Воздушно-десантные войска - элита Вооруженных Сил. Поэтому любая десантная часть - особенная. И все же гвардейская отдельная ордена Отечественной войны первой степени Донская казачья десантно-штурмовая бригада, которой сегодня командует полковник Игорь Тимофеев, заслуживает отдельного разговора.
Реалии сегодняшнего дня...
Свое начало бригада ведет с 351-го гвардейского посадочного воздушно-десантного полка, которому в годы Великой Отечественной войны довелось участвовать в освобождении Венгрии, Австрии и Чехословакии. В 1949 году названный полк стал парашютно-десантным, а 30 лет спустя - отдельной десантно-штурмовой бригадой. С началом боевых действий в Афганистане один из десантно-штурмовых батальонов бригады в составе 40-й армии ушел «за речку» - десантникам предстояло охранять перевал Саланг и туннель Саланге-Сомали, которые обеспечивали продвижение советских войск в южные районы Афганистана. А уже вскоре в Афган была введена вся бригада, которая дислоцировалась в районе Кундуза и вела боевые действия на всей афганской территории. Еще менее чем через год новое перемещение - в Гардез. В общей сложности гвардейцам бригады довелось провести на «необъявленной войне» почти восемь с половиной лет. За это время было уничтожено порядка 13 тысяч мятежников, порядка 1,5 тысячи - пленено. Ликвидированы десятки караванов, тысячи единиц стрелкового оружия, сотни орудий, реактивных пусковых установок и минометов, десятки автомобилей и танков. А это неисчислимое количество спасенных жизней наших солдат и местных мирных жителей.
Впрочем, Афганистан не стал последним боевым испытанием для гвардейцев-десантников. В 1990 году личному составу бригады довелось выполнять специальные задачи в условиях чрезвычайного положения в Азербайджанской и Киргизской ССР. А затем - на Северном Кавказе. Кстати, после распада СССР бригада была передислоцирована в Северо-Кавказский регион. С октября 1992-го по июнь 1993 года она располагалась в Карачаево-Черкесии. Затем - до августа 1998-го - в Ростовской области. Именно отсюда батальонная тактическая группа бригады отправилась в декабре 1994-го для наведения конституционного порядка в Чечню. Из мятежной республики десантники уходили одними из последних - в конце октября 96-го года.
Новое перемещение (на этот раз в Волгоградскую область) совпало с выведением бригады из состава ВДВ и передачей Северо-Кавказскому военному округу. Тогда, по сути, был проведен эксперимент по созданию новой штатной структуры: сформированный на базе бригады десантно-штурмовой полк вошел в состав волгоградской мотострелковой дивизии СКВО. «Дивизия ХХI века» - такое название получило усиленное мотострелковое соединение. Предполагалось, что введение дшп в состав дивизии сделает последнюю наиболее боеспособной. Задумка удалась. С началом новой кавказской войны в августе 1999 года десантники вместе с военнослужащими других частей соединения отправились в Дагестан, а затем и в Чечню. Воевали они на наиболее сложных направлениях. Основные операции не обошлись без волгоградцев. Освобождение Дагестана, штурм Червленной, Грозного, Комсомольского - это далеко не полный перечень боевых успехов гвардейцев. И десантники всегда были в авангарде этих боев. Десантирование в Аргунском ущелье и уничтожение находившихся там боевиков вошло в число наиболее успешных действий десантных подразделений. Гвардейцы десантно-штурмового полка участвовали также в уничтожении ряда одиозных лидеров боевиков, среди которых Арби Бараев, Руслан Гелаев и другие.
- С 1 мая 2009 года дшп вновь стал бригадой. А с 1 июля нынешнего года она перешла на новый штат и стала именоваться отдельной десантно-штурмовой бригадой (легкой), - завершает экскурс в историю заместитель командира одшбр по воспитательной работе подполковник Олег Недбайлов.
Штаты в бригаде действительно существенно изменились. Причем во многом очень удачно.
- Разговоры о том, что было бы правильно объединить тыловые и технические подразделения, велись давно. Теперь это стало реальностью, - комментирует командир батальона материально-технического обеспечения майор Сергей Белошейкин.
В созданном батальоне, который майор Белошейкин возглавил, сразу несколько рот: обеспечения десантно-штурмовых батальонов, обеспечения батальона управления и подразделений артиллерии, материального обеспечения, подвоза, ремонта автотехники и ремонта вооружения. Отныне все вопросы обеспечения учебно-боевой деятельности, а если понадобится - то и боевых действий, находятся в одних руках. Несогласованности быть в принципе не может. Майор Сергей Белошейкин, у которого в арсенале учеба в Рязанском воздушно-десантном училище, подготовка в Вольском тыловом военно-учебном заведении и обучение на академических курсах Академии тыла и транспорта, а еще бесконечные длительные командировки «на войну», даже не в теории, а на практике постиг: у комбатов не должна болеть голова о подвозе боеприпасов, заправке техники, питании личного состава. Этими вопросами обязаны заниматься вспомогательные подразделения.
Однако есть в новых штатах и недоработки. Приходящих в войска лейтенантов командование вынуждено сразу же назначать на должности командиров рот. И это при том, что практических знаний и навыков у молодых офицеров маловато. А вот дальнейший служебный рост идет у них медленно. К тому же пока вузы Минобороны России готовят тыловиков и технарей отдельно. Поэтому приходится уже в войсках повышать квалификацию.
И все же командир батальона материально-технического обеспечения доволен, что тыловому обеспечению в последнее время стали уделять необходимое внимание. В батальоне продолжается техническая комплектация: на смену устаревшим автомобилям поступают новые 10-тонные КамАЗы, в планах поставка и другой техники. ПАКи раньше монтировались на базе
ЗИЛа, теперь на «Уралах». Очень удобно, что все переведено на дизтопливо.
Нашлась нам в небе работа...
В бригаде еще помнят времена, когда прыжки с парашютом были чуть ли не формой поощрения. Тогда за два года службы военнослужащие совершали прыжков меньше, чем сейчас за год. Начальник воздушно-десантной службы бригады подполковник Андрей Тихомиров с удовольствием отмечает, что с каждым годом интенсивность воздушно-десантной подготовки увеличивается. В 2008-м было совершено немногим более 3,5 тысяч прыжков с парашютом, через год - уже около 7 тысяч. В этом году в плане значатся 11.448. Причем на середину июля уже совершено 4.838 прыжков.
Программа предусматривает 4 учебно-тренировочных прыжка за год, но в действительности многие военнослужащие прыгают больше. Коррективы вносят учения, в которых доводится участвовать десантникам бригады. Вот и нынешней осенью бригада будет задействована в экспериментальном тактическом учении, в ходе которого личный состав сразу нескольких подразделений будет десантироваться с бортов самолетов парашютным способом. А это означает, что молодежь, пришедшая в одшбр в ходе этого призыва, тоже будет «наполнять синевою свои парашюты». Четверть из них - а это около 200 человек - уже успешно выполнили программу прыжков с парашютом, остальным это предстоит в самое ближайшее время.
- Самое главное - нам ничего не мешает проводить учебно-тренировочные прыжки, - отмечает подполковник Андрей Тихомиров. - Воздушно-десантная подготовка идет без срывов.
И снова сравнение с прошлым, когда существовали проблемы с выделением для десантирования вертолетов и самолетов. Сегодня же запланированные занятия идут стабильно. Внести коррективы могут разве что капризы погоды. Командир десантно-штурмовой роты лейтенант Дмитрий Пескарев, с которым довелось побеседовать на прыжках, рассказал, что боевой подготовкой его гвардейцы занимаются более чем активно. С его подчиненными уже проведены боевые стрельбы отделений и взводов, ротные тактико-строевые занятия. В августе запланировано ротное тактическое учение, а затем и БТУ, в котором примут участие и военнослужащие дшр лейтенанта Пескарева.
- Сегодня в моем подразделении прыгает 25 военнослужащих, из них шестеро - первый раз, - поясняет ротный. - А есть и такие, у кого уже по 4-5 прыжков. Мое мнение: есть возможность - нужно прыгать...
Это мнение поддерживают все - от командования бригады до «желторотых» военнослужащих по призыву. Для того ведь в десантуру и шли...
По десантным, по гвардейским законам...
«Сам погибай, но товарища выручай» - в десанте это не просто крылатая фраза, это почти закон. Неписаный, но свято соблюдаемый. И примеров этому в бригаде множество. В 2000-м младший сержант разведгруппы Юрий Ворновской ценой собственной жизни спас своих товарищей. Пулеметными очередями гвардеец не давал превосходящим силам боевиков преследовать десантников. За этот подвиг младший сержант Ворновской посмертно был удостоен звания Героя России.
Совсем недавно еще один разведчик бригады - командир разведроты капитан Алексей Павленко - тоже совершил подвиг. Вот только не в бою, а в мирной жизни. «Красная звезда» подробно рассказывала о его подвиге.
- Сегодня подчиненные капитана Павленко вспоминают, что он часто повторял: «Занимайтесь серьезно. Я не хочу смотреть в глаза вашим родителям, если с вами что-нибудь случится. Лучше сам погибну, чем допущу вашу смерть...» Своим словам офицер остался верен.
Остается надеяться, что подвиг командира разведроты Алексея Павленко будет оценен и Родиной - спасший своего подчиненного офицер пусть посмертно будет отмечен государственной наградой...
По итогам прошлого года отдельная гвардейская ордена Отечественной войны первой степени Донская казачья десантно-штурмовая бригада полковника Игоря Тимофеева была названа в числе лучших в округе. А ее офицеры вновь попали в число премируемых по 400-му приказу министра обороны России. И все же даже среди лучших есть самые-самые. Это, в первую очередь, подразделения, которыми командуют подполковники Владимир Жигулин (десантно-штурмовой батальон) и Виталий Мутыгуллин (батальон управления), десантно-штурмовая рота старшего лейтенанта Алексея Гусева и зенитно-ракетная батарея капитана Евгения Кобзаря. Их и всех десантников бригады хочется поздравить с успехами в учебно-боевой деятельности и юбилеем ВДВ. Даже будучи в составе Сухопутных войск гвардейцы полковника Игоря Тимофеева остаются десантниками.