на главную страницу

31 Июля 2010 года

Страна и мир

Суббота

ОБСЕ: ВРЕМЯ ПЕРЕЗАГРУЗКИ

Марианна ГРИШИНА.



Идея коллективной безопасности для Европы, которую СССР выдвигал с момента окончания Второй мировой войны, поначалу не казалась привлекательной в США и Западной Европе. Они опасались, что ее реализация выльется в попытки Советского Союза «оторвать» западноевропейские страны от США. Именно поэтому для старта переговоров в Хельсинки потребовалась огромная работа, включившая и три советско-американские встречи на высшем уровне. В результате Заключительный акт, юридически оформивший решения Хельсинкского совещания, стал своего рода прорывом в новый тип взаимоотношений государств на европейском континенте, который значительно снижал политические и военные риски, давал возможность сделать разрядку международной напряженности.

     Договоренности, вошедшие в Заключительный акт, принято делить на три так называемые корзины. Это - военно-политическая «корзина», куда вошли вопросы, касающиеся военно-политических аспектов безопасности Европы (включая свод принципов межгосударственных взаимоотношений, меры транспарентности и укрепления доверия и вопросы ограничения и контроля над вооружениями), экономическая «корзина» (куда, помимо вопросов сотрудничества европейских стран в экономической сфере, вошли вопросы взаимодействия в сфере науки, техники и окружающей среды) и «корзина» по гуманитарному сотрудничеству или человеческому измерению (включала проблемы соблюдения прав человека, свободных контактов между людьми, получения доступа к информации и ряд других аспектов).
     В связи с политико-дипломатическим противостоянием вокруг реализации и трактовки основных положений Заключительного акта военно-политическая «корзина» вплоть до середины 1980-х годов практически не претерпела никаких изменений. Только в 1986 году, когда СССР уже начал на практике воплощать идеи «нового мышления», на Стокгольмской конференции СБСЕ был принят новый документ по мерам доверия. В соответствии с ним государства - участники СБСЕ обязались за 42 дня уведомлять о военной деятельности своих сухопутных войск (учениях, переброске, сосредоточении) в зоне «от Атлантики до Урала», если в такой деятельности участвуют 13 тысяч человек и 300 боевых танков. Кроме того, предусматривалось также приглашение наблюдателей из всех государств - участников СБСЕ на учения, переброски и сосредоточения войск, начиная с 17 тысяч человек.
     Стокгольмский механизм впоследствии был существенно расширен новыми договоренностями об обмене военной информацией и проведении инспекций. Так, на саммите СБСЕ, состоявшемся в 1990 году в Париже, был принят Венский документ по мерам доверия. Он вобрал в себя все положения Стокгольмского документа, а также содержал ряд принципиально новых моментов. В том числе в нем содержались требования: давать информацию о военных бюджетах; сообщать о необычной военной деятельности вооруженных сил вне мест их обычного расположения в мирное время, в отношении которой государство-участник выражает озабоченность; сообщать об опасных инцидентах военного характера; приглашать раз в пять лет наблюдателей на одну из авиабаз.
     На Парижском саммите СБСЕ был также подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который вскоре был признан многими странами одним из «краеугольных камней» системы европейской безопасности. Согласно договору, каждая из двух групп государств-участников (к первой относились 16 государств - членов НАТО, ко второй - 7 стран ОВД) должна была ограничить и при необходимости сократить свои обычные вооружения таким образом, чтобы через 40 месяцев после вступления ДОВСЕ в силу и в дальнейшем суммарные количества обычных вооружений не превышали «потолки» - 40 тысяч танков, 60 тысяч боевых бронированных машин, 40 тысяч артиллерийских единиц, 13,6 тысячи боевых самолетов и 4 тысячи ударных вертолетов. Вступил в силу ДОВСЕ в конце 1992 года - после того, как в мае того же года в Ташкенте было подписано соглашение о разделении квот по соглашению между Россией и семью бывшими советскими республиками.
     Договор по открытому небу был подписан на два года позже - 24 марта 1992 года - на саммите в Хельсинки. Он предоставил право государствам-участникам совершать облеты территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью в соответствии с согласованными между странами-участницами квотами полетов, а также закрепил требования к самолету, составу и техническим возможностям аппаратуры для проведения наблюдательных полетов. Ввиду проблем, которые возникли при решении вопроса о ратификации этого соглашения в России и Украине, вступил в силу договор только 1 января 2002 года.
     После окончания «холодной войны» европейский континент оказался в принципиально новой ситуации в области безопасности, на которую по-разному отреагировали в рамках своей деятельности все ключевые европейские институты. В том числе и СБСЕ, которое с 1 января 1995 года было переименовано в ОБСЕ - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. В частности, вместо военно-политического измерения на первый план с середины 1990-х годов вышли проблемы защиты прав человека, гармонизации взаимоотношений между национальными меньшинствами в Европе, а также наблюдения за законностью и демократичностью осуществления выборов. Более того, в деятельности ОБСЕ проявился так называемый функционально-географический перекос. Речь идет, с одной стороны, о смещении основного акцента в работе организации по предотвращению конфликтов на гуманитарное направление (включая содействие развитию демократических институтов и наблюдение за выборами) и, с другой стороны, о переносе географических рамок деятельности ОБСЕ в этой сфере в основном на Балканы и страны СНГ. А агрессия против Югославии и история с отделением Косово вообще показали, что хельсинкские принципы сегодня, по существу, не действуют.
     В связи с этим со стороны многих экспертов, дипломатов, а также в официальном порядке со стороны некоторых стран-участниц зазвучали предложения о необходимости реформировании ОБСЕ с целью превращения ее в полноценную международную организацию в области безопасности. В том числе некоторыми странами предлагалось, учитывая различные аспекты, укрепить и повысить значимость военно-политической составляющей ОБСЕ по сравнению с «третьим измерением», на котором организация с 1990-х годов фактически сосредоточила свою деятельность. В частности, в июле 2004 года с заявлениями о необходимости реформирования ОБСЕ и усиления ее функций в военно-политической сфере выступили президенты девяти стран Содружества Независимых Государств. Заявления о неудовлетворительном положении дел в сфере «жесткой безопасности» в ОБСЕ делались в 2008-2009 годах и странами - членами ОДКБ.
     С инициативой подготовки соответствующего договора о коллективной безопасности в рамках ОБСЕ, стержнем которого были бы взаимные обязательства всех государств - членов организации о предоставлении равных для всех гарантий безопасности, включая совместный ответ в случае нападения на любое государство-участник, выступила Российская Федерация. А
     5 июня 2008 года в Берлине Президент России Дмитрий Медведев предложил заключить юридически обязывающий Договор о европейской безопасности (ДЕБ), который позволил бы в комплексе решить вопросы неделимости безопасности и проблемы контроля над вооружениями в Европе. Договор был предложен к подписанию всем государствам «евроатлантического и евразийского пространства от Ванкувера до Владивостока» и таким международным организациям, как ЕС, ОБСЕ, ОДКБ, НАТО и СНГ. В политическом плане идея заключения ДЕБ ориентирована на укрепление безопасности на европейском континенте путем гармонизации функций в области «жесткой» и «мягкой» безопасности между различными европейскими институтами и определенного расширения «степени включенности» государств, не входящих в НАТО и ЕС, но входящих в ОБСЕ, в имплементацию этих функций.
     Большие надежды на то, что в ОБСЕ произойдет перезагрузка и организация сможет наконец стать на путь реформирования своих инструментов, найти адекватные ответы на новые вызовы и угрозы, связываются с саммитом, который должен состояться в этом году в Астане. По большому счету, уже само по себе принятие решения о проведении саммита является значительным успехом Казахстана как нынешнего председателя ОБСЕ.
     «Российская сторона рассчитывает, что на саммите состоится принципиальный разговор о состоянии дел на евро-атлантическом пространстве безопасности от Ванкувера до Владивостока, а также будут обсуждаться конкретные вопросы, как исправить ситуацию, которая во многих смыслах вызывает у нас озабоченность, и, самое главное, как реализовать в конкретных действиях, в практической политике и в юридической форме принцип неделимости безопасности», - заявил заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко, возглавлявший российскую делегацию на ежегодной конференции ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности, которая состоялась в июне в Вене.
     Сегодня уже очевидно, что в ОБСЕ начали осознавать необходимость использовать организацию в тех целях, в которых она создавалась первоначально, создавать безопасность без разделительных линий. И если это понимание возобладает на саммите в Астане, то он, несомненно, может привести к прорывным решениям в сфере укрепления безопасности и расширения сотрудничества, стать по своей сути «Хельсинки-2».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex