на главную страницу

21 Июля 2010 года

История Отечества

Среда

«ПОГИБОША АКИ ОБРЕ», ИЛИ КУДА УШЛИ АВАРЫ

Дмитрий ЗЕНИН.



     Название Киевская Русь – это такой же нонсенс, как Парижская Франция или Краковская Польша. И если это нелепое название не режет нам слух, то только потому, что вся история дорюриковской Руси есть сплошной набор вопиющих противоречий и неразрешимых загадок...
     По всем спискам «Повести временных лет» (называется также «Первоначальной летописью», или «Несторовой летописью»; это – наиболее ранний из сохранившихся древнерусских летописных сводов начала XII века. – Ред.) хронологический отсчет русского исторического бытия начинается с 852 года нашей эры, когда Русская земля «стала быть».
     Что было до этого, летописца как будто вовсе не интересует. Русь до этого года как бы вообще не существовала. Между тем митрополит Иларион (жил во времена великого князя Ярослава Мудрого, первая половина XI века. – Ред.) в «Законе и благодати» ясно и четко утверждает: первые Рюриковичи правили «не в безызвестной земле, но в Русской, которая видима и слышима всеми четырьмя концами земли».
     Выходит, с одной стороны, нет оснований не доверять такому человеку, как Иларион. С другой стороны, подтверждений его словам вроде бы не видать. Но о правоте митрополита можно судить по договорам Вещего Олега с Восточной Римской империей, датируемым 907 и 912 годами. Договоры эти, обоюдные и равноправные, показывают, что все нормы тогдашнего права не были новинкой для Руси. Получается: или Олег, пришедший в Киев в 882 году, построил на пустом месте феодализм за каких-нибудь тридцать лет, или традиции государственности утвердились на Русской земле задолго до него!
     Совершенно очевидно, что последнее предположение более правдоподобно. Подтверждение тому есть, кстати, в самом тексте «Повести временных лет». Ведь со слов летописца получается, что колыбелью русской государственности был Великий Новгород. Именно жители Новгорода призвали Рюрика на княжение. Они же принесли успех объединительному походу Вещего Олега. Значение Новгорода в начале собственно русской истории подтверждает: все первые соискатели Киева начинали свои наступательные действия именно из Новгорода, значение которого как некоего финансового центра сохраняется в течение всего русского Средневековья.
     Феномен Новгородской земли состоит в том, что она до XVII века ни разу не была покорена иноземным завоевателем. И если Киев, единожды утратив роль столицы, так никогда и не возвращает своего прежнего первенства, то Новгород до самого построения Санкт-Петербурга остается центром международной торговли, местом сосредоточения значительных финансовых ресурсов, источником постоянного пополнения государственной казны. Интересный городишко, ничего не скажешь.
     Выходит, если в 862 году новгородцы призвали к себе на княжение государя из-за моря, то совершили это деяние не по незнанию, а потому, что уже привыкли к государственному бытию и были знакомы с практикой избрания верховного правителя. Действительно, средневековая история дает немало примеров избрания верховных правителей со стороны, только бы не из своих. Так, в Англии, когда перевелись Ланкастеры и Йорки, королем избрали курфюрста Ганноверского. И никому не приходит в голову объяснять это отсталостью англичан.
     Итак, что же можно узнать о новгородцах от летописца? Они пришли на озеро Ильмень, построили Новгород, платили дань варягам, в 859 году выгнали варягов за море; три года «не было меж ними правды», через три года, собравшись на вече, они решили «поискать себе князя»... И не нашли ничего лучше, как призвать варягов обратно! Кроме этого, летописец прямо говорит: новгородцы раньше были славянами, а теперь варяги. Час от часу не легче! Кто же такие эти загадочные варяги?
     А.Г. Кузьмин в своей монографии «Начальный этап русского летописания» утверждает: франки! С этим трудно не согласиться. В скандинавских источниках много сведений о Руси, но что-то там не пишут о сборе дани с новгородских земель. Нет таких данных и во франкских источниках! Франки о русских молчат. Обо всех все знают, а о русских – ни звука.
     Этого не может быть, потому что в 950 году император эмансипировавшейся от франкской государственности Священной Римской империи германской нации Оттон I отправил послов к великой русской княгине Ольге, супруге сына Рюрика Игоря, а через несколько лет король Франции Генрих I женился на дочери сына Ольги! Императоры неизвестно куда и неизвестно к кому послов не шлют; короли неизвестно на ком не женятся. Выходит, знали франки и о Руси, и о русских. Надо только получше искать...
     В который раз просматриваю всю доступную литературу о франках. «Песня о Роланде» сообщает, что у Карла были соболиный плащ и соболья шляпа (Карл I Великий, король франков с 768 года, провозглашен римским императором в 800 году – Ред.). Но «Песня» – произведение художественное. Считают, что сочинили ее не раньше XII века. Но вот в мои руки попала «Жизнь Карла Великого» – произведение, принадлежащее перу Эйнгарда, современника и приближенного императора. Читаю и глазам не верю: биограф императора пишет, что по одежде Карл ничем не отличался от простолюдина, разве что плащ у него был подбит соболем. Далее, оказывается, зимой император Карл в сильные холода предпочитал соболью шляпу. Эйнгард не литератор, он ученый и современник Карла. Он пишет только о том, что знает наверняка.
     Соболиные меха – это уже зацепка. Со времен Вещего Олега до нового времени торговля соболиными мехами была монополией новгородских купцов. Как следует из текста договора Вещего Олега с Византией, новгородские купцы уже тогда были настолько внушительной силой, что вся эпопея с прибиванием щитов на ворота была предпринята именно в их интересах. Причем завершает многие статьи договора лексическая формула «как в прежних хартиях писано». Следовательно, франки пользовались монопольным продуктом новгородского экспорта.
     Далее, вчитываясь в творение Эйнгарда, нахожу, что в годы правления Карла Великого вся заморская торговля была сосредоточена в руках иудеев – самых искусных мореплавателей того времени! Тот же автор рассказывает, как однажды в Кале Карл в приставших к берегу мореходах признал норманнов «по оружию и умению маневрировать». Хотя все присутствующие думали, что это британцы, фрисландцы, иудеи или готландцы.
     Знакомый перечень! Это же не более и не менее как список представителей Ганзейского союза! Только в нем почему-то нет новгородцев, а есть иудеи – лучшие мореходы в северных морях! А уже в конце правления внука Карла – последнего императора франков Лотаря – лучшие моряки-иудеи вдруг бесследно исчезают, а на их месте возникают «торговые мужики», «смутьяны новгородские». Напрашивается вопрос, а не были ли эти лучшие моряки-иудеи времен Карла Великого новгородцами, подданными аваров-обров, исповедовавших в то время иудаизм.
     Другой интересный вопрос: если были новгородцы – обитатели Новгорода, то почему нет Старгорода и старгородцев? Думаю, потому, что Новгород – это не Новый город, а калька с латинского Navegardes – защищенная пристань, удобная стоянка для кораблей, стоянка кораблей, на которую нельзя напасть неожиданно. Господин Великий Новгород всем этим значениям латинского слова соответствует. Текст же летописи, повествующей об этом событии, звучит так: «...пришли на Ильмер... и построили удобную, недоступную для неожиданного нападения противника пристань [гавань]».
     Непривычны для русского уха и многие топонимы в районе озера Ильмень. Аркадский и Тулебский заливы, приток Волхва Робейка. Археологи нашли в Новгороде удивительное языческое капище, главной деталью которого был огромный семисвечник. На мой взгляд, столь удивительный светильник в святилище свидетельствует сам за себя. Да и само постоянное прозвище жителей этой мореплавательной стороны, новгородцы, опять же наводит на размышления: Navigatoris, навигаторы.
     Кому же эти навигаторы платили дань – добровольный дар за определенную услугу? Кто эти варяги, которых в 859 году выгнали, а спустя три года позвали обратно?
     В любом случае это не скандинавы и не обры (авары. – Ред.). Скандинавы в те годы промышляли разбоем и до регулярного налогообложения додуматься не могли. Обров в 796 году разбили доблестные франки и стали их правопреемниками (франко-аварская война происходила в 791-803 гг. – Ред.). Хазар летописец не путал ни с каким другим народом.
     Кто в те времена мог выступать в качестве справедливого судьи? Кроме франков, некому!
     Следовательно, варяги «Повести временных лет» – это не кто иной, как ФРАНКИ! Летописец, писавший в начале XII века, к варягам относит не только те народы, которые вошли в состав империи Карла Великого, но и жителей Англии, которая в 1066 году была завоевана предками современных французов, то есть прямыми потомками франков. Кроме того, более чем двухсотлетнее господство обров, изъяснявшихся и писавших на иврите, оставило свой глубокий след на Русской земле. Во-первых, это буква Ш (шин), которой нет ни в одной системе письма, кроме иврита и кириллицы. Звук Ф и в кириллице, и в иврите произносился как ВФ (вав, ваф). Поэтому франки в летописи названы вранками.
     Учитывая, что НК легко «перебегает» в Г, вранки превращаются во врагов, в XI-XII веках – в варягов, в XIV-XV веках – во фрягов или фрязей. Даже каролингская скара (отряд неоседлых воинов, постоянно живших при Карле) оставила свой след в русском языке: скаредность, скаредный, скарб – нажитое имущество. Память о самих франках (Ф часто произносится как X) осталась в словах «хранитель», «хранилище» и ряде производных.
     Больше же всего следов прошлого, оставленных обрами, готами и франками, сохранила новгородская топонимика: Кашерное, Пуримово, Мосеево, Шломово, Горы Левина, Хорив, Редриковы горы, Монтеево...
     Аварский период русской истории длился с 556 по 799 год нашей эры. Акт крещения Руси означал, как мне представляется, не обращение язычников-идолопоклонников в «стадо Христово», а разрыв с религией аваров. Именно об этом идет речь в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона. Связь Новгорода с аварским прошлым в Средневековье проявлялась довольно часто. Все сколько-нибудь значительные еретические движения начинались именно в Новгороде – «стригольники», «жидовствующие»...
     В заключение задумаемся: откуда взялись обры, зачем пришли и в чем причины их выдающихся успехов и бесславного конца под ударами победоносных франков? Обры пришли из Ирана, где еще в глубокой древности образовалась многочисленная и крепкая иудейская община. Шахиншах Кир, освободивший иудеев из вавилонского плена, почитался ими как Мессия, богоизбранный избавитель. С тех пор иудеи составляли в Иране достаточно влиятельную этносоциальную прослойку населения. Но в Римской империи они попали в число гонимых и преследуемых. Причем со времени захвата Иерусалима до конца войны с готами их положение в Римской империи не изменилось к лучшему: сменившие императоров-язычников императоры-христиане только усилили гонения на приверженцев иудаизма. После восстания Бара-Кохбы все население Иудеи и Израиля было принудительно выселено на северо-восточные окраины империи – за Дунай, Днестр, в междуречье Днепра и Дона.
     Войну с готами имперцам пришлось вести на два фронта: в самый разгар боевых действий персы вторглись в пределы Римской империи. Но византийцы быстро разбили их и принудили к заключению вечного мира. А в 555-м они разгромили и готов. Но империя вышла из готской войны ослабленной.
     В это время и сложилась благоприятная обстановка для нового нападения на окраины империи. В 556 году населявшие окраины Персии и объединившиеся в Аварский каганат толпы обров (обри = ибри – пришельцы, переселенцы) перешли Волгу. Во всей Северо-Восточной, Центральной и Южной Европе сил, способных противостоять обрам, не было. Сыновья первого франкского короля Хлодвига воевали между собой за передел наследства...
     Успех обров оказался все же недолговечным. В 799 году Аварский каганат навсегда прекратил свое существование. На подвластной ему территории смогли позднее создать свою устойчивую государственность Австрия, Чехия, Польша, Литва, Московское княжество, Сербия, Болгария, Румыния, Венгрия, Бавария и Саксония.
     ***
     От редакции. На Руси в ходу было выражение «Погибоша аки обре». Так говорили о чем-либо бесследно исчезнувшем, о погибшем навсегда. В летописи «Повесть временных лет» читаем: «Быша бо обре телом велици, а умом горди, и Бог потреби я, и помроша вси, и не остася ни един обрин. И есть притча в Руси и до сего дне: погибоша аки обре, их же несть племени, ни наследка».
     В большинстве исторических работ авары (называемые на Руси обрами) рассматриваются как кочевой народ азиатского происхождения, который переселился в VI веке в Восточную Европу и создал там Аварский каганат (VI-IX вв.). Это потомки племен (главным образом, видимо, тюркоязычных) Центральной Азии, Западной Сибири, Предуралья и Поволжья.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex