У США есть план военных действий против Ирана, если дипломатические методы не помогут предотвратить получение этой исламской республикой ядерного оружия, заявил в это воскресенье в США председатель Объединенного комитета начальников штабов адмирал Майкл Маллен. Военачальник добавил, что считает это «плохой идеей» и «чрезвычайно озабочен» возможными последствиями военного удара по Ирану. В то же время он отметил, что недопустимо позволить Ирану овладеть ядерным оружием.
НА БЛИЖНЕМ и СРЕДНЕМ Востоке зреют тревожные события. В конце июля президент Ирана Махмуд Ахмадинежад выступил в эфире государственного телевидения страны и сообщил, что в течение трех ближайших месяцев враждебные его государству силы начнут военные действия по меньшей мере против двух стран на Ближнем Востоке. Скорее всего, он имел в виду возможность военной операции Израиля против Ливана и Сирии. Израильские власти обвиняют их в поддержке палестинских радикалов сектора Газа, которые время от времени организуют пуски боевых ракет по израильским населенным пунктам. Что касается Ирана, то, по словам Ахмадинежада, у него есть информация о плане США начать против его страны «психологическую войну».
Иностранные эксперты не исключают возможности начала широкомасштабных военных действий в регионе. Речь при этом идет не столько о нейтрализации палестинских радикалов, сколько о совместной военной операции США и Израиля против Ирана. Западные аналитики утверждают, что Иран продолжает в тайном режиме работы в области военного атома и разрабатывает ракеты, которые бесполезны без ядерных боезарядов.
В июне этого года Совет Безопасности ООН принял резолюцию, вводящую новые санкции в отношении Ирана в связи с его отказом свернуть работы по обогащению урана. Россия и Китай сумели тогда предотвратить принятие жестких санкций против иранского энергетического сектора. Но США и Евросоюз пошли на реализацию односторонних санкций, которые предусматривают замораживание инвестиций в нефтегазовый сектор Ирана, запрет на инвестиции и передачу технологий и оборудования. Иран в ближайшее время столкнется с трудностями в организации импорта бензина. Законодательство США предусматривает карательные меры против компаний, экспортирующих в Иран продукты нефтепереработки, т.е. топливо.
Санкции весьма болезненны для иранской экономики. Как это ни парадоксально, страна, входящая в «пятерку» ведущих нефтедобывающих стран, из-за недостаточной мощности своих НПЗ вынуждена импортировать топливо. Кроме того, на старых месторождениях добыча нефти падает, а для разработки новых необходимы современные технологии и оборудование.
Сложности возникают для Ирана и с организацией экспорта природного газа. Индия, заинтересованная по экономическим причинам в прокладке Ираном газопровода через пакистанскую территорию, по внешнеполитическим соображениям тормозит реализацию этого процесса. Неясно, удастся Ирану выйти со своим «голубым топливом» и на европейский рынок через турецкую территорию. В политических кругах Евросоюза преобладают антииранские настроения.
Правда, отношения с Турцией у Ирана за последние годы заметно улучшились, развиваются связи в газовой сфере. В июле одна из турецких фирм заявила, что подписала с Ираном договор о строительстве газопровода протяженностью 660 километров.
Наша справка. Иран относится к числу крупнейших поставщиков сырой нефти в Турцию и занимает второе место по поставкам природного газа в эту страну (на первом месте - российский «Газпром», поставивший в прошлом году 20 млрд. кубометров; план этого года - 30 млрд.). Значительная часть товарооборота между двумя странами, объем которого достигает 10 млрд. долларов, приходится на энергоносители. Новый газопровод позволит Ирану экспортировать от 50 до 60 миллионов кубометров «голубого топлива» в сутки. Его планируют построить в течение 3 лет.
В СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ российские компании вынуждены учитывать неблагоприятный инвестиционный климат в Иране и сдержанно относиться к предложениям о реализации перспективных энергетических проектов в этой стране. Очевидно, перспективы их сотрудничества с Ираном будут определяться во многом под влиянием внешних факторов, хотя санкции ООН не создают, с формально-правовой точки зрения, запрета на сотрудничество в энергетической области.
Одним из наиболее крупных российско-иранских проектов в энергетической сфере является строительство АЭС в Бушере. Первый этап подготовки к ее физическому пуску будет закончен в конце этого месяца, когда, согласно недавнему заявлению главы «Росатома» Сергея Кириенко, произойдет ввоз топлива в реакторное отделение. Затем последуют второй и третий этапы - загрузка топлива в реактор и вывод реактора на минимальный контролируемый уровень. Эксплуатацию станции будет осуществлять совместное российско-иранское предприятие с персоналом до 800 человек.
Иранцы сумели наладить тесное сотрудничество с влиятельной в исламском мире Малайзией. Частная нефтегазовая компания этой страны («SKS Ventures») планирует инвестировать 20 млрд. долларов в развитие двух иранских нефтегазовых месторождений в Персидском заливе. Их общие запасы оцениваются в 2 трлн. кубометров голубого топлива, а ежедневная добыча может составить до 95 млн. кубометров. Малайзийская компания планирует построить в Иране предприятие, которое могло бы производить 20 млн. тонн сжиженного природного газа в год (Малайзия является третьим в мире производителем СПГ после Катара и Индонезии).
Еще один партнер Ирана - Китай, который ни при каких внешнеполитических обстоятельствах не сможет забыть о своих огромных энергетических нуждах. Китайские компании являются крупными покупателями иранской нефти и поставляют в эту страну нефтепродукты (треть объемов поставок бензина в Иран). Китай ныне - крупнейший торговый партнер Ирана. В 2009 году объем торговли превысил 21 млрд. долларов.
Наша справка. Сумма нефтегазовых контрактов, подписанных Китаем и Ираном, составляет, по имеющимся оценкам, не менее 15 млрд. долларов. Китай участвует в реконструкции иранских нефтеперерабатывающих заводов. Вместе с тем доля поставок нефти из Ирана в китайском импорте - около 11 процентов (более половины импорта нефти идет из Саудовской Аравии и Анголы). В этом году Китай уменьшил закупки нефти в Иране, компенсируя их поставками из России.
ОЧЕВИДНО, что массированные авиационно-ракетные удары по Ирану чреваты многочисленными жертвами, в том числе среди иностранных специалистов. И тем не менее эта, судя по публикациям в западных СМИ, военная операция возможна. Естественно, что организуемые утечки информации на эту тему - элемент непрекращающейся войны нервов между Вашингтоном и Тегераном. Истинное местоположение американских авианосных группировок известно лишь соответствующим разведслужбам. Однако обнародованные в СМИ сценарии боевых действий против Ирана выглядят правдоподобно.
Эксперты склоняются к мысли, что если принципиальное политическое решение об ударе по иранским ядерным объектам будет принято, то удар будет нанесен в ближайшие месяцы. Радио «Свобода» сообщило недавно, что Центральное командование вооруженных сил США, отвечающее за военные операции на Среднем Востоке, уже разрабатывает планы точечных воздушных ударов.
Большинство экспертов убеждено, что в воздушной наступательной операции примут участие ВВС Израиля, и, возможно, поначалу он будет действовать в одиночку. Атака будет молниеносной и массированной, чтобы лишить Иран возможности ответного удара. Израильтяне задействуют многие десятки самолетов - как пилотируемых, так и беспилотных. Гипотетически маршрутов полета самолетов может быть несколько.
Вариант 1: через Красное море, Саудовскую Аравию. Протяженность маршрута около 1600 км, дозаправка в воздухе над территорией Саудовской Аравии (если ее король по просьбе США предоставит воздушный коридор израильским ВВС).
Вариант 2: через Иорданию и Ирак.
Протяженность маршрута примерно такая же. Дозаправка - над Ираком. С получением разрешения на пролет над Ираком особых проблем не будет, а Иордания «не заметит».
Вариант 3: через Иорданию и Саудовскую Аравию. Протяженность этого маршрута чуть больше. Но проблем с пролетом, видимо, не будет. Суннитская Саудовская Аравия давно соперничает с шиитским Ираном за доминирование в исламском мире и объективно заинтересована в его ослаблении «чужими руками».
Вариант 4: через Сирию и Ирак. Протяженность маршрута - около 1500 километров. Выбор этого маршрута сопряжен с угрозой зенитного огня с сирийской территории.
Вариант 5: через Сирию и Турцию. Протяженность маршрута - 1800 километров, дозаправка на юго-востоке Турции. Маршрут нереален из-за позиции Сирии и Турции - с последней у Израиля отношения этим летом существенно обострились.
Израильские самолеты пойдут одним из первых трех маршрутов. Но, как представляется, одного только потенциала ВВС Израиля не хватит для уничтожения ядерной инфраструктуры Ирана, и к операции придется подключиться ВВС и ВМС США. Их военные базы на территории Ирака и Афганистана предоставляют широкий набор маршрутов для ракетно-бомбовых ударов.
Американцы уже перебросили в страны Персидского залива зенитно-ракетные подразделения, способные перехватывать иранские баллистические ракеты. Пусковые установки «Пэтриот» находятся на территории четырех государств - Бахрейна, Кувейта, Катара и Объединенных Арабских Эмиратов. Всего - восемь батарей по 6 пусковых установок. Этими силами американцы намерены прикрыть свои военные базы, крупные города и нефте- и газодобывающую инфраструктуру стран Персидского залива.
Пол Роджерс в британском издании «Open Democracy» отмечает, что нападение Израиля на ядерные объекты Ирана и на их обслуживающий персонал будет гораздо более масштабным, чем можно себе представить. Признаками пропагандистской подготовки к военной операции можно рассматривать появляющиеся сообщения о том, что Иран перевооружает «Хизбаллу» на юге Ливана и что Сирия якобы поставляет этой группировке твердотопливные ракеты иранского производства, способные поражать цели почти на всей территории Израиля.
БРИТАНСКИЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ институт «Oxford Research Group» в своем недавнем исследовании, озаглавленном «Военные действия против Ирана: воздействие и последствия», указывает, что Израиль обладает способностью нанести удар по ядерным объектам на территории Ирана с помощью полученных из США самолетов повышенной дальности полета. При этом набор целей будет включать не только производственные объекты, но и научно-технические центры. Среди потенциальных объектов для удара - центр обогащения урана в Натанзе, предприятие по переработке урана возле Исфахана и новый исследовательский реактор в Ираке.
В связи с тем, что Израиль беспокоит не только разработка Тегераном твердотопливных ракет средней дальности, целями для нанесения ударов станут также объекты по разработке и созданию ракетного оружия, учебная база по подготовке специалистов в области ракетостроения. Не обойдется без налетов на Тегеран и его окрестности.
Израиль, по данным британских исследователей, в настоящее время обладает арсеналом самых современных и передовых вооружений: это более 120 закупленных в США боевых самолетов F-15 и F-16, большое количество модернизированных самолетов-заправщиков и беспилотных летательных аппаратов, часть которых несет на борту системы оружия, баллистические ракеты средней дальности, а также, не исключено, крылатые ракеты, запускаемые с подводных лодок.
Вместе с тем очевидно, что операция вооруженных сил Израиля против Ирана не сможет остановить работы Тегерана в ядерной области, а, напротив, будет способствовать подобному развитию событий. «Атака Израиля на Иран, - считают аналитики «Oxford Research Group», - положит начало длительному конфликту, который не сможет предотвратить создание Тегераном ядерного оружия и лишь подтолкнет его к этому». Военная операция лишь «усилит нестабильность во всем регионе Ближнего и Среднего Востока, что будет иметь непредсказуемые последствия для всей международной системы безопасности». Иран получит повод под предлогом заботы о своей национальной безопасности объявить о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия, отменить режим проверок МАГАТЭ на своей территории и приступит к созданию сил ядерного сдерживания.
В ОДИНОЧКУ Израиль, при всех возможностях его ВВС, вряд ли нанесет военное поражение Ирану. Но даже участие вооруженных сил США в операции каридинально не изменит ситуацию. Американцы имеют возможность уничтожить ВВС и ВМС Ирана, его основные промышленные центры. Но военное поражение Ирана не будет означать его окончательного поражения. Даже в куда более слабых Афганистане и Ираке американцы не сумели обратить свой военный успех в политическую победу. Не помогла даже оккупация этих стран, так как их население не приняло навязываемую им модель общественно-политического устройства и продолжает жить в иной системе мировоззренческих координат.
Нельзя не учитывать и возможностей Ирана дать асимметричный ответ на нападение. Еще в марте этого года американская газета «Нью-Йорк таймс» опубликовала возможный сценарий будущего конфликта в Персидском заливе, который «родился» в Центре изучения Ближнего Востока «Сабан» при Институте Брукингса в Вашингтоне. Сценарий выглядит для Ближнего и Среднего Востока апокалиптически.
Израиль наносит удар по шести наиболее важным ядерным объектам Ирана, не предупредив об этом заранее администрацию Обамы. США заявляют, что им ничего не было известно об операции, но приступают к переброске в регион новых зенитно-ракетных батарей и дополнительных кораблей для гарантии безопасности маршрутов перевозок нефти.
Иран наносит ответный ракетный удар по Израилю, в том числе по ядерному комплексу в Димоне. Атакам подвергаются также нефтяные объекты в Саудовской Аравии. Союзник Ирана - «Хизбалла» - начинает ракетные обстрелы израильских городов. Сотни тысяч израильтян бегут с севера и центра страны, треть населения живет в бомбоубежищах, экономика фактически останавливается.
Израильская армия втягивается в военные действия в Ливане. Иранцы поначалу избегают ударов по американским объектам, с тем чтобы не стать объектом массированного возмездия. Но затем в Тегеране решаются пустить в дело свою козырную карту - «нефтяное оружие». Минируется Ормузский пролив. Цены на нефть на мировых рынках взлетают. В ответ США начинают стягивать в Персидский залив мощную сухопутную и военно-морскую группировку... Американские аналитики закончили «игру» на 8-й день после первого израильского удара, когда стало ясно, что США вступят в боевые действия на стороне Израиля.
* * *
Что будет происходить в реальности в ближайшие месяцы, однозначно предвидеть сложно. В администрации США, вероятно, понимают, что ведение третьей военной кампании одновременно с операциями в Афганистане и Ираке создаст серьезные риски дестабилизации американской экономики. К тому же легкой победы не предвидится, перекупить иранских военачальников, как иракских генералов в 2003 году, не удастся. Уничтожение подземных военных объектов без применения ядерных боезарядов затруднительно, а решение на применение ядерного оружия - это крайне тяжелый груз ответственности с непредсказуемыми последствиями для всей системы международных отношений.
В то же время совместная американо-израильская операция - это шанс для Демократической партии победить на промежуточных выборах в конгресс в ноябре 2010 года. Всплеск патриотизма, симпатии к Обаме израильского лобби, недовольного его заигрываниями с мусульманами. А там впереди возможность быть избранным на новый срок... Какие соображения возьмут верх, покажет время.