на главную страницу

28 Июля 2010 года

Без камуфляжа

Среда

Стальные мышцы Голливуда

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



     «От тяжкой поступи дрожит мощеная дорога.
     / Прошли немало мы обид от Рима и до Бога... / Лишь Боги знают, для чего мы топчем гравий этот, / За кровь, что брызжет из-под ног, наш легион в ответе. / Взбивая пыль чужих дорог, идем мы под фанфары. / Тот не мужчина, кто не смог пролить поток кровавый. / Сомнений нет, тревоги нет, лишь путь необозримый, / На нем останется твой след легионера Рима». Пожалуй, в этих строках давней бардовской песни - весь новый фильм режиссера и сценариста Нила Маршалла «Центурион»(«Псы-воины», «Спуск»), который завтра выходит в широкий прокат в России. Создатели фильма определяют его как «масштабный исторический экшн о героическом подвиге и любви, который прольет свет на таинственное исчезновение легендарного Римского Девятого легиона».
     В истории могущественной империи бесследная пропажа свыше четырех тысяч человек, которые шли покорять для нее новые земли на севере Британии, стала легендой. А для современного кинематографа прекрасной возможностью снять очередной кровавый триллер. Продюсер картины Роберт Джонс признается: «кровища, еще кровища и еще немного крови сверху». «Отрубленные» головы, топоры в шее, стрелы в спине требовали от художника по гриму Пола Хайетта и его помощников буквально рек искусственной крови, использующейся при таких съемках! От изначально взятых с запасом 200 литров к середине работы оставалось литров 20-25. Честно говоря, хотя Маршалл преследовал цель снимать максимально близко к реальности, он признает, что такая достоверность жестокая и неприятная. И нужны ли такие смертельные «подробности» для раскрытия сюжета, покажет подведение итогов первой недели проката. Но судя по тому, что отечественные исторические «ужастики» картина «Тарас Бульба» и «1612» не вызвали зрительского ажиотажа, уже можно строить прогнозы.
     Итак. 117 год нашей эры. Дикие кельтские племена пиктов организовали партизанское сопротивление завоевателям, которые подчинили себе земли от Египта до Испании. И когда легион вступает на незнакомые земли Шотландии с суровым климатом, то оказывается в роли войск Наполеона в России. По пути следования легионеры генерала Вирилуса спасают центуриона по имени Квинт Дий, единственного выжившего после нападения пиктов на одну из близких римских пограничных крепостей. И тут все и начинается! В дело вступает киношная подруга Джеймса Бонда, актриса Ольга Куриленко («Квант милосердия»). Ей и здесь приходится выполнять тяжелейшую миссию: стать шпионкой пиктов у римлян и погубить ненавистного врага. Все усугубляется тем, что это еще и личная месть патриотки за семью. Естественно, именно она - лучший воин-следопыт в двух армиях, играючи выходит победительницей из самых невероятных ситуаций. Но мужчины не сдаются. Квинт Дий (актер Майкл Фассбендер: «300 спартанцев», «Бесславные ублюдки», «Голод», «Ангел»), конечно же ее победит, когда она, подставив легион под засаду пиктов, будет беспощадно преследовать горстку уцелевших легионеров. Кстати, перекоса в линии женщина-мужчина в фильме нет. Если одна стремится героя погубить, то ее землячка, обвиненная в колдовстве и изгнанная из племени, в результате его и спасает.
     Но при всей незамысловатости сюжета, при излишнем смаковании сцен насилия, картина получилась в очередной раз голливудским образцом талантливой пропаганды патриотизма, мужественности, товарищества и возведением на кинопьедестал Героя без страха и упрека: мужчины-защитника со стальными мышцами и настоящего профессионала военного дела. И, что важно, без скучной назидательности, когда должный по сюжету пафос грамотно разбавлен порой вполне приличным юмором (типа: «она из пиктов и она - женщина - две причины не доверять ей») порой с элементами цинизма, но, как ни странно, даже «цепляющим». Стоит отметить и то, что музыкальное оформление картины - вне критики, оно точно вписано в стилистику сценария.
     Так что «Центурион» представляет из себя профессионально уложенный «ранец» бойца с необходимыми духовными установками. «Спасай командира, невзирая на опасность» (в стиле «Спасти рядового Райана» - любой ценой), «товарищество - это тоже оружие», «помочь товарищу - это почетно и достойно мужчины», «мы выживем вместе или умрем врозь», «отцы учили - всегда сражаться до конца», «даже повар может и должен быть при необходимости воином», «чтобы победить врага, надо знать его лучше себя», «точное выполнение приказа - залог успешного выполнения задания»... Некоторые слова привожу дословно.
     И через весь фильм проходит установка, звучащая как мантра: «Я - солдат Римской империи». И исполняется оратория этому «простому солдату», вступающему в смертельный бой со словами: «За генерала! За «Девятый легион!» Такой вот урок древней Римской истории, для современных воинов, который отлично преподает Голливуд.
     О том, что такой подход - в некотором смысле генеральная линия американского кино, говорит и то, что продюсер готов к сравнению «Центуриона» с фильмом-преследованием героя в стиле «Апокалипсиса», а режиссер считает свою работу «данью уважения классическим вестернам Джона Форда, где римляне заменили солдат-кавалеристов, а пикты - индейцев апачей». И везде видны стальные мышцы Голливуда.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex