на главную страницу

21 Июля 2010 года

Армия и общество

Среда

«МАЛЫГИН», «САДКО» И ДРУГИЕ...

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



В Североморске, как мы уже сообщали, недавно прошли мероприятия, посвященные 80-летию Северной экспедиции подводных работ особого назначения. Была открыта выставка водолазной техники и оборудования для проведения подводных работ. Состоялись спортивные и профессиональные соревнования водолазов Северного флота...

     В истории этой экспедиции, конечно, немало славных страниц. Вспомним о некоторых из них.
     В 1933 году на Шпицбергене специалисты ЭПРОНа сняли с камней ледокольный пароход «Малыгин». Работать приходилось при сильных морозах и штормовых ветрах. Чтобы подобраться к пробоинам изнутри, надо было откачать воду из отсеков, освободить трюмы ото льда и разгрузить их (а там было около 300 тонн продовольствия и различного снаряжения). Это был поистине нечеловеческий труд. И все же «Малыгина» сняли с грунта и отбуксировали в Баренцбург.
     Но на этом работа по спасению корабля не закончилась. Надо было восстановить плавучесть судна, выровнять крен, который достигал 20-25 градусов, очистить трюмы от воды, льда, снега. А затем предстояла еще одна сложная задача - пройти 800-мильный путь до Мурманска. Как описывал в своем труде «Работа ЭПРОНа по подъему судов в северных морях» историк А. Киселев, первая попытка уйти на материк окончилась неудачей. Ни «Малыгин», ни сопровождавший его буксир «Руслан» не могли преодолеть стихию и вернулись на Шпицберген. Вторая попытка перехода в Мурманск окончилась вообще гибелью «Руслана», но «Малыгин», как писали газеты, «израненный, но не побежденный» 27 апреля 1933 года в 18 часов пришел в Мурманск. Его приветствовали гудки стоявших у рейда судов и сирены портовых предприятий. Начальнику экспедиции по спасению ледокола «Малыгин» Ф. Крылову сразу же была вручена телеграмма из Москвы: «Шлем горячий привет руководителям и всем участникам экспедиции по спасению «Малыгина», с честью выполнившим труднейшее задание правительства. Ваша работа и ваши успехи вписывают славную страницу в историю советского полярного мореплавания. Входим в ЦИК Союза ССР с ходатайством о награждении героев-эпроновцев...»
     Между тем эпроновцев Севера ждала новая работа. Было необходимо поднять со дна Кандалакшского залива затонувший еще в 1916 году пароход «Садко». Это судно, первоначально именовавшееся «Линтросс», имело водоизмещение 3.480 тонн и длину 77 метров. Пароход был куплен в 1915 году в Англии за миллион рублей золотом. «Садко» был судном ледокольного класса и предназначался для проводки прибывающих в Первую мировую войну в Белое море торговых пароходов. Но 16 июня 1916 года он наткнулся в Кандалакшском заливе на подводную скалу и затонул.
     Вот что сообщал популярный в то время журнал «Карело-Мурманский край» в первом номере за 1933 год: «Закончились подготовительные работы по подъему ледокола «Садко»... Только в 1931 г. экспедиция ЭПРОНа вплотную приступила к работам по подъему ледокола. Водолазной командой было установлено, что во время удара о подводный камень ледокол получил пробоину в 5 метров, затронувшую носовой трюм и кочегарку. Несмотря на то, что ледокол уже 16 лет находился под водой, разрушения на нем незначительны. Корпус совершенно цел. Разрушены только мачты, сломана труба и повреждена часть мостика. Для подъема судна ЭПРОНом сконструированы специальные понтоны. С июня, как только вскроются льды, экспедиция приступит к подъему ледокола. К 15 августа судно должно быть поднято и отправлено для ремонта в Архангельск».
     Однако при подъеме парохода не обошлось без аварий. 20 августа, когда вроде бы все было готово к подъему «Садко», внезапно вылетела носовая пара понтонов - не выдержали стропы. 8 сентября - новая неудача: при попытке поднять «Садко» лопнули сростки стропов. И только 14 октября 1933 года корма ледокола появилась на поверхности моря. Это было после 15 часов, уже наступали сумерки, и работы пришлось приостановить. 15 октября пароход все же подняли, отвели на отмель у острова Богомолиха и стали готовить к переходу в Архангельск...
     Еще одна славная страница в довоенной истории ЭПРОНа на Севере - спасение в конце 1936 года наскочившего на подводные рифы у Новой Земли знаменитого парохода «А. Сибиряков». Судно село на камни средней частью корпуса, как раз под машинным отделением. В то время как носовая часть парохода и корма находились на весу, центральные отсеки были затоплены водой. Первые попытки спасти судно не дали результатов - штормы, льды, морозы заставили приостановить спасательные работы. И только летом 1937 года пароход освободили из каменного плена...
     Только до начала Великой Отечественной войны эпроновцы подняли со дна северных морей 74 судна общим водоизмещением более 25 тыс. тонн. Кроме того, была оказана помощь 36 различным кораблям. В списке спасенных также были пароходы «Ямал» и «Бенартур», транспорты «Буревестник» и «Бейропея», траулер «Мойва», землечерпалка «Чернышевский» и другие. В довоенные годы эпроновцы спасли на Севере и немало иностранных судов, в том числе голландский транспорт «Алкаид», английский пароход «Усквалей», два норвежских судна - «Хаугланд» и «Кристина», греческий корабль «Антониас Врангисис»...
     В первый же день Великой Отечественной войны - 22 июня 1941 года - ЭПРОН была преобразована в Аварийно-спасательную службу ВМФ СССР, положив начало военной и послевоенной истории подводных и спасательных действий...
     На снимке: ледокольный пароход «Малыгин», спасенный Северной экспедицией подводных работ особого назначения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex