Великая Отечественная война на долгие годы стала главной темой как для документального, так и для художественного военно-патриотического кино. Причем не только в России. Ленты постарше уже вошли в историю и стали ее памятниками наравне с документами и фотографиями военных лет. А те, что сняты недавно, предлагают свежий взгляд на события того времени и открывают все новые и новые тайны войны.
Один из таких сравнительно недавно снятых художественных фильмов показал на прошлой неделе телеканал «Звезда». Шестисерийный телесериал Зиновия Ройзмана «Последний бронепоезд» совместного производства России и Белоруссии впервые вышел на телеэкраны в 2006 году, а несколькими месяцами ранее состоялась премьера его сокращенной версии для широкого проката.
«Последний бронепоезд» продолжает традицию военных фильмов последних лет, когда на примере относительно незначительного эпизода в масштабах войны показывается подвиг одного человека или небольшой группы людей. Телезритель сам умножит его на миллионы и получит истинную цену Победы.
В центре фильма судьба разжалованного в рядовые генерал-майора Михаила Романова, которого после лагерей отправляют на фронт в Белоруссию, и его друга, действующего генерал-майора Леонида Мальцева. Третьим полноправным главным героем стал сам бронепоезд, вокруг которого и разворачиваются события.
Сразу же после выхода на экраны «Последний бронепоезд» подвергся резкой критике со стороны нашего уже искушенного зрителя. Сегодня стало модно искать киноляпы в исторических фильмах, находить несоответствия в форме одежды, знаках отличия, а также авторитетно заявлять, что «в то время из таких винтовок не стреляли, как сейчас помню!» Как правило, возраст таких «помнящих» не превышает 20–30 лет. В наше время люди постарше уже понимают, что успех фильма о подвиге человека на войне зависит не от энциклопедической точности рисунка на погонах или калибра табельного оружия, а от актерской игры и воплощения общей идеи ленты. В конце концов это художественный фильм, а не пособие по изучению истории. Конечно, медик скажет, что с таким ранением солдат не прожил бы и часа, а он мало того, что выжил, так еще и уложил с десяток немцев. Механик подвергнет сомнению тот факт, что бронепоезд после всех передряг не сошел с рельсов и несется на полном ходу через весь фильм. Историк укажет на то, что штрафные отряды начали создаваться только в 1942 году, а никак не в 1941-м, когда происходит действие фильма.
Однако, на взгляд рядового зрителя, который смотрит на игру актеров и пытается вникнуть в суть режиссерского замысла, такие мелочи не имеют значения и никоим образом не портят добротный многосерийный фильм. В конце концов герои едут не на «Сапсане» с шашками, а на бронепоезде времен войны, все остальное не более чем вкусовщина.
Актерская игра в «Последнем бронепоезде» действительно заслуживает внимания. Главные роли исполнили Андрей Панин (Лесоруб), Андрей Соколов (Херманн), Марина Александрова (Тома), Анатолий Кот (полковник Гирявой). Каждый актер гордится наличием в своем послужном списке роли офицера или солдата, а еще больше тем, если ему посчастливилось сыграть в фильме о Великой Отечественной войне. Вот почему даже в малобюджетных военных лентах главные роли, как правило, играют именитые актеры и звезды большого кино. Опять же не только в России.
Пожалуй, единственный минус сюжета – слабо выраженная любовная линия, которая обычно вытаскивает даже самый провальный фильм. Видимо, «Последний бронепоезд» не нуждался в подобном спасательном круге, и режиссер сосредоточил внимание зрителя на военных действиях. Батальные сцены, напротив, вырисованы довольно грамотно. Опять же на взгляд неискушенного зрителя, потому что к видам оружия и техники можно придираться бесконечно, так и не поняв сути картины. В реальных боевых условиях оружие – способ достижения победы, в кино – это всего лишь антураж, с помощью которого передается патриотическая идея.
Конечно, не все йогурты одинаково полезны и не каждый фильм о войне является априори удачным. Тем не менее «Последний бронепоезд» – это тот случай, когда на несовершенство в мелочах можно закрыть глаза в пользу общей идеи патриотизма и силы русского характера, где разногласий в трактовках быть просто не может.

|