Северный Кавказ на протяжении долгого времени остается «горячей точкой» на карте России. Уже много лет там в постоянной боевой готовности находятся военнослужащие, которым особенно необходима духовная поддержка. О своем служении в качестве военного священника, окормляющего наших воинов на Кавказе, рассказывает председатель отдела Оренбургской епархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий СОЛОНИН.
- Отец Димитрий, расскажите немного о себе, где родились, где учились, чем занимаетесь сейчас.
- Родился в городе Орске Оренбургской области, окончил Оренбургское музыкальное училище (класс фортепиано) и заочно Московскую Духовную семинарию. В армии не служил, так как в 14 лет мне удалили почку. В настоящее время, помимо руководства епархиальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, несу послушание настоятеля храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в городе Гай и благочинного Гайского округа.
- Как относится к вашей службе в качестве военного священника семья? Матушка не была против, учитывая опасности, связанные с такой службой?
- В нашей семье четверо детей, и они проявляют большой интерес к отцовской службе. Матушка молится за меня и отпускает в командировки. Она понимает, что это очень нужно для нашей армии и меня лично, и я очень благодарен ей за ее терпение. Свое служение я считаю призванием, и хотелось бы принести на этом поприще пользу.
А трудности бывают разные, но все преодолевается, когда молишься и любишь свое дело.
- Насколько вы востребованы как армейский священник, эффективно ли ваше служение?
- Я полагаю, что востребован не я, а Христос. А степень востребованности разная, поскольку и люди, и среда их воспитания, их образования и убеждения тоже разные. Но без работы я никогда не остаюсь. Оценить эффект работы нельзя по цифрам и отчетам. Преображение человеческой души происходит не сразу и не всегда явно для окружающих.
Цель любого священника - привести к Богу человека, показать путь и средства спасения, остальное - работа самого верующего. Священник не добивается цели, так как Цель и Путь и Истина и Жизнь - это Бог. Добиваться Бога нельзя, можно к нему приближаться, соединяться с ним в Таинствах и молитве. Это сокровенный и непростой путь, который каждый начинает по-разному.
- Бывает ли страшно в боевых условиях и как бороться со страхом?
-Конечно, бывает, а бороться - только молитвой.
- Чем бы вы могли ободрить и мотивировать священника, собирающегося отправиться в зону боевых действий?
- Если он туда собрался, значит, он уже мотивирован - чего же еще больше. Остается молиться о нем.
- Какими качествами должен обладать священник, служащий в «горячих точках»?
- Точно такими же, как и священнослужитель в «холодных точках»: верой, надеждой, любовью. Без этого «набора» везде делать нечего.
- Необходима ли для него определенная физическая и психологическая подготовка, опыт служения в армии?
- Физическая подготовка военного духовенства очень важна, этого нельзя упускать из вида ни в коем случае. Постоянные перемещения на разных видах наземного, воздушного, морского и прочего транспорта требуют хорошей физической формы и определенных навыков. Что касается специальной психологической подготовки, то в этом, очевидно, нет необходимости.
«Психология», в переводе с греческого - это наука о душе. Каждый священник, заботящийся о своей душе и о душах пасомых, в какой-то степени психолог. Подготовкой является жизнь по заповедям и участие в христианских Таинствах.
А по поводу предыдущего служения в армии - пример многих священников и мой личный опыт показывает, что это совсем не обязательно. При этом очень важен личный пример. Никакие слова не помогут, если сам не являешься наглядным примером того, о чем проповедуешь.
- Трудно ли найти контакт с военнослужащими, добиться их доверия?
- У нас нет цели добиваться доверия, мы не лазутчики какие-нибудь. Мы - священники и приезжаем к своим прихожанам, находящимся в трудной, иногда в боевой обстановке. А доверяют или нет, это уже кто как.
- А о чем вы с ними беседуете?
- О том, что задачи воинства земного и небесного схожи - победить зло и самому не стать источником зла. На этом пути мы все вместе, независимо от вероисповедания, защищаем свою Родину и полагаем души свои за нее. Слово может воздействовать на ум и сердце настолько, насколько пожелает сам обладатель ума и сердца. У нас нет приборов, замеряющих степень воздействия. Если воин стал руководствоваться в своей жизни Евангелием, то это принесет плод - и в военной жизни, и в гражданской.
- Как нужно вести себя священнослужителю во время военных действий?
- Молиться за всех воинов, независимо от их вероисповедания. Общая цель порождает и общие средства.
Что касается личной предосторожности, то они обычные для всех военных людей: не лезть на рожон, но в то же время быть готовым исповедать и причастить раненого, где бы он ни был, помогать медперсоналу и прочее.
Не надо понимать «жизнь церковную» как нечто ирреальное, взятое из «параллельных миров». Церковная жизнь - это та же самая жизнь, только мотивы верующих и неверующих людей разные. И несение воинского долга верующий ощущает как миссию, а неверующий зачастую как работу. И чем больше верующих людей в армии, тем зримее участие воинства небесного в ратном служении воинства земного.
- Изменится ли в этом смысле ситуация в лучшую сторону при введении института военного духовенства?
- Этот вопрос не моего уровня, но личное мнение могу высказать: любое хорошее начинание можно убить бестолковым исполнением. Молимся, чтобы этого не произошло.
- Что бы вы посоветовали священникам, начинающим служить в армии?
- Нужно, чтобы слова не расходились с делами, нужно знать особенности военной службы, знать местные обычаи и традиции, в идеале - знать язык. Всегда следить за своей речью и манерами. С уважением относиться к местной культуре и религии. Непрестанно молиться самому о всех и за вся. Самое лучшее - постоянно совершать Божественную литургию, даже в походных условиях. При соблюдении этих условий священник сможет принести пользу, и миссия его будет не напрасна.
На снимке: Духовная поддержка в «горячих точках»