Близко познакомиться с офицером удалось во время дальнего похода гвардейского ракетного крейсера «Варяг» в Республику Сингапур. Владимир Иванович в который уже раз возглавил авиагруппу корабельной авиации и сильно переживал, что в этот раз по каким-то причинам их Ка-27 был словно привязан к вертолетной площадке, а авиаторы целыми днями загорали на палубе крейсера, лишь периодически выкатывая и закатывая в ангар винтокрылую машину.
- То ли дело недавний поход к берегам Аденского залива, там мы постоянно занимались горячей работой, скучать было некогда, - рассказывал он автору этих строк. - Хотите, посмотрим видеофильм по захвату пиратов, где наш вертолет тоже, естественно, был задействован?
Конечно, такой фильм стоило посмотреть. Для меня он стал своего рода открытием, а сидевшие рядом авиаторы просто вспомнили вновь то событие, участниками которого были непосредственно, вновь пережили ту опасность, которую ощущали кожей.
- Там две наши машины прошли боевое крещение под огнем пиратов, - говорил подполковник Ковальчук. - Обнаружил-то их экипаж майора Александра Данилы, а когда у них стало заканчиваться топливо, мы зависли над судном и держали пиратов, что называется, на прицеле. Точку в той операции по обезвреживанию бандитов поставил спецназ. Отлично сработали наши «черные береты».
Сам Владимир Иванович - выпускник Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков. В 1988 году лейтенантом пришел в приморский гарнизон авиаторов, где полк только-только начал осваивать новые противолодочные вертолеты Ка-27П. Поначалу молодой офицер служил на штурманских должностях, а позже занял место летчика. Летал и на штурмовике Ка-29, постепенно освоил все модификации вертолетов морского базирования. За плечами - пять боевых служб, в том числе участие в 2001 и 2003 годах в совместных с индийцами учениях в Индийском океане. После окончания Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова стал командиром эскадрильи, летчиком-инструктором, больше времени занимался подготовкой молодых авиаторов.
- Обычно экипаж в таких походах сборный, - рассказывает Владимир Иванович, - но люди подбираются проверенные, надежные. В первый наш поход на борту большого противолодочного корабля «Адмирал Пантелеев» у меня был, например, штурманом майор Юрий Игнатьев, которого знаю по совместной службе около двух десятков лет. По итогам боевой работы у берегов Сомали он награжден орденом «За военные заслуги». В Сингапур со мной пошли тоже опытные авиаторы: старший бортовой техник майор Алексей Ураков, фельдшер-спасатель старший прапорщик Эдуард Деркач, руководитель полетов капитан Вячеслав Богомазов, дежурный штурман майор Вадим Рудяшко, инженер майор Сергей Заплатин. Это люди, поистине преданные морской авиации.
Кстати, за последние полтора года в дальних походах кораблей в морскую зону Африканского Рога побывали несколько экипажей вертолетов морского базирования. И каждый раз Ка-27 были верными помощниками военных моряков при проводке караванов, отражении нападений пиратов на гражданские суда.
- В Аденском заливе мы воспользовались новой тактикой, активнее привлекая для решения поставленных задач корабельную авиацию, - рассказывал по возвращении во Владивосток участник первого такого похода в Индийский океан командир большого противолодочного корабля «Адмирал Виноградов» капитан 1 ранга Петр Подкопайло. - Там именно благодаря господству в воздухе многое удалось сделать в борьбе с пиратством. Летать авиаторам приходилось и днем, и ночью; только во время проводки конвоев экипажи наших вертолетов провели в воздухе 85 часов, контролируя акваторию, ведя разведку на опасных направлениях и останавливая подозрительные плавсредства. На борту К-27 находились и группы антитеррористической деятельности, которые вели огонь по пиратским посудинам. «Крылышки» там здорово поработали благодаря тому, что пилотами были первоклассные летчики-инструкторы полковник Игорь Шлыков и подполковник Александр Воронин. К примеру, был случай, когда пришлось поднять вертолеты в воздух по тревоге: мы получили сообщение о нападении трех пиратских судов на нидерландский контейнеровоз «Нэдмолд Баренс». Только благодаря предупредительному огню с борта Ка-27 бандитов остановили, а потом и разоружили, доставили на берег, сдали йеменским властям.
В последнем в этом году походе ОБК ТОФ во главе с большим противолодочным кораблем «Маршал Шапошников» в Индийский океан авиаторы снова не остались без работы. Более того, по словам командующего Тихоокеанским флотом адмирала Константина Сиденко, в ходе освобождения захваченного сомалийскими пиратами танкера «Московский университет» была проведена операция, по характеру гораздо сложнее всех предыдущих, в которой ключевую роль сыграли летчики во главе с подполковником Владимиром Ковальчуком.
Когда БПК «Маршал Шапошников» подошел на недосягаемое для морских бандитов расстояние, с его борта поднялся в воздух Ка-27. Задача - осмотреть сверху захваченное судно, расположение противника, оценить обстановку на месте. Едва вертолет приблизился к танкеру, пираты открыли огонь из стрелкового оружия. Подполковник Ковальчук, умело лавируя под обстрелом, выполнил задачу до конца и сумел вывести машину из-под огня, вернуться на свой корабль.
- Если бы не вертолетчики, все было бы значительно сложнее, - говорили потом офицеры морской пехоты, участвующие в штурме судна. - А так мы уже приблизительно знали, где засели бандиты...
Получив из рук Президента страны боевой орден, Владимир Иванович ушел в долгожданный отпуск. Теперь можно и отдохнуть с семьей, чему очень рады супруга и дочь.
На снимке: кавалер ордена Мужества подполковник Владимир КОВАЛЬЧУК.