на главную страницу

28 Июля 2010 года

Армия и общество

Среда

Министр обороны Республики Беларусь Юрий ЖАДОБИН:
«Меня радуют офицеры»

Беседу вел Вадим МАРКУШИН.



Юрий Викторович Жадобин родился 14 ноября 1954 года в Днепропетровске. В 1976 году окончил Казанское танковое училище, в 1985 году – Военную академию бронетанковых войск имени Р.Я. Малиновского. Командовал полком. В 1990-1999 годах – на командных должностях в системе гражданской обороны и внутренних войск МВД, затем последовательно возглавлял службу безопасности президента, КГБ, секретариат Совета безопасности республики. В декабре 2009 года был назначен министром обороны Республики Беларусь.

     - Юрий Викторович, только что в наших странах вспоминали Грюнвальдскую битву. Ровно шесть веков минуло с той замечательной победы, в которой белорусы сыграли огромную роль...
     - Да, победа действительно была замечательная. Она показала силу духа славян в борьбе против общего врага. Не будь той победы, еще неизвестно, на каком языке мы бы с вами сейчас беседовали. Для белорусов это знаковое событие многое определило в их дальнейшей судьбе. В советское время об этом как-то особо не рассуждали. Ну а сейчас, когда стали доступными многие архивные материалы, интерес к истории заметно возрос. Соответственно укрепилось и понимание важности ее уроков.
     - Один из таких уроков, несомненно, состоит в необходимости постоянного повышения боевой мощи вооруженных сил страны. Что в этом плане делается сегодня в республике?
     - Как известно, белорусская армия существует совсем недавно. При Советском Союзе существовал Белорусский военный округ, один из самых мощных в то время. Это была ударная группировка войск общей численностью в четверть миллиона человек. На этой базе и создавались вооруженные силы уже суверенной Беларуси.
     Сразу замечу, что не все поначалу шло гладко. Более того, допускались серьезные ошибки. В частности, не была разработана концепция национальной безопасности. Военная доктрина, принятая в 1992 году, носила закрытый характер и не выполняла информативной функции. Отсутствовали даже перспективные планы и программы реформирования. Сокращения войск производились механически, с необъяснимым опережением аналогичных процессов на Западе. Беларусь отчего-то сократила вооружений и военной техники в 2,8 раза больше, чем Великобритания, Франция и США (в Европе), вместе взятые. Иными словами, отдельные разрозненные задачи решались без надлежащей увязки с каким-то единым стратегическим замыслом военного строительства.
     Перелом произошел в середине 1990-х годов. То есть с избранием президентом страны Александра Лукашенко. Прежде всего была определена цель реформирования армии – приведение ее в соответствие с характером современной военно-политической обстановки, степенью потенциальных угроз и с экономическими возможностями государства. Главными направлениями реформирования стали: развитие противовоздушной обороны, авиации, ракетных войск, сил и средств РЭБ, разведки, связи.
     Безусловным приоритетом стало сохранение и дальнейшее развитие оборонно-промышленного комплекса. Перед ним была поставлена задача разработки и производства конкурентоспособной продукции двойного назначения. Думаю, понятно, о чем идет речь: о радиоэлектронной отрасли, приборостроении, о средствах информационных и оптоэлектронных технологий, о телекоммуникациях и связи. Без всего этого было бы просто бессмысленно браться за создание современной армии и надежного управления войсками.
     - Вы могли бы назвать какие-то конкретные результаты работы белорусского ОПК за минувшие годы?
     - Разумеется. В первую очередь отмечу наличие в нашем распоряжении автоматизированных систем управления военными и гражданскими объектами, автоматизированных информационных систем, спутниковой навигационной аппаратуры, элементов радиолокации и радиолокационных станций, лазерно-оптических систем и технологий, нового поколения интегральной элементной базы. Все это плоды творческой и изобретательской работы, за всем этим труд рабочих и инженеров.
     Далее. В боевой строй поставлены, к примеру, истребители Су-27УБМ1 и МиГ-29БМ, вертолеты Ми-8МТК01, реактивная система залпового огня БМ-21А «БелГрад» на базе отечественного МАЗа повышенной проходимости, радиолокационная станция П-18БМ, станции радиопомех Р-934УМ «Удар» и Р-378УМ «Укол».
     В настоящее время предприятиями оборонного сектора экономики выполняются опытно-конструкторские работы по модернизации вооружения и военной техники в интересах РЭБ, связи, ВВС и войск ПВО, сухопутных войск.
     - А вот если взять национальную базу подготовки кадров для белорусской армии – самодостаточна ли она? Насколько вообще сегодня злободневна для Беларуси эта проблема?
     - Звучит, может быть, и банально, зато верно: кадры по-прежнему решают все. А уж от военных кадров, без всякого преувеличения, полностью зависит безопасность страны. Ничего нового в этом плане не придумаешь: ведь никто за военных профессионалов эту специфическую работу выполнять не станет. Только они способны обеспечить самые ответственные стратегические участки военного строительства высокоинтеллектуальными силами кадрового корпуса армии.
     Я бы сказал, что созданная в Беларуси национальная военная школа – это предмет нашей гордости. Она демонстрирует именно самодостаточность (как вы выразились) нашей независимой республики в решении важнейшей государственной задачи – подготовки кадров для всех звеньев управления.
     Вот посмотрите, в этом году уже третий раз прошел выпуск слушателей факультета Генерального штаба, с созданием которого обеспечен полный цикл подготовки военных кадров в национальной системе военного образования. Именно факультет Генерального штаба готовит военную элиту, способную командовать соединениями, объединениями и видами вооруженных сил, руководить управлениями центрального аппарата Министерства обороны и Генерального штаба.
     Кстати, факультет продолжил лучшие традиции белорусской военной школы. Ведь история подготовки военных кадров для Генерального штаба на территории Беларуси насчитывает уже 190 лет. Тогда, в 1820 году, в Могилеве было создано офицерское училище, ставшее ведущим образовательным центром по подготовке кадров штабного профиля.
     У нас создана и собственная школа подготовки летчиков. Ранее таковой не было. При этом все выпускники авиационного факультета Военной академии по окончании учебы получают квалификацию военных летчиков третьего класса.
     Военное образование наши граждане получают также на военных факультетах и военных кафедрах гражданских вузов. Система известная, испытанная, мы ее по возможности совершенствуем.
     Ну и учеба за рубежом. В России, в других странах. Взаимный опыт всегда был полезным.
     - В советское время Белорусский военный округ считался одним из самых образцовых, получить сюда направление считалось большой удачей для офицера. Каков престиж офицерской службы в нынешней Беларуси?
     - Вы знаете, безо всякой натяжки должен сказать, что престиж офицера белорусской армии сегодня очень высок. Что за этим стоит, что определяет высокий рейтинг офицерской службы, гадать не приходится. Конечно же, в первую очередь забота государства, его руководителей, президента. Тут все ясно как божий день. Тем более, когда рассматриваешь все в сравнении. О каком престиже офицерской службы можно было говорить в 1994 году, когда командиру взвода платили 22 доллара, а командиру полка – 35 долларов? Дескать, получите, товарищи офицеры, и ни в чем себе не отказывайте.
     Плохое было время, несуразное. Шараханья в разные стороны, то влево, то вправо. Никак не могли определиться со способами достижения целей. Со сменой власти, с избранием президента все стало меняться радикально. В том числе, конечно, и в порядке оплаты за ратный труд. В результате систематических и последовательных повышений размера денежного довольствия наш офицер стал получать вполне достойную зарплату – как бы ее ни называли. Соответственно и военный пенсионер, поскольку каждое повышение окладов по должности и воинскому званию автоматически влияет на пенсию. И ничего мы не собираемся менять. Все должно быть абсолютно прозрачным, предсказуемым, плановым. Тогда и моральное состояние человека в погонах будет устойчивым.
     Кстати, 1 июня было произведено очередное плановое повышение в среднем на 13-15 процентов денежного довольствия военнослужащих. На этот раз – за счет повышения окладов по воинскому званию. Где-то в ноябре будет проведена очередная индексация. При этом мы следим, чтобы военкоматы незамедлительно производили перерасчеты пенсий отставников.
     Хотел бы особо подчеркнуть в этой связи: отдача офицеров на их служебных местах всегда адекватна проявленной заботе. Взаимосвязь несомненная. Меня радуют наши офицеры. Меня радует их возросшее стремление к более высокому качеству службы. И не может не радовать, поскольку я понимаю, что офицерский корпус не только костяк армии, но и главнейшая опора самого государства.
     - В России создают новый облик армии. Аналогичную задачу, как вы уже отметили, решают и в Беларуси. Причем по некоторым направлениям, скажем в переходе вооруженных сил на бригадную структуру, белорусская армия идет на шаг впереди. Что бы вы могли сказать по этому поводу с учетом накопленного опыта?
     - Завершившаяся в 2005 году реформа белорусской армии в целом обеспечила приведение ее состава и организационной структуры в соответствие с уровнем угроз военной безопасности и с экономическими возможностями государства. Однако жизнь продолжается, мы понимаем, что конкурентоспособность современной армии требует непрерывных усилий в военном строительстве. В конце 2008 года наше ведомство разработало облик вооруженных сил 2020 года. Самое главное: повышение боевых возможностей войск планируется прежде всего за счет модернизации и перевооружения на новые образцы вооружения и техники, исходя из возможностей экономики государства.
     Естественно, мы стремились и стремимся учитывать национальную специфику. Поэтому еще в 1990-х годах решили перейти на бригадную основу. В 2001 году у нас были сформированы оперативные командования.
     Учитывая, что защитником Отечества в современных условиях является каждый гражданин страны, большое внимание уделяется созданию современной системы подготовки военнослужащих запаса. В частности, с 2007 года приступил к работе Гродненский территориальный центр подготовки военнослужащих, резервистов, военнообязанных, младших командиров (специалистов) и офицеров запаса. То есть в стране создана и функционирует оптимальная модель комплектования вооруженных сил. При этом максимально учтены интересы граждан страны. Такого количества отсрочек, как у нас, пожалуй, нет ни в одном государстве.
     В белорусской армии отказались от традиционной практики проведения ежегодных итоговых проверок. Сегодня все более широко используются внезапные проверки, в том числе с отмобилизованием и приведением в боевую готовность воинских частей, с призывом военнослужащих из запаса. Если в 1990-х годах подготовка и переподготовка резервистов вообще не проводилась, то за последние шесть лет военные сборы прошли тысячи военнообязанных.
     - И еще один вопрос, Юрий Викторович. Насколько остро для белорусской армии стоит проблема неуставных взаимоотношений? Что вы делаете для искоренения этого порочного явления?
     - Следует сразу оговориться, в белорусской армии нет провалов системного характера в поддержании правопорядка. Если взять последние пятнадцать лет, то наглядна тенденция к радикальному снижению преступности в армии. Это, так сказать, доказанный факт.
     Что касается того, «что и как мы делаем» для профилактики хулиганства в казарме, то здесь вообще-то сложилось целое научное направление. Проведена серия диссертационных исследований по проблемам поддержания и укрепления дисциплины в армии, оценки морально-психологического состояния воинских коллективов. Впервые среди государств СНГ именно в Республике Беларусь в армии введены должности военных психологов. Разработано законодательство, регламентирующее призыв на военную службу и исключающее призыв лиц, имеющих неснятую судимость. Введена система отбора и изучения призывников, позволяющая максимально исключить любые социально-психологические и криминальные риски. Разработана строго научная система поддержания правопорядка, обеспечивающая правовую защиту командиру при условии принятия им законных решений по любому правонарушению.
     Короче говоря, система профилактики правонарушений, в том числе в сфере межличностных отношений, нормативно закреплена, функционирует и дает позитивные результаты. Но данную систему необходимо постоянно совершенствовать на основе глубокого научного анализа складывающейся ситуации, изучения социальных процессов и явлений в воинских формированиях. Легкого пути тут не найдешь.
     Об этом, кстати, шел разговор в ходе научно-практической конференции «О состоянии и мерах повышения эффективности профилактики правонарушений в сфере межличностных отношений в армейской среде». Проходила она в конце мая этого года.
     Наконец, может быть, самое главное в решении затронутой вами проблемы. Надо всячески поддерживать командиров, которые вскрывают негативные явления в казарме. За совершение преступлений военнослужащий должен нести личную ответственность, ее нельзя перекладывать на командиров. Этот принцип в белорусской армии возведен в закон.
     Разумеется, командир должен нести ответственность за упущения по службе, которые способствовали совершенному преступлению, но при условии если будет доказана, а не декларирована (командир за все в ответе) его личная вина.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex