на главную страницу

20 Июля 2010 года

Культура

Вторник

«ТЕРЕМ-КВАРТЕТ» НАЧИНАЛСЯ В АРМИИ

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда». Фото автора.



Беседуя с известными людьми нашей эстрады или читая интервью с ними, невольно заметил: практически все они с теплотой и благодарностью вспоминают время службы в армии. Баянист известного далеко за пределами страны ансамбля «Терем-квартет» заслуженный артист России Андрей Смирнов - не исключение.

     - Меня призвали в армию на втором курсе Ленинградской государственной консерватории, - рассказывает Андрей. - И хотя служил в Ансамбле песни и пляски МВД, у каждого из нас было оружие, мы ездили на стрельбы, вместе с милицией занимались охраной общественного порядка, ходили в суточные наряды - все как положено. Но и ансамбль стал для меня хорошей, и что немаловажно, особенной школой.
     - Чему вас с более чем десятилетним опытом владения баяном можно было научить?
     - Что-то я к тому времени умел. Еще в музыкальной школе играл в ансамбле - баян и две балалайки. Мы исполняли заводные произведения, было много концертов. И я даже вел дневник: «Выступали на заводе «Ленинец», подарили новогодние шарики и конфеты», «Выступали на заводе таком-то. Ничего не подарили». Играли даже перед иностранцами, перед преподавателями консерватории (музыкальная школа была при ней)... Кроме того, с 16 лет ездил по пионерским лагерям в качестве художественного руководителя, аккомпанировал заводскому хору, играл в народном оркестре на полставки.
     Но там, на «гражданке», у меня был педагог, баян, ноты - все понятно, предсказуемо и... скучно. А тут пришлось стать мастером на все руки: надо было танцевать, петь, руководить хором, ставить номера, делать аранжировки. И все самостоятельно! То есть была активная, живая творческая концертная деятельность. В итоге мы с товарищем вернулись после армии в консерваторию готовым дуэтом: я - на баяне, он - на балалайке. И почувствовали, что наша эмоциональная зарядка увязла в каком-то академическом рутинном болоте. Ощущение счастья от настоящего творчества ушло...
     - Получилось, что нечто похожее на «Терем-квартет» появилось еще в армии?
     - Мечта работать в подобном коллективе родилась еще в юношеские годы до консерватории. В период службы был сделан важный шаг к ее реализации. После возвращения сначала выступали, где только можно! Увы, основная масса студентов руководствовалась принципом: «А мне больше всех надо?» Нам же надо было больше всех! Причем такой жизненной позиции придерживались еще несколько человек с курса, организовавшие трио. После летней практики, на которой мы вместе оказались в Дагомысе, я подошел к этим ребятам и предложил: «Если вам когда-нибудь понадобится баянист, то этот баянист - я!» Уже через месяц мы играли вместе, с тех пор я в «Терем-квартете».
     - Обычно новый коллектив с трудом пробивает себе дорогу на большую сцену. «Терем-квартет» тоже прошел этот путь?
     - Нет, мы сразу стали успешными. Вчетвером стали работать в ноябре 1986 года, а в декабре уже добились ставки в Ленконцерте - очень солидной организации в масштабах всего Советского Союза. Скоро предложений выступить стало настолько много, что мы могли позволить себе выбирать: от неинтересных отказывались, ссылаясь на учебу - это была уважительная причина. Но консерваторию посещали редко, теперь уже ссылаясь на концертную деятельность, которую нам оформляли как практику. Выручало то, что сами педагоги искренне за нас радовались и гордились. Иногда даже тайком вызывали к себе: «Ну давайте, что вы там придумали».
     - Не секрет, что нередко такие небольшие коллективы спустя несколько лет разваливались. В частности, сказывался разный подход к работе, разногласие в путях развития и прочее. «Терем-квартет» через это прошел и в будущем году отметит 25-летие...
     - Мы изначально сформулировали для себя принципы партнерства. Каждый из нас должен был заявить, что он ставит «Терем» выше всего. И когда появятся семьи - тоже. Домашние дела и родственные связи - это вторично. Работа на первом месте! Что вполне логично: от нашего успеха, в том числе, зависит и благосостояние семей. Договорились и о том, что все делаем сообща. Вклад (как творческий, так и организационный) каждого из нас в проект считаем одинаковым.
     - Не раз бывая на ваших концертах, всегда удивлялся постоянному обновлению репертуара. Отдавая дань традициям, коллектив всегда радует чем-то новым...
     - Как только перестаешь создавать новое, пропадает удовлетворение от дела. На смену приходит раздражение, поводом для которого становятся какие-то мелочи. Произведения эмоционально стареют, тускнеют, перестают радовать. И в конечном итоге духовный кризис приводит к кризису материальному. Поэтому мы всегда в поиске. Каждый концерт - это новая встреча со зрителем, которого стараемся по-прежнему не только радовать, но и удивлять приятными сюрпризами.
     Кстати, многое дает личное общение с публикой. 15 мая в рамках ежегодной акции «Ночь музеев» «Терем-квартет» впервые открыл двери своей творческой мастерской для посетителей. Пришедшие смогли увидеть собранную коллекцию наград, призов и подарков, которые ансамбль успел накопить за свою почти 25-летнюю деятельность. Это валенки от Светланы Крючковой, сервиз от Алисы Фрейндлих, баян от Валентины Матвиенко - перечислять можно долго. В ходе встречи сделали фото с находившимся у нас изначально футляром для контрабас-балалайки, с которым объехали более 60 стран мира. Надеемся, что в будущем такие встречи с поклонниками станут регулярными.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex