Юрий Викторович Жадобин родился 14 ноября 1954 года в Днепропетровске. В 1976 году окончил Казанское танковое училище, в 1985 году – Военную академию бронетанковых войск имени Р.Я. Малиновского. Командовал полком. В 1990-1999 годах – на командных должностях в системе гражданской обороны и внутренних войск МВД, затем последовательно возглавлял службу безопасности президента, КГБ, секретариат Совета безопасности республики. В декабре 2009 года был назначен министром обороны Республики Беларусь.
- Юрий Викторович, только что в наших странах вспоминали Грюнвальдскую битву. Ровно шесть веков минуло с той замечательной победы, в которой белорусы сыграли огромную роль...
- Да, победа действительно была замечательная. Она показала силу духа славян в борьбе против общего врага. Не будь той победы, еще неизвестно, на каком языке мы бы с вами сейчас беседовали. Для белорусов это знаковое событие многое определило в их дальнейшей судьбе. В советское время об этом как-то особо не рассуждали. Ну а сейчас, когда стали доступными многие архивные материалы, интерес к истории заметно возрос. Соответственно укрепилось и понимание важности ее уроков.
- Один из таких уроков, несомненно, состоит в необходимости постоянного повышения боевой мощи вооруженных сил страны. Что в этом плане делается сегодня в республике?
- Как известно, белорусская армия существует совсем недавно. При Советском Союзе существовал Белорусский военный округ, один из самых мощных в то время. Это была ударная группировка войск общей численностью в четверть миллиона человек. На этой базе и создавались вооруженные силы уже суверенной Беларуси.
Сразу замечу, что не все поначалу шло гладко. Более того, допускались серьезные ошибки. В частности, не была разработана концепция национальной безопасности. Военная доктрина, принятая в 1992 году, носила закрытый характер и не выполняла информативной функции. Отсутствовали даже перспективные планы и программы реформирования. Сокращения войск производились механически, с необъяснимым опережением аналогичных процессов на Западе. Беларусь отчего-то сократила вооружений и военной техники в 2,8 раза больше, чем Великобритания, Франция и США (в Европе), вместе взятые. Иными словами, отдельные разрозненные задачи решались без надлежащей увязки с каким-то единым стратегическим замыслом военного строительства.
Перелом произошел в середине 1990-х годов. То есть с избранием президентом страны Александра Лукашенко. Прежде всего была определена цель реформирования армии – приведение ее в соответствие с характером современной военно-политической обстановки, степенью потенциальных угроз и с экономическими возможностями государства. Главными направлениями реформирования стали: развитие противовоздушной обороны, авиации, ракетных войск, сил и средств РЭБ, разведки, связи.
Безусловным приоритетом стало сохранение и дальнейшее развитие оборонно-промышленного комплекса. Перед ним была поставлена задача разработки и производства конкурентоспособной продукции двойного назначения. Думаю, понятно, о чем идет речь: о радиоэлектронной отрасли, приборостроении, о средствах информационных и оптоэлектронных технологий, о телекоммуникациях и связи. Без всего этого было бы просто бессмысленно браться за создание современной армии и надежного управления войсками.
- Вы могли бы назвать какие-то конкретные результаты работы белорусского ОПК за минувшие годы?
- Разумеется. В первую очередь отмечу наличие в нашем распоряжении автоматизированных систем управления военными и гражданскими объектами, автоматизированных информационных систем, спутниковой навигационной аппаратуры, элементов радиолокации и радиолокационных станций, лазерно-оптических систем и технологий, нового поколения интегральной элементной базы. Все это плоды творческой и изобретательской работы, за всем этим труд рабочих и инженеров.
Далее. В боевой строй поставлены, к примеру, истребители Су-27УБМ1 и МиГ-29БМ, вертолеты Ми-8МТК01, реактивная система залпового огня БМ-21А «БелГрад» на базе отечественного МАЗа повышенной проходимости, радиолокационная станция П-18БМ, станции радиопомех Р-934УМ «Удар» и Р-378УМ «Укол».
В настоящее время предприятиями оборонного сектора экономики выполняются опытно-конструкторские работы по модернизации вооружения и военной техники в интересах РЭБ, связи, ВВС и войск ПВО, сухопутных войск.
- А вот если взять национальную базу подготовки кадров для белорусской армии – самодостаточна ли она? Насколько вообще сегодня злободневна для Беларуси эта проблема?
- Звучит, может быть, и банально, зато верно: кадры по-прежнему решают все. А уж от военных кадров, без всякого преувеличения, полностью зависит безопасность страны. Ничего нового в этом плане не придумаешь: ведь никто за военных профессионалов эту специфическую работу выполнять не станет. Только они способны обеспечить самые ответственные стратегические участки военного строительства высокоинтеллектуальными силами кадрового корпуса армии.
Я бы сказал, что созданная в Беларуси национальная военная школа – это предмет нашей гордости. Она демонстрирует именно самодостаточность (как вы выразились) нашей независимой республики в решении важнейшей государственной задачи – подготовки кадров для всех звеньев управления.
Вот посмотрите, в этом году уже третий раз прошел выпуск слушателей факультета Генерального штаба, с созданием которого обеспечен полный цикл подготовки военных кадров в национальной системе военного образования. Именно факультет Генерального штаба готовит военную элиту, способную командовать соединениями, объединениями и видами вооруженных сил, руководить управлениями центрального аппарата Министерства обороны и Генерального штаба.
Кстати, факультет продолжил лучшие традиции белорусской военной школы. Ведь история подготовки военных кадров для Генерального штаба на территории Беларуси насчитывает уже 190 лет. Тогда, в 1820 году, в Могилеве было создано офицерское училище, ставшее ведущим образовательным центром по подготовке кадров штабного профиля.
У нас создана и собственная школа подготовки летчиков. Ранее таковой не было. При этом все выпускники авиационного факультета Военной академии по окончании учебы получают квалификацию военных летчиков третьего класса.
![](42.jpg)
Военное образование наши граждане получают также на военных факультетах и военных кафедрах гражданских вузов. Система известная, испытанная, мы ее по возможности совершенствуем.
Ну и учеба за рубежом. В России, в других странах. Взаимный опыт всегда был полезным.
- В советское время Белорусский военный округ считался одним из самых образцовых, получить сюда направление считалось большой удачей для офицера. Каков престиж офицерской службы в нынешней Беларуси?
- Вы знаете, безо всякой натяжки должен сказать, что престиж офицера белорусской армии сегодня очень высок. Что за этим стоит, что определяет высокий рейтинг офицерской службы, гадать не приходится. Конечно же, в первую очередь забота государства, его руководителей, президента. Тут все ясно как божий день. Тем более, когда рассматриваешь все в сравнении. О каком престиже офицерской службы можно было говорить в 1994 году, когда командиру взвода платили 22 доллара, а командиру полка – 35 долларов? Дескать, получите, товарищи офицеры, и ни в чем себе не отказывайте.
Плохое было время, несуразное. Шараханья в разные стороны, то влево, то вправо. Никак не могли определиться со способами достижения целей. Со сменой власти, с избранием президента все стало меняться радикально. В том числе, конечно, и в порядке оплаты за ратный труд. В результате систематических и последовательных повышений размера денежного довольствия наш офицер стал получать вполне достойную зарплату – как бы ее ни называли. Соответственно и военный пенсионер, поскольку каждое повышение окладов по должности и воинскому званию автоматически влияет на пенсию. И ничего мы не собираемся менять. Все должно быть абсолютно прозрачным, предсказуемым, плановым. Тогда и моральное состояние человека в погонах будет устойчивым.
Кстати, 1 июня было произведено очередное плановое повышение в среднем на 13-15 процентов денежного довольствия военнослужащих. На этот раз – за счет повышения окладов по воинскому званию. Где-то в ноябре будет проведена очередная индексация. При этом мы следим, чтобы военкоматы незамедлительно производили перерасчеты пенсий отставников.
Хотел бы особо подчеркнуть в этой связи: отдача офицеров на их служебных местах всегда адекватна проявленной заботе. Взаимосвязь несомненная. Меня радуют наши офицеры. Меня радует их возросшее стремление к более высокому качеству службы. И не может не радовать, поскольку я понимаю, что офицерский корпус не только костяк армии, но и главнейшая опора самого государства.
- В России создают новый облик армии. Аналогичную задачу, как вы уже отметили, решают и в Беларуси. Причем по некоторым направлениям, скажем в переходе вооруженных сил на бригадную структуру, белорусская армия идет на шаг впереди. Что бы вы могли сказать по этому поводу с учетом накопленного опыта?
- Завершившаяся в 2005 году реформа белорусской армии в целом обеспечила приведение ее состава и организационной структуры в соответствие с уровнем угроз военной безопасности и с экономическими возможностями государства. Однако жизнь продолжается, мы понимаем, что конкурентоспособность современной армии требует непрерывных усилий в военном строительстве. В конце 2008 года наше ведомство разработало облик вооруженных сил 2020 года. Самое главное: повышение боевых возможностей войск планируется прежде всего за счет модернизации и перевооружения на новые образцы вооружения и техники, исходя из возможностей экономики государства.
![](422.jpg)
Естественно, мы стремились и стремимся учитывать национальную специфику. Поэтому еще в 1990-х годах решили перейти на бригадную основу. В 2001 году у нас были сформированы оперативные командования.
Учитывая, что защитником Отечества в современных условиях является каждый гражданин страны, большое внимание уделяется созданию современной системы подготовки военнослужащих запаса. В частности, с 2007 года приступил к работе Гродненский территориальный центр подготовки военнослужащих, резервистов, военнообязанных, младших командиров (специалистов) и офицеров запаса. То есть в стране создана и функционирует оптимальная модель комплектования вооруженных сил. При этом максимально учтены интересы граждан страны. Такого количества отсрочек, как у нас, пожалуй, нет ни в одном государстве.
В белорусской армии отказались от традиционной практики проведения ежегодных итоговых проверок. Сегодня все более широко используются внезапные проверки, в том числе с отмобилизованием и приведением в боевую готовность воинских частей, с призывом военнослужащих из запаса. Если в 1990-х годах подготовка и переподготовка резервистов вообще не проводилась, то за последние шесть лет военные сборы прошли тысячи военнообязанных.
- И еще один вопрос, Юрий Викторович. Насколько остро для белорусской армии стоит проблема неуставных взаимоотношений? Что вы делаете для искоренения этого порочного явления?
- Следует сразу оговориться, в белорусской армии нет провалов системного характера в поддержании правопорядка. Если взять последние пятнадцать лет, то наглядна тенденция к радикальному снижению преступности в армии. Это, так сказать, доказанный факт.
Что касается того, «что и как мы делаем» для профилактики хулиганства в казарме, то здесь вообще-то сложилось целое научное направление. Проведена серия диссертационных исследований по проблемам поддержания и укрепления дисциплины в армии, оценки морально-психологического состояния воинских коллективов. Впервые среди государств СНГ именно в Республике Беларусь в армии введены должности военных психологов. Разработано законодательство, регламентирующее призыв на военную службу и исключающее призыв лиц, имеющих неснятую судимость. Введена система отбора и изучения призывников, позволяющая максимально исключить любые социально-психологические и криминальные риски. Разработана строго научная система поддержания правопорядка, обеспечивающая правовую защиту командиру при условии принятия им законных решений по любому правонарушению.
Короче говоря, система профилактики правонарушений, в том числе в сфере межличностных отношений, нормативно закреплена, функционирует и дает позитивные результаты. Но данную систему необходимо постоянно совершенствовать на основе глубокого научного анализа складывающейся ситуации, изучения социальных процессов и явлений в воинских формированиях. Легкого пути тут не найдешь.
Об этом, кстати, шел разговор в ходе научно-практической конференции «О состоянии и мерах повышения эффективности профилактики правонарушений в сфере межличностных отношений в армейской среде». Проходила она в конце мая этого года.
Наконец, может быть, самое главное в решении затронутой вами проблемы. Надо всячески поддерживать командиров, которые вскрывают негативные явления в казарме. За совершение преступлений военнослужащий должен нести личную ответственность, ее нельзя перекладывать на командиров. Этот принцип в белорусской армии возведен в закон.
Разумеется, командир должен нести ответственность за упущения по службе, которые способствовали совершенному преступлению, но при условии если будет доказана, а не декларирована (командир за все в ответе) его личная вина.