на главную страницу

27 Июля 2010 года

История Отечества

Вторник

ЖЕМЧУЖИНА КОМСОМОЛЬСКОЙ ПЛОЩАДИ

Андрей Заболотских, «Красная звезда».



А знаете ли вы, что именно Дом культуры железнодорожников в Москве построили на деньги, вырученные с сокровищ, спрятанных по легенде в знаменитом двенадцатом стуле мадам Петуховой?

     В реальности никакого сокровища и в помине не было - «образцовый рабочий клуб-театр» открылся на средства железной дороги. Однако миф о двенадцатом стуле и Кисе Воробьянинове плотно сросся с образом Дома культуры на Комсомольской. Этому не стоит удивляться: нарядное и обставленное по последнему слову моды здание в 1927 году было настоящей диковинкой для современников.
     Первые рабочие клубы, появившиеся в России в 1910-х годах, располагались в случайных, зачастую непригодных для этих целей помещениях при предприятиях. С увеличением их числа возникла потребность в переоборудовании, приспособлении старых и наконец возведении новых зданий. Первым идею о строительстве здания, спроектированного специально под большой клуб, удалось осуществить комитету профсоюза Московско-Казанской железной дороги. Заручившись согласием архитектора А.В. Щусева, комитет предложил Наркомату путей сообщения построить рядом с Казанским вокзалом Дворец культуры. Щусев быстро набросал эскиз будущего здания - в живописной архитектурной манере, характерной для всего спроектированного и построенного под его руководством комплекса Казанского вокзала.
     Торжественная закладка будущего Дома культуры железнодорожников состоялась 1 мая 1925 года. Двухэтажный зал был рассчитан на 1.200 мест (это немного больше зрительного зала Московского художественного театра). Он состоит из партера и балконного яруса, выдвинутого далеко вперед - на целых семь метров. Примечательно, что другого такого глубокого, без промежуточных опор, яруса даже при нынешнем уровне развития строительной техники до недавней поры в Москве не было. Металлические фермы, поддерживавшие балконный козырек, вделаны в полукруг стены, сконструированной в виде железобетонного полукольца. Такая конструкция была применена впервые в Советском Союзе и, несомненно, представляла большое инженерное достижение в 1925 году.
     По требованиям, предъявлявшимся к клубам в 1920-е годы, зал был хорошо освещен, имел два яруса окон, сохранившихся на фасаде и заметных с улицы. Благодаря рельефу местности естественное освещение имел и трюм сцены, что представлялось современникам большой редкостью в театральных зданиях. Из-за конфигурации здания сцена имела треугольную форму с шириной 12,8 метра. Она была снабжена самым совершенным по тем временам механическим оборудованием. На такой сцене можно было реализовать сложные режиссерские фантазии, устраивать впечатляющие зрелища, размещать крупные хоровые коллективы.
     30 апреля 1927 года «образцовый рабочий клуб-театр», как именовала его пресса Москвы, открылся. Это было первое не приспособленное, а специально построенное клубно-зрелищное здание в столице. Новый очаг культуры стали именовать в документах Клубом имени Октябрьской революции Казанской железной дороги, в быту же его называли кратко и удобно - КОР.
     К середине 1930-х годов КОР Ленинской (бывшей Казанской) железной дороги превратился в авторитетное учреждение культуры с мощными самодеятельными коллективами. Приближалась 20-я годовщина Октябрьской революции, и руководство Наркомата путей сообщения нуждалось в «главном» и «образцовом» железнодорожном клубе. КОР, располагавший профессиональным кадровым составом и прекрасным специализированным зданием, как нельзя лучше подходил на эту роль. Решительные шаги к переходу клуба «в новый формат» стали предприниматься вскоре после прихода на пост наркома путей сообщения Лазаря Кагановича, который активно поддержал идею создания ЦДКЖ.
     Накануне создания ЦДКЖ в КОРе работали следующие коллективы художественной самодеятельности: Рабочий театр, акробатический коллектив под руководством Михаила Марголина, детский эксцентрический оркестр под руководством Семена Дунаевского, коллектив народной пляски под руководством Бориса Орлова, женский хоровой ансамбль, изостудия, симфонический оркестр, кружок баянистов и другие. Все было готово к тому, чтобы КОР мог сделать следующий шаг и из ведущего клуба одной железной дороги превратиться в головной клуб всей гигантской отрасли - в ЦДКЖ.
     По словам нынешнего директора концертного зала Вадима Минаева, сегодня здесь сложился сплоченный коллектив профессионалов. Для организации и проведения различных мероприятий команда Театрально-концертного зала ЦДКЖ использует собственные мощные ресурсы: режиссерско-постановочную группу с огромным опытом проведения мероприятий самого высокого уровня, уютные залы с великолепным интерьером, современную материально-техническую базу, собственный отдел питания. На сцене клуба ежедневно проходят современные спектакли с участием известных российских актеров.
     Остается добавить, что сегодня Комсомольская площадь представляет собой великолепный архитектурный комплекс Москвы. И она немыслима без здания ЦДКЖ - культурного центра железнодорожников и одной из лучших театрально-концертных площадок столицы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex