштоф Занусси, французский актер Клод Брассёр, директор Киевского международного кинофестиваля «Молодость» Андрей Халпахчи, российские актер и продюсер Алексей Гуськов и актриса Дарья Мороз.
     Приз зрительских симпатий фестиваля достался ленте «Выше голову!» режиссера Алессандро Анджелини (Италия). Эта история о том, как отец мечтает, что его единственный сын станет великим боксером, завоюет титул чемпиона, чего не удалось в свое время ему самому, задевает какие-то глубинные струны. Особенно в наше время чуть ли не тотальной безотцовщины, когда современные пацаны вынужденно получают титул маменькиного сынка.
     Награды «За лучшую актерскую работу» (актриса Агата Бузек) и «За лучшую режиссуру» получил фильм «Реверс» режиссера Бориса Ланкоша (Польша). История «серой мышки», которая вдруг проявляет качества подруги Джеймса Бонда на фоне вялых политических страстей, иронична и даже где-то трогательна. Среди других конкурсных работ она выделяется удачной попыткой совместить сразу несколько жанров – триллера, драмы и комедии.
     Приза «За лучший сценарий» удостоена французская картина «Восьмая страна чудес» (режиссеры и сценаристы Николя Альберни и Жан Маш). Эта картина вполне может стать хитом проката, потому что поднимает интереснейшую интернет-тему, замешанную в России на продвинутом фэнтези Лукьяненко В фильме пользователи некой социальной Сети создают первую виртуальную страну с целью изменить мир к лучшему. Но уже в реальных странах. И так круто замешан этот триллер, политический памфлет, антиутопия, вместе взятые, что, вполне вероятно, будет иметь продолжение. Только уже не в экранных фантазиях. Тем более что алгоритм развития событий уже конкретно расписан.
     Специальный приз «За актерский ансамбль» в драме «Нам бы только день простоять» режиссера Леа Фенера тоже увезут во Францию. Высший пилотаж фильма заключается и в сценарной задумке: через житейские перипетии нескольких персонажей показаны жизнь и проблемы целой страны.
     Россия была представлена картиной «Пропавший без вести» режиссера Анны Фенченко. К сожалению, фильм не был отмечен жюри. Эта картина снята по сценарию Наталии Репиной, в роли продюсера выступил Андрей Сигле, известный кинокомпозитор, профессионально разбирающийся в кино и тонкостях экранного проката. И она на самом деле заслуживает отдельного разговора. Потому что жестко, без пафоса и истерик, но бережно и непредвзято отразила важную социальную проблему. Как принять образовавшуюся гремучую смесь остатков социализма и воинствующего капитализма тем, кого можно отнести к российской интеллигенции. Это люди, которые по инстинкту самосохранения тщательно, порой нарочито оберегают свою независимость от окружающего мира, пытаются свои нравственные категории и понятия перенести на живущих рядом. И оказываются буквально «унесенными ветром» последствий непродуманной «великой перестройки». Беспомощными перед нынешними звериными реалиями бытия и сознания. При всей тяжести сюжета фильм совершенно не «чернушный». В нем живет надежда, которая совершенно отсутствовала в фильме, получившем Гран-при фестиваля.
     Это картина «Счастье мое» режиссера Сергея Лозницы, совместный проект Украины, Германии и Нидерландов. История дальнобойщика Георгия, роль которого великолепно сыграл молодой актер Виктор Немец, настолько неоднозначна, что зрители в Вологде вступили в нешуточный спор с режиссером: надо ли снимать и показывать такое кино.
     Но таков выбор жюри.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex