на главную страницу

10 Августа 2010 года

Армия и общество

Вторник

Незабытая деревня

Наши корреспонденты побывали на линии борьбы с огнем

Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда».
Фото Александра ЗЕМЛЯНИЧЕНКО.



Наш путь до села Сноведь, укрывшегося в густом сосняке Нижегородчины, пролегает мимо бывшей деревни Верхняя Верея. Еще несколько дней назад там насчитывалось более 300 домов. Сегодня же от деревни ничего не осталось - выгорела дотла...


     Лишь мрачные силуэты обуглившихся печных труб виднеются сквозь сизый, удушливый туман. Погорельцы, тщетно пытаясь найти хоть что-то уцелевшее в обгоревших развалинах, перебирают осколки кирпичей и головешки. Пустоглазые остовы машин могут сгодиться теперь разве что в металлолом...
     Впрочем, огонь изрядно потрепал в округе и много других населенных пунктов: Борковка, Семилово, Тамболес. Та же участь могла постигнуть и Сноведь - небольшое, ничем не примечательное село с деревянной церквушкой на окраине, каких тысячи в России, если бы туда не выдвинулись пожарные расчеты и вовремя подоспевший им на подмогу батальон подполковника Игоря Золина из 9-й отдельной мотострелковой бригады.
     Хвоя полыхала повсюду. То тут, то там возникали все новые очаги, окружая Сноведь со всех сторон. Как рассказывают местные жители, с юга, где это сельцо граничит с Рязанской областью, огонь шел стеной. Долгое время они боялись зайти домой, спали прямо на улице, задыхаясь в едкой гари, заполонившей все вокруг. Погрузив свой незамысловатый скарб в грузовики, они готовились к самому худшему. Однако при этом все твердо решили сражаться со стихией до последнего. Кроме детей, в город не уехал никто. Затяжная эпопея борьбы с пожаром продолжалась четыре дня. Непрерывно. Поначалу они сами - с ведрами, лопатами, иконами - как могли, пытались отстоять свое село.
     - Тем не менее со стороны плотины пожар усиливался, - рассказывает старожил Сноведи Андрей Зайцев, - и тогда к пруду высыпали все. Заливали, тушили, закапывали. Паники не было, хотя огненный вихрь раскручивал головешки таким образом, что они летели несколько километров от очага, долетая до деревеньки.
     Потому-то, увидев военнослужащих, спешивших им на помощь, многие перекрестились и облегченно вздохнули. Когда исхудалая старушка, опираясь на клюку, вынесла солдатам, помогающим тушить огонь, молоко, заместитель командира бригады по воспитательной работе подполковник Николай Климанов вспомнил, как в Дагестане, в Ленинауле, согбенная бабуля, то и дело спотыкаясь, семенила к колонне на костылях, протягивая им сухой рукой горячие лепешки. Военные быстро поняли, насколько они тут необходимы.
     Чтобы оцепить опашку «живым кольцом», людей в Сноведи не хватало. Теперь наиболее опасные участки с наплечными ранцами для тушения пожара патрулируют военнослужащие. Впрочем, и техники здесь тоже оказалось недостаточно. Поэтому армейский БАТ (большой артиллерийский тягач) был как нельзя кстати. Теперь он от рассвета до заката проделывает просеки по всему Выксунскому району.
     - Наша задача, - поясняет подполковник Золин, - не допустить распространения огня. Мы тушим лишь мелкие очаги. Все остальное лежит на плечах МЧС. Им приходится еще тяжелее...
     Однако и старшему лейтенанту Николаю Сацуку (на снимке), командиру роты, довелось побывать в самом пекле. О том, что его представили к награде, он узнал от корреспондента «Красной звезды». Не случайно пожары на торфяниках считаются самыми сложными. Во-первых, необходимо уничтожить малейшие тлеющие участки. Во-вторых, передвижение по сгоревшему торфу опасно: можно запросто провалиться в выгоревшие ямы. Знал об этом и старший лейтенант Сацук, когда сильный ветер резко сменил направление и он со своим подразделением был окружен огнем. Кольцо то и дело сжималось, подступая все ближе и ближе. Тогда офицер принял решение рвануть навстречу подступающему пламени в надежде, что там через несколько метров все выгорело. Его расчет в те критические минуты оказался верным, и, нырнув прямо в огонь, он вывел-таки свое подразделение из огненной западни.
     По его словам, сейчас для Сноведи опасность миновала. И жители, и военнослужащие, и МЧС спасли, отстояли деревеньку. Теперь рота старшего лейтенанта Сацука не только патрулирует просеки, но и расчищает дорогу, распиливает поваленные деревья...
     Однако, как утверждает помощник начальника дежурной смены службы пожаротушения Нижнего Новгорода капитан внутренней службы Сергей Аленин, расслабляться еще рано. Конечно, к окрестностям села огонь больше не подступает. И теперь необходимо сделать все возможное, чтобы он сюда не вернулся.
     - Наши усилия направлены в основном на то, чтобы предохранить лес от низового пожара, - рассказывает он, - проламываются полосы, делается встречный пал. Если начнется верховой, все это может оказаться бесполезным. Военные понимают наши проблемы - работаем на износ. Без отдыха, в одной связке. Скажу прямо: без этого мотострелкового батальона нам пришлось бы очень тяжко.
     На один из новых очагов мы выехали с начальником дежурного караула Алексеем Моховым. Такого небывалого нашествия огня он не мог припомнить за всю свою службу в МЧС. Только-только потушишь его с одной стороны деревеньки, как ветер раздувает торф уже с другого края... Впрочем, то же самое мне рассказал и рядовой Александр Климачёв. По его словам, иногда продвигаясь вглубь, он замечал, как пожар опять полыхал за спиной, приходилось возвращаться на прежнее место и тушить его снова. Чтобы ликвидировать даже небольшой очаг, приходится заливать в него несколько резервуаров пожарных машин. Если бы не пруд, раскинувшийся на окраине села, кто знает, чем бы могли закончиться эти поединки с огнем...
     Потому-то представители Министерства обороны и пришли на помощь. Сейчас они помогают тушить пожары во всем Выксунском районе: селах Сноведь, Валки, городах Сарове и Кулебаки.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex