на главную страницу

28 Июля 2010 года

Фан-клуб

Среда

Оправданный вердикт

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда».



Гран-при Германии - 11-й этап чемпионата мира «Формулы-1» сезона-2010 - войдет в историю автоспорта не 23-й победой гонщика «Феррари» Фернандо Алонсо или 212-й победой самой итальянской команды и даже, как бы нам ни хотелось, не вторым результативным финишем в карьере россиянина Виталия Петрова, а своим 49-м кругом, когда лидировавший на тот момент партнер Алонсо по «Феррари» Фелипе Масса пропустил испанца, который через 18 кругов одержал победу...

     К таким вещам можно относиться по-разному. Беглый взгляд по автоспортивным форумам сразу после финиша гонки привел к мнению, что большая часть болельщиков осуждает поступок «Феррари», считая, что «конюшня» из Маранелло поступила нечестно по отношению к Массе. Тех, кто встал на сторону итальянской команды, значительно меньше. Они считают, что интересы команды превыше всего. В ситуации, когда один гонщик (Алонсо) уступал лидеру чемпионата мира Льюису Хэмилтону 42 очка и еще не утратил шансов побороться за титул, в то время как другой (Фелипе) проигрывал самому Фернандо 31 очко. Победа нужнее первому, и второй должен подвинуться на трассе.
     В истории «Формулы-1» было немало подобных случаев. И Дэвид Култхард в свое время пропускал напарника по «Макларену» Мику Хаккинена, и многие партнеры Михаэля Шумахера уступали тому свои позиции. Впрочем, сам Михаэль был нежадным пилотом и после таких подарков своих «оруженосцев» регулярно отдавал им «долги». Правда, случалось это тогда, когда судьба чемпионского титула уже была решена в пользу немца.
     После скандала на Гран-при Австрии 2002 года, когда партнер Шумахера по «Феррари» Рубенс Баррикелло, лидировавший почти всю гонку, отдал победу Михаэлю в последнем повороте, терпение ФИА лопнуло. В спортивном регламенте появился пункт о запрете применения командной тактики. Что это означало? Командам запрещалось отдавать из боксов приказы, влияющие на позиции своих пилотов.
     На 48-м круге в телеэфир вышел гоночный инженер Фелипе Массы Роб Смедли: «Фелипе, послушай. Алонсо быстрее тебя. Подтверди, что понял это сообщение». Формально никакого приказа нет, но через круг бразилец сбросил газ на выходе из острого поворота «Шпитцкере», и Алонсо промчался мимо. Еще через круг миллионы телезрителей снова услышали грустный голос Смедли: «Фелипе, извини!»
     Во время церемонии награждения на Массе не было лица. Как его ни старался приободрить руководитель гоночной команды «Феррари» Стефано Доменикали, горькая обида и грусть читались в глазах Массы. Ровно год назад в этот же день он едва не погиб во время квалификации Гран-при Венгрии, несколько дней провел в коме, перенес не одну операцию, но вернулся. Этот сезон у Массы не складывался, и вот в Германии наконец-то болид «Феррари» поехал очень быстро. 3-е место в квалификации, блестящий старт, позволивший ему обойти и напарника, стоявшего на второй позиции, и Себастьяна Феттеля, выигравшего поул, уверенное лидерство – и этот злополучный 49-й круг...
     Похожая ситуация произошла два месяца назад с командой «Ред Булл» в Турции. Тогда Феттель шел быстрее лидировавшего Уэббера, но чем все это закончилось, в «Феррари» наверняка помнили: между двумя гонщиками одной команды произошло столкновение - Феттелю это стоило гонки, а Уэббер вместо победы довольствовался третьим местом. «Феррари» решила не искушать судьбу и гарантировать себе максимально возможный результат - 43 очка в Кубке конструкторов и сокращение отрыва Алонсо от Хэмилтона. Жестоко? Цинично? Возможно, но лучше всего об этом после финиша сказал Михаэль Шумахер:
     - Меня в прошлом тоже не раз критиковали именно за подобные вещи. Должен сказать, что я все прекрасно понимаю, но в этой ситуации поступил бы точно так же, потому что в конечном итоге мы здесь для того, чтобы бороться за победу в чемпионате. И она достанется кому-то одному. Если в конце года вы поймете, что упустили победу из-за единственного очка, то спросите себя, почему в той гонке вы не воспользовались моментом. Считаю, что сам принцип вполне приемлем. И все-таки делать такие вещи надо более элегантно, не столь очевидно, чтобы все было похоже на настоящую борьбу.
     Похоже, именно метод исполнения не понравился судьям Гран-при. Через два часа после финиша команду признали виновной в нанесении ущерба имиджу спорта, а также в применении командной тактики. «Феррари» обязали выплатить штраф в размере 100 тысяч долларов, а дело передали во Всемирный совет по автоспорту. Он может наказать команду еще более сурово, однако в такое развитие событий верится с трудом.
     Сам Масса после гонки сказал: «Мой инженер постоянно информировал меня о том, что происходит позади, особенно когда я испытывал проблемы с жесткими шинами, так что я принял наилучшее решение для команды, а победный дубль - это наилучший возможный результат, разве не так?»
     Вот и получается, что командную тактику сейчас можно легко завуалировать тем, что это сам гонщик решил помочь своему напарнику. И здесь возникает главный вопрос: а зачем бороться с ветряными мельницами? Неужели столкновение пилотов «Ред Булл» в Турции было красивым зрелищем? Неужели нечто подобное фанаты хотели бы увидеть в Германии между гонщиками «Феррари»? Изменилось бы что-то, если бы Алонсо с Массой изобразили борьбу? Нет, нет и еще раз нет. Чтобы побеждать, приходится резать по живому, без этого никуда. К тому же, давая свободу действий своим пилотам, команда рискует остаться ни с чем - турецкий опыт «Ред Булл» ясно это показывает. Рон Деннис, Жан Тодт, Флавио Бриаторе - эти успешные тим-менеджеры не гнушались командной тактики. Кто знает, может, и Доменикали станет в один ряд с ними?
     И в заключение о Виталии Петрове. Он провел хорошую гонку и заслуженно финишировал на десятом месте, что принесло ему одно очко. Это второй результативный финиш нашего гонщика, выступающего за «Рено».
     Личный зачет. 1. Хэмилтон - 157; 2. Баттон (оба - «Макларен») - 143; 3. Уэббер - 136; 4. Феттель - 136 (оба - «Ред Булл»); 5. Алонсо («Феррари») - 123; 6. Росберг («Мерседес») - 94; ...14. Петров («Рено») - 7.
     Кубок конструкторов. 1. «Макларен» - 300; 2. «Ред Булл» - 272; 3. «Феррари» - 208; 4. «Мерседес» - 132; 5. «Рено» - 96.
     На снимке: Фелипе МАССА (слева) с трудом сдерживает обиду на команду, решившую отдать победу Фернандо АЛОНСО (справа).


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex