на главную страницу

28 Июля 2010 года

ВДВ - 80 лет

Среда

Здесь каждый, как строп в парашюте

Юрий МАГАС, «Красная звезда».
  Фото автора.



     В КОСТРОМЕ прошли соревнования разведывательных взводов по тактико-специальной подготовке на первенство Воздушно-десантных войск.
     Соревнования проводятся уже не первый год и входят в план боевой подготовки Воздушно-десантных войск. По словам главного судьи соревнований гвардии подполковника Владимира Мухи, результаты групп лучше всяких проверок показывают истинный уровень боевой подготовки их воинских частей. Однако цель мероприятия не выявление недостатков (здесь ведь собрались лучшие представители разведподразделений ВДВ), а обучение и обмен опытом.
     Начались соревнования с торжественного открытия на плацу воинской части под командованием гвардии полковника Виктора Гуназы. Первый день был относительно спокойным: воины-разведчики состязались в знании теоретической части, положений уставов, физической подготовке. Одним из нормативов было метание ножа. Казалось, что мишени выполнены из фанеры, – лезвия рикошетом отлетали. Ясность внес помощник командира 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии гвардии подполковник Андрей Тупицын: «Для этого упражнения закупили доски из ценной породы дерева. Если нож метнуть правильно – лезвие глубоко войдет в древесину, а в реальном бою воткнется по самую рукоять».
     - Самое интересное началось ночью, – рассказывает командир разведывательного взвода гвардии старший лейтенант Максим Зайнулин. – Мы выполняли десантирование, разведку местности и сбор взвода. В темное время суток это сделать очень непросто.
     У Максима есть заместитель контрактник гвардии сержант Виталий Синкевич. В повседневной службе командир смело полагается на его опыт и умение работать с подчиненными. Срочную он служил в разведке морской пехоты, где и получил командирскую закалку. И здесь сержант не подвел: он сумел после приземления быстро собрать большую часть группы и вывести в точку, где их ждал Зайнулин. Благодаря этому взвод показал один из лучших результатов на этапе.
     А вот пулеметчик гвардии младший сержант Арсен Рамазанов даже нашел время насладиться романтикой ночного прыжка. Пока родной брат и непосредственный командир гвардии старший сержант Асхаб Рамазанов разведывал объекты, он любовался огнями ночной Костромы.
     Братья Рамазановы проходят службу по контракту во взводе гвардии старшего лейтенанта Романа Маслова. Асхаб после призыва попал в учебное подразделение войск связи в городе Домодедово. Спустя полгода по распределению прибыл в 217-й полк 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Понравилось ему в разведке. Заключил первый, а затем и второй контракт. Младший брат служил по призыву в Хабаровске. После увольнения стал проситься в разведку. Асхаб был на хорошем счету у командиров, и они посодействовали в скорейшем зачислении его родственника на контрактную службу в должности пулеметчика. А дома в Астрахани Ибрагим Рамазанов по праву гордится сыновьями. Он много сил вложил в их воспитание: тренер по боксу и вольной борьбе растил детей в атмосфере спорта и здорового образа жизни.
     - На «гражданке» мы братья, – говорит Асхаб, – а здесь я строгий командир и не делаю поблажек. Напротив, иногда даже более требователен к нему, чем к другим подчиненным. Конечно, на марш-броске я ему помогал: на некоторое время отдал ему свой автомат и взял пулемет. 11 килограммов все-таки – любой устанет, и взвод тогда может проиграть.
     МАРШ-БРОСОК – отрыв от противника, завершающее испытание очередного этапа. Через час после ночного десантирования и сбора взводов разведчикам предстояло организовать засаду, а потом совершить восьмикилометровый марш. Прошли первые сутки без сна и отдыха. Природа тоже приготовила разведчикам неприятный сюрприз: во время ночного «отрыва от противника» термометр показывал 35 градусов. А уже к 10 часам утра солнце настолько сильно нагревало все темные предметы, что их было горячо держать в руках. Последняя, четырнадцатая по счету группа разведчиков завершила марш-бросок аж к 18 часам.
     - Мы довольно быстро совершили марш, – рассказывает гвардии старший лейтенант Зайнулин, – и я смог дать взводу отдохнуть пару часов. Вообще старался использовать для этого любую возможность. Все работали на износ и без отдыха могли подвести на следующих этапах.
     Максим – спортсмен со стажем. Участвует во всех соревнованиях в дивизии, если это не мешает службе. А сослуживцы часто говорят о его необыкновенной выносливости. Однако он сам признается, что погода ощутимо повлияла на личные спортивные показатели. Постоянно не хватало воды. Чтобы меньше веса переносить, он и подчиненные взяли недостаточно провизии. Соответственно – нехватка питания. Более того, у Максима в группе 8 военнослужащих по призыву. Парни сильные, смелые, волевые, но прослужили мало. Еще не такие выносливые, не умеют грамотно распределять силы при выполнении задач. Вот и пришлось часть их груза отдать старшим товарищам. Например, мины МОН-50 срочники не несли. «Пусть похуже, но дойдут все сами, чем потом нести их на руках», – говорит взводный.
     НОЧНОЙ поиск - не просто самый сложный этап. Со времен Великой Отечественной войны подобные мероприятия являются одной из главнейших задач воинов-разведчиков. Суть норматива – скрытно выйти к району поиска, на территории площадью 9 квадратных километров обнаружить замаскированный объект, определить его координаты и по радиостанции сообщить их судье на этапе. Местность, по словам участников, – то лес, то болото. Район поиска находится в семи километрах от пункта выхода, а секундомер включается уже на старте. Группа будет оценена на отлично, если доложит координаты цели не позднее, чем через три часа. Бегом или пешком – командир решает самостоятельно. Обстановка приближена к боевой: в районе поиска действуют два взвода, обозначающие силы противника... Если они обнаружат разведчиков, начнется стрельба и группа призовое место уже не займет. Еще одна функция «подразделений противника» – исключить использование разведчиками приборов освещения. Методику поиска раскрывать нельзя – это информация не для всех. Однако поразмыслить на эту тему мы можем. Итак, группа получает задачу обнаружить некий важный объект. Очевидно, речь идет о командном пункте. А это как минимум одна машина и одна палатка. В руках командира подробная карта местности. Опираясь на собственный опыт и знания, он определяет районы, куда сможет проехать этот автомобиль. Точно не в болотах и точно не в дремучих зарослях. Возможно, недалеко от дороги. Задача существенно упрощена. Логично разделить группу, чтобы одновременно обследовать несколько предполагаемых районов. В этом году организаторам соревнований удалось настолько качественно спрятать объект (им оказались КамАЗ и, естественно, палатка неподалеку), что из 14 групп лишь три смогли обнаружить его.
     Быстрее всех с задачей справился взвод гвардии старшего лейтенанта Маслова. Уже через два часа с небольшим он доложил координаты объекта судье. Кстати, на прошлых соревнованиях, прошедших в Рязани в 2008 году, взвод Романа Маслова занял первое место. Как и в этот раз, его группа полностью состояла из военнослужащих по контракту.
     Утро третьего дня соревнований. Порядок выхода групп на этапы изменился. Первой к рубежу преодоления зараженного участка местности прибыла команда гвардии старшего лейтенанта Маслова.
     Роман построил группу в шеренгу, на всякий случай напомнил порядок надевания средств индивидуальной защиты. По готовности – команда «Газы!». Результат отличный: по последнему военнослужащему было остановлено время – 4 минуты 5 секунд. Теперь 200 метров зараженного участка. В ОЗК, стрельба с коротких остановок (условный противник уже открыл огонь по бойцам). И снова отлично.
     ДОЛГОЖДАННАЯ водная преграда – сотня метров по озеру. У каждого участника порядка 50 килограммов снаряжения в рюкзаке плюс форма и оружие. Необходимо герметично упаковать это и преодолеть водную преграду. Если упаковано правильно, кулек с обмундированием не утонет. Его следует использовать как опору и не тратить силы, удерживаясь на плаву. Более того, оружие кладется сверху, чтобы в случае необходимости открыть огонь. На аналогичных соревнованиях разведподразделений Сухопутных войск судьи требуют, чтобы все было единообразно. То есть если у какой-то группы нет пакетов, все действуют по старинке – упаковывают обмундирование в плащи общевойсковых защитных комплектов. Здесь же принцип единообразия распространяется лишь внутри групп. А командиры учатся друг у друга и смотрят, какие средства удобнее использовать, как быстрее и надежнее упаковывать. Большинство подразделений заранее приготовили большие полиэтиленовые пакеты для этого этапа соревнований.
     Следующим испытанием для разведчиков стало преодоление инженерных заграждений и вывод из строя объекта. Впереди группы – боец с миноискателем. Здесь важно не столько время, сколько качество прохождения. Необходимо обнаружить и отметить флажками все мины на пути. Затем сапер должен определить, как разрушить объект, рассчитать количество взрывчатки и подорвать его. По условию соревнования группа уже находится в глубоком тылу противника и мощный взрыв обнаружит их. В общем, задача – минимальным количеством взрывчатого вещества перебить толстый деревянный столб.
     А вот теперь у разведчиков появилась возможность отдохнуть. После непродолжительных поисков тайника они приступили к выполнению норматива «Организация отдыха в тылу противника». Естественно, ночью. Тоже непростая задача. Используя подручные и штатные средства маскировки, необходимо организовать так называемую дневку. Примитивно – это замаскированные спальные места, укрытые плащ-палатками от возможных осадков. Для приготовления пищи разводится замаскированный костер. Тут вообще фантазию разведчиков никто не ограничивает. Главное, чтобы боец, оставшийся на посту, не проморгал приближающегося противника, а группа сняла дневку максимально быстро и не оставила никаких следов. В среднем группам удалось отдохнуть около четырех часов.
     ЧЕТВЕРТЫЕ сутки соревнований. Мы на командном пункте. Бетонный блиндаж, и рядом машина с радиостанцией. По периметру огневые позиции, занятые войсками условного противника. Тишина... Между деревьями мелькнуло несколько теней. Откуда-то раздался треск автомата. Ему оглушительно ответил пулеметчик «противника» из окопа. Теперь стрельба со всех сторон. Дым. Крики. Рядом с пулеметчиком кто-то быстро пробежал, и тот замолк. Через несколько секунд в окопах заметно прибавилось людей: бойцы гвардии старшего лейтенанта Зайнулина заняли круговую оборону. Ведут наблюдение за лесом. Хлопок в блиндаже! Из дверей дым. Трое исчезают внутри. Выстрелы. И опять тишина. Из дыма выбегает разведчик с человеком на плече и скрывается в чаще. Двое его прикрывают. Остальная группа покидает позиции в том же направлении. Это был «налет». Цель – захватить пленного. А уже в лесу допросить его и перевести имеющиеся при нем секретные документы. Трудно предположить, как бы все прошло, будь у сторон боевые патроны. Но это тоже норматив. И разработан он на основе реального боевого опыта. Здесь оценивалась слаженность действий группы, как близко им удалось подойти к противнику и насколько оперативно было обозначено уничтожение живой силы. Но налет – прелюдия к главной части испытания – к допросу. Это особое искусство. Надо знать иностранные языки, тактику действий и организационно-штатную структуру войск противника, чтобы суметь грамотно задать несколько вопросов. Ну а как расположить «языка» к общению, опытных разведчиков учить не надо. Главное – постараться сохранить у него способность передавать информацию вербальным или любым невербальным способом.
     Девятый этап – «Наблюдательный пост» – самый секретный. Прессе удалось лишь побывать на позициях десантников-артиллеристов. Командиры, используя бинокль, компас и карту местности, определяли координаты целей и корректировали огонь артиллерии по ним.
     - Требовалось поразить позиции минометных взводов на удалении от трех до трех с половиной километров, – рассказывает командир самоходной артиллерийской батареи гвардии капитан Сергей Захаров. – Лучше всех с задачей справился командир взвода отдельной разведывательной роты 98-й дивизии гвардии старший лейтенант Зотов. Он точно и быстро произвел необходимые вычисления и первым же выстрелом уничтожил цель. Разрыв произошел менее чем в двадцати метрах от нее. В результате с поля физически исчезла одна мишень.
     А ВОТ пятый день – бенефис рукопашников. Вернувшись с полей и отдохнув, разведчики состязались в боевых единоборствах. Это были довольно кровавые поединки, где бойцы выкладывались полностью, стараясь во что бы то ни стало победить. Но кто-то мог не успеть за ночь полностью восстановить силы, на кого-то подействовала все та же изнуряющая жара, а кто-то просто оказался чуть слабее соперника. Вышеупомянутые братья Рамазановы, казалось, соревновались друг с другом, хоть и в разных весовых категориях. В результате оба заняли первые места и внесли огромный вклад в копилку баллов группы. Утром на торжественном награждении именно их командир гвардии старший лейтенант Роман Маслов первым вышел за призом к трибуне. Второй раз подряд его группа становится лидером среди разведывательных взводов батальонов. В ходе соревнования Роман наблюдал за действиями группы с критическим настроем. Многое ему не понравилось.
     - В наших библиотеках много литературы по действиям одного разведчика, – говорит Роман. – А вот по тактике группы в целом почти нет. Приходится перенимать опыт у соперников, что-то самому придумывать. Но я благодарен своим бойцам. Молодцы все рукопашники, молодец гвардии младший сержант Дмитрий Шестаков, который с пулеметом на марше убежал вперед и до финиша его догнать не могли. Снайпер молодец – один из лучших результатов показал. Они у меня надежные. Поздравляю их и всех десантников с Днем Воздушно-десантных войск.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex