на главную страницу

4 Августа 2010 года

Армия и общество

Среда

Бомбой по пожарам

Андрей ГАРАВСКИЙ, «Красная звезда».
  Фото Алексея ВЕРПЕКИ.



Россия изнывает от рекордного зноя, горят торфяники, леса, выгорают полностью деревни и поселки. Очевидно, что и МЧС, и руководители на местах оказались не готовы к столь масштабному кризису. Между тем представители отечественного оборонно-промышленного комплекса уже давно предлагали государству закупить свои уникальные изделия, предназначенные именно для тушения лесных пожаров. Но в достаточных объемах, к сожалению, этого не было сделано.

     Известное оборонное предприятие ГНПП «Базальт» предлагает уникальную технологию тушения лесных пожаров при помощи авиабомб. Авиационное средство пожаротушения АСП-500 локализует лесные пожары и подавляет зоны огневого шторма при техногенных авариях и катастрофах на площади до 1.000 кв. м при температуре окружающего воздуха в районах взлета носителя и очага возгорания от минус 5°С до плюс 45°С в любых метеоусловиях. При этом вероятность безотказной работы составляет не менее 0,97.
     Авиационные средства доставки огнегасящей смеси (воды) при тушении пожаров значительно превосходят по экономичности другие известные способы доставки (артиллерию в 70 раз, реактивные установки в 300 раз). При использовании традиционных авиационных сливных средств пожаротушения в зону огня попадает незначительное количество сбрасываемого огнегасящего состава. Это объясняется экранированием зоны пожара восходящим конвективным потоком горячего воздуха, и, как следствие, не достигается необходимой точности группирования центров падения водяных масс по отношению к местоположению очага пожара.
     АСП-500 обеспечивает стопроцентную доставку массы огнегасящего состава в зону пожара. Кроме того, взрывной способ диспергирования состава создает дополнительный фактор пожаротушения - воздушную ударную волну.
     Снаряжаться АСП-500 может как в полевых, так и в заводских условиях. АСП-500 предусматривает использование военной авиации без каких-либо затрат на модификацию самолетов и вертолетов, а также позволяет решать задачи пожаротушения без привлечения в зону пожара дополнительного числа людей и спецтехники.
     Базальтовцы готовы предложить свою технологию применения АСП-500 с самолетов гражданской авиации типа Ил-76 и Ан-12. Данная технология обеспечивает массированное использование АСП-500. Один носитель может доставить в зону пожара более 100 изделий, обеспечивая его тушение на площади более 10 га. Вопросы безопасности решаются как за счет конструкции изделия, предусматривающей практическое отсутствие осколочного и фугасного действия за пределами облака, так и за счет системы организационных мероприятий, регламентирующих порядок использования авиационных средств пожаротушения.
     Применение АСП-500 как средства «первого удара» по зонам интенсивного горения позволит оперативно подавить наиболее опасные очаги пожара, снизив тем самым интенсивность восходящих конвективных потоков воздуха, препятствующих осаждению аэрозоля, образуемого в результате прямого сброса жидкости с самолета. Тем самым в последующем в десятки раз увеличивается эффективность традиционных сливных систем. Таким образом, при комбинированном использовании АСП-500 и систем непосредственного сброса жидкости (смеси) с самолета (вертолета) может быть достигнута наибольшая эффективность пожаротушения обширных зон.
     Другое, не менее известное предприятие ОПК - Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева - предлагает для тушения пожаров уникальный самолет-амфибию Бе-200.
     Он предназначен для тушения лесных пожаров огнегасящими жидкостями. При этом Бе-200 может останавливать и сдерживать распространение средних и крупных лесных пожаров созданием заградительной полосы путем многократных сбросов огнегасящей жидкости на кромку пожара, ликвидировать мелкие и зарождающиеся лесные пожары. А также доставлять в район бедствия и возвращать на базу пожарные команды и средства пожаротушения путем посадки на заранее выбранную акваторию или аэродром.
     Бе-200 представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом, Т-образным хвостовым оперением и лодкой большого удлинения с переменной поперечной килеватостью.
     Особенностью Бе-200 по сравнению с другими самолетами-амфибиями является полностью герметичный фюзеляж, что позволяет использовать этот самолет для выполнения широкого круга задач.
     Силовая установка базового варианта включает в себя два двухконтурных турбореактивных двигателя Д-436ТП, которые установлены над корневой частью крыла для защиты двигателей от воды во время взлета и посадки.
     Современный интегрированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования АRIА-200М обеспечивает надежное пилотирование Бе-200 в любом районе земного шара в любых метеоусловиях.
     Экипаж самолета состоит из двух пилотов.
     При создании самолета-амфибии Бе-200 учитывались опыт проектирования и результаты испытаний самого большого реактивного самолета-амфибии А-40 «Альбатрос», на котором установлено 148 мировых рекордов.
     Бе-200 может эксплуатироваться с аэродромов класса Б с длиной полосы 1.800 м и водных акваторий длиной не менее 2.300 м при глубине водоема не менее 2,5 м. Самолет способен взлетать и садиться на воду при высоте волны до 1,3 м, при этом специальные меры защиты от коррозии позволяют эксплуатировать самолет в открытом море. В районах с плохо развитой наземной инфраструктурой Бе-200 может базироваться на бетонированной площадке размером 130 х 70 м, оборудованной гидроспуском.
     Противопожарный вариант самолета-амфибии Бе-200 предназначен прежде всего для работы в местностях, труднодоступных для наземных средств пожаротушения.
     Тушение огня производится при помощи сброса воды или огнегасящих жидкостей. Бе-200 может заправляться водой как на аэродроме, так и непосредственно из водоема. В режиме глиссирования по поверхности воды на скорости 150–190 км/ч Бе-200 способен забирать 12 тонн воды со скоростью около 1 тонны в секунду в восемь баков, расположенных под полом грузовой кабины. За одну заправку топливом самолет способен сбросить 270 тонн огнегасящей жидкости на очаг пожара. Для тушения крупного пожара вода может сбрасываться залпом, а для предотвращения распространения пожара и подавления отдельных очагов огня пилот может программировать последовательность от двух до восьми сбросов.
     В грузовой кабине также находятся баки для химических ретардантов общим объемом 1,2 куб. метров, которые используются для повышения эффективности тушения пожара.
     Словом, российские оборонщики предлагают действительно уникальные и эффективные способы борьбы с лесными пожарами. К ним проявляют повышенный интерес другие государства, но в родном Отечестве они почему-то спросом у чиновников не пользуются. Что ж, может, это жаркое лето их чему-нибудь научит.
     Впрочем, судя по самым последним сообщениям, выводы все-таки сделаны. Глава МЧС России Сергей Шойгу сообщил, что государство дополнительно закупит восемь самолетов Бе-200 для тушения лесных пожаров. Также будут дооборудованы устройствами для пожаротушения воздушные суда Минобороны и МВД.
     «Принято решение о закупке и дооснащении всех воздушных судов (Ми-8, Ка-32, Ми-26) Минобороны и МВД выливными устройствами и обучении экипажей на базе МЧС России в работе в очагах пожара», - отметил министр.
     Восемь самолетов Бе-200 планируется закупить в течение ближайших двух с половиной лет. Предполагается создать три большие смешанные эскадрильи, в состав которых войдут самолеты Бе-200, на Дальнем Востоке, в Сибири и в центральной части России. Туда же войдут вертолеты Ми-26, Ми-8 и Ка-32.
     Министр сообщил, что ориентировочная стоимость самолета Бе-200 на сегодняшний день составляет около 1 млрд. рублей.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex