на главную страницу

28 Июля 2010 года

Автоклуб

Среда

Экзамен в Черноголовке

Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



На одном из полигонов Подмосковья состоялся оффроудный фестиваль Uniel Offroad АБТ 2010, в проведении которого приняли участие сразу несколько подмосковных организаций ДОСААФ (в частности, Ногинского района – председатель В. Садовой, Ногинска – председатель С. Чобот) и около десятка клубов и организаций России, непосредственно связанных с внедорожным спортом и туризмом.
  Основой фестиваля стал 24-часовой трофи-рейд, в котором мерялись силами и выносливостью 53 экипажа, и этап серии «Формула-Триал» с 24 автомобилями участников. А организатором соревнований выступил председатель отделения ДОСААФ города Черноголовки Александр Трушников. Сан Саныч – личность легендарная, он один из тех, кто сделал трофи-рейды официальным видом спорта в России. Трушников – президент Национальной ассоциации трофи-клубов России, автопутешественник, чемпион России по автотуризму. Среди его достижений мировой рекорд по высокогорному восхождению на автомобиле в Гималаях (Land Rover Enthusiast). В перерыве между судейскими и организаторскими обязанностями Александр ТРУШНИКОВ ответил на вопросы «Красной звезды».

     

     
Внедорожная география

     20 лет назад со страниц СМИ и ТВ-экранов жители CCCP впервые узнали слово «трофи» и его значение – соревнование по преодолению бездорожья. В 1990 году на Байкале состоялось уникальное Camel Trophy Siberia. Позже появились различные региональные Кубки, а также «Ладога», «Рейд двух столиц», «АБТ», «Урал-трофи», «Арктик-трофи»... Список внедорожных соревнований не ограничен российской географией. Наши спортсмены принимают участие и в рейдах за рубежом.
     Кстати, в неформальной обстановке оффроудного фестиваля, организованного ДОСААФ под Черноголовкой, встретились легендарные джиперы, люди, которые стояли у истоков зарождения внедорожного движения в России, а также те, кто делает историю русского оффроуда сейчас. Это Марк Подольский – участник Camel Trophy Siberia в 1990 году, Юрий Овчинников – участник Camel Trophy Guyana 1992, организатор «Ладога-трофи», Сергей Трофименко – представитель и организатор Camel Trophy – Team Russia, Тимофей Черкасов – организатор Baikal Trophy 2010, Ян Хайцеэр – глава ARB Россия и организатор «Рейда двух столиц», Роберт Санакоев – чемпион России по трофи-рейдам и организатор «Рейда двух столиц», Евгений Шаталов – известный внедорожный путешественник из Челябинска, Олег Майоров – организатор крупнейших трофи-рейдов в Екатеринбурге, Алексей Меньшенин – организатор многочисленных трофи-рейдов в Центральном регионе, Константин Петров – в прошлом организатор крупных внедорожных соревнований в Черноземье, Евгений Павлов – организатор внедорожных соревнований в Тверской области.
     

     - Зачем нужен внедорожный спорт? Чем он привлекает?
     - Постараюсь быть кратким. Что такое лошадь в крестьянском хозяйстве XIX века? А что такое скаковая лошадь? Так и внедорожный автомобиль. Это возможность дышать вольным воздухом. И не важно где, на просторах казахских степей, в горах Тибета или в Подмосковье. Человек сначала находит укромный уголок, где вокруг никого. Но потом понимает: одному нельзя. Да и автомобиль – не лошадь, случись что, сам дорогу домой не найдет. И люди начинают собираться вместе, наступает процесс тусовки, из которого выросло большинство внедорожных клубов России.
     - Как люди приходят в этот вид увлечений?
     - Почти по пословице: «Пришел, увидел...» Увидел человек соревнования внедорожных автомобилей, загорелся, говорит: тоже так могу. Пробует, и у него получается. Только сразу хочу предупредить – любой технический вид спорта только на первый взгляд не такой уж и дорогой. Ведь хочется все лучше, лучше, лучше... Тогда и приходит понимание, сколько это стоит на самом деле. Ошибаются и те, кто думает, что автомобильный туризм – развлечение для всех. Они скорее живут воспоминаниями о советском периоде, когда топливо стоило копейки, а о бережном отношении к ресурсу 401-го «Москвича» никто не задумывался. Потому и ездили на юг на автомобилях. Но нигде в мире автомобильный туризм не считается дешевым. Гораздо дешевле летать самолетами и пользоваться организованными турами...
     - Но все-таки насколько велики затраты по приходу в этот вид увлечений?
     - Все зависит от первоначальной мотивации: «убивание авто» или «я не могу туда доехать». Поехал на рыбалку, а доехать не смог. Почему? Чаще всего в голову современного человека приходят технические ответы (потому что погнул тягу) и решения (надо ставить защиту). Хорошо, хотя бы признает, что сам погнул тягу, но вместо того, чтобы начать учиться ездить, он ставит защиту. А с ней одна морока, грязь из-под нее надо выбивать, а случись что, под нее не залезешь... Другой решает, что надо «строить» машину: большие колеса, лебедка... И только третий говорит: я хочу научиться ездить.
     

     Наша справка
     Трассы черноголовского оффроудного (от англ. off-road - бездорожье) фестиваля были построены по принципу ромашки. За 24 часа марафона экипажи в среднем проходили 100-150 км. 200 км - это уже явный лидер. Кстати, за всю историю черноголовских соревнований максимальный результат за 24 часа - 300 км (полторы ромашки). Об уровне сложности трассы судите сами...
     

     С последним как раз и проблема. Учиться можно в специальных внедорожных школах. У нас их нет. Школа – это когда есть методика, которая утверждена жизнью. И такие школы очень дороги. Я сам как-то вместе с друзьями записался в английскую лендроверскую школу, заплатил 3,5 тысячи фунтов. Как выяснилось, за то, что меня не смогли ничему научить. Когда мы показали, что умеем, преподаватели лишь руками развели и предложили работу инструкторами. Деньги, правда, не вернули, но организовали на все время обучения развлечения. В итоге мы просто отдыхали, ездили на их «лендроверах» по деревенской Англии, по национальным паркам, по военным полигонам и внедорожным тусовкам...
     Ничего нового они нам показать не могли. Но школы в России как таковой все равно нет, есть увлеченные, которые организуются в тусовки. Ведь в себе вариться – только усугублять проблему. Различные соревнования, которые начали организовываться еще с начала 1990-х, и есть то место, где происходит обучение. Когда человек путем попадания в среду очень быстро получает необходимые и, главное, правильные навыки.
     - А навыки какие?
     - Начиная с простейших. Машина прыгает, где должен находиться руль, чтобы не погнуть рулевые тяги?
     - ...
     - Всегда в положении прямо. Во время прыжка вы выставляете траекторию. Посмотрите, как Камазы прыгают. Если он приземлится на чуть-чуть вывернутое колесо, его отбросит как картофелину.
     - Выдайте еще один внедорожный секрет?
     - Как пользоваться массой автомобиля при повороте. Не заставить ее поворачивать, а повернуть машину.
     - В чем разница?
     - В первом случае вы рулите, во втором – просто используете массу. Вы оттормозили (клюнули) на передок и одновременно с поворотом руля просто «кинули» вбок заднюю ось автомобиля. Повернули быстрее и эффективней. Только надо успеть нажать на газ, чтобы вас подхватило в повороте.
     - То есть поворот почти на месте? Еще раз повторите, за счет чего?
     - При коротком «кивке» вы нагрузили передок. Задок машины, пусть даже весом 1,5 тонны, полностью разгружен, одновременно дали ему траекторию рулем – и тут же газ.
     - Третий навык из – простейших?
     - Как ехать по колее именно на вашей машине. На трассе участники такие раскопают колеи, что запросто «гребет» только уазик с военными мостами, а бедный «лендровер классик» садится, колесики 29-е в воздухе болтаются... А оказывается, эту машину можно просто в колею положить на бок и спокойно ехать, ничего с ней не случится. Так же – режим торможения... Или как ехать по мягким почвам, по болотам... Это все надо отрабатывать на практике, приобретать навыки. Добавлю, что опыт очень быстро накапливается.
     - Так же и в спорте?
     - Если мы говорим о большом спорте, о ралли-рейдах, «дакарах» и прочем, то кроме навыков есть определенные пороги страха, которые сказываются на нас в моменты принятия решений. Мы «тормозим» и «попадаем», тормозим и не успеваем... Это работают страх и неуверенность. Если посмотреть результаты соревнований, в которых реально бывает страшно, то заметны ярко выраженные ступеньки. 10 человек почти друг за другом, потом промежуток и еще 10, промежуток, еще 10... Это и есть ступеньки страха. Перепрыгнуть свою ступеньку очень сложно, но и достичь ее непросто. То навыков не хватает, то мастерства...
     - Давайте все-таки вернемся к самому началу. Есть у человека «Нива» или уазик. Ему сразу можно на волю в пампасы?
     - Я еще в 2001 году начал проводить «Черноголовские старты». Вокруг Черноголовки были накатаны трассы, люди приезжали на выходные, я им выдавал «легенды»... Если человек нигде не участвовал, а приехал на «Ниве», полной всяких «допов», то я его «разгружал» у себя в подвале и выпускал на трассу «голым». Мое глубокое убеждение: человек, который не умеет ездить на стандартных колесах, без лебедки, без прочих наворотов, который не освоил азбуки вождения и не научился получать удовольствие от руления на обычной заводской машине, никогда не сможет классно ездить с «девайсами». Пусть он чемпион в «прототипах» (Proto), но на кольцевую трассу с третьеразрядниками его пускать все равно нельзя. То есть ответ на вопрос такой: на наших соревнованиях для любых машин есть трассы. И совет тем, кто заинтересовался бездорожьем: учитесь на «голой» заводской машине. И первоначальных затрат меньше, и мастерства в будущем сразу больше на порядок. А время лебедок, хай-джеков и прочего оборудования для вас еще придет.
     
Оцени свою машину, или Какие категории участвуют в соревнованиях?

     К категории Original относятся абсолютно стандартные машины, можно сказать, только вышедшие из автосалона. Для этой категории на прошедших под Черноголовкой соревнованиях было подготовлено 4 трассы ориентирования: по легенде, по карте, по GPS-навигатору и гео-кэшинг (культурная навигация). Последний тип ориентирования наиболее интересный: участнику нужно решить квест (приключенческую задачку), прежде чем понять, куда ехать. Например, в одном из заданий нужно было вычислить цифру в точке GPS, решив математическую задачку: «Сан Саныч Трушников взял в экспедицию ящик с инструментами, бочонок с водой и личные вещи. Все вместе весит 170 кг. Известно, что инструменты весят на 100 кг больше, чем вода и вещи, вместе взятые. А вес вещей на 60% меньше веса воды. На сколько дней хватит воды Сан Санычу при расходе 5 л воды в день?»
     К категории Standart относятся машины, подготовленные для покорения серьезного бездорожья и участия в длительных экспедициях (все изменения обратимые).
     К категории Modified относятся машины, в конструкцию которых были внесены серьезные необратимые изменения (двигатель, кузов, лифт кузова или подвески).
     К категории Proto относятся машины, имеющие мало общего со своим автомобилем-донором.
     Для этих спортивных категорий на фестивале было подготовлено 4-5 спецучастков разной сложности, старт и финиш которых происходил в лагере. Участникам нужно было за 24 часа проехать как можно больше трасс. Экипажи преодолевали торфяные болота, форсировали броды, «лебедились» (от слова «лебедка») в топких местах, маневрировали в лесу и выбирали траекторию движения по глубоким высохшим танковым колеям.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex