на главную страницу

11 Августа 2010 года

Кавказская линия

Среда

Ребята из рембата

Юрий БОРОДИН, «Красная звезда».
Фото автора.



Ровно 2 года назад режим Саакашвили попытался задушить суверенитет Южной Осетии. И тогда на помощь осетинскому народу поспешила российская армия. Среди северокавказцев были и военнослужащие ремонтно-восстановительного батальона, которым командует подполковник Сергей Рынза. С этим офицером познакомился много лет назад, когда Сергей Николаевич был в должности зампотеха отдельного ремонтно-восстановительного батальона мотострелковой дивизии СКВО. Сегодня он командир ремонтно-восстановительного батальона ханкалинской мотострелковой бригады. Многое с тех пор изменилось, но только не сам Сергей Рынза, в котором сочетаются организатор, профессионал и человек большой души.

     
Батяня-комбат


     У подполковника Рынзы обычная для офицера биография. После окончания Челябинского танкового училища принял взвод «бронемонстров». Учил подчиненных, учился сам. Но на повышение пошел в... технари. Заместитель командира роты по вооружению, командир ремонтной роты. «Железо» знает и любит, как не многие в нашей армии. Причем до такой степени, что технику попросту одушевляет.
     1996 год стал для Сергея Рынзы ключевым - состоялся его перевод в СКВО, в 20-ю мотострелковую дивизию. Вновь привычная техническая должность - командир ремроты отдельного ремонтно-восстановительного батальона. Части и подразделения дивизии на тот момент возвращались из Чечни. Техника и вооружение едва «дышали» - их нужно было, по сути, реанимировать. Осложняло работу и то, что батальон несколько раз перебазировали с места на место. Параллельно с восстановлением техники нужно было отстраивать парки, ремонтные боксы, служебные помещения. И это в условиях финансового дефицита в военном ведомстве.
     - Нет худа без добра - это стало хорошей профессиональной школой для всех нас, - демонстрирует свой оптимизм подполковник Рынза. Но дело не только в умении Сергея Николаевича не унывать в самых сложных обстоятельствах. Опыт был действительно колоссальный. Не случайно батальон считался одной из лучших в округе ремонтных частей. Вскоре состоялось повышение по службе: Сергей Николаевич стал заместителем командира батальона по вооружению. Должность хлопотная, ведь за год приходилось восстанавливать порядка 300 единиц колесной и гусеничной техники. К тому же обеспечивать учебный процесс на одном из крупнейших в Вооруженных Силах России общевойсковых полигонах - Прудбойском учебном центре. Впрочем, усилия эти оказались не напрасными - когда в августе 1999-го пришлось отправляться вместе с другими волгоградскими гвардейцами в воюющий Дагестан, рембатовцы оказались во всеоружии. Бои федеральных сил с перешедшими границу боевиками были нешуточными. Работы для технарей было невпроворот. «Раненые» машины нужно было вытаскивать из-под обстрела и здесь же - на передовой - «приводить в чувство». После Дагестана последовала Чечня, где агрессивность боевиков лишь усилилась. Деления на ведомства не существовало. Всю выведенную из строя технику тянули к ближайшим «реаниматорам». За 2 года боевых действий через волгоградский рембат прошло около 1.200 единиц авто- и бронетехники Минобороны, Внутренних войск и других силовых ведомств. В ППД технари вернулись вместе с другими гвардейцами. А это означало новый этап восстановления прошедших войну машин.
     Новое назначение - командир отдельного ремонтно-восстановительного батальона дислоцировавшейся в Чечне 42-й дивизии - Сергей Рынза получил в 2007 году. Отдельная часть с громадой специальных задач, да еще и в особом регионе - не позавидуешь. Но сам офицер думал иначе - дело привычное, любимое. А что еще требуется?
     И еще несколько штрихов к портрету. Комбат отмечен несколькими государственными наградами, среди которых орден «За военные заслуги» и медаль Жукова. После расформирования 42-й мотострелковой дивизии и создания трех базирующихся в Чечне бригад назначен командиром ремонтно-восстановительного батальона ханкалинского соединения. Прошел обучение на факультете заочного обучения Общевойсковой академии.
     
Война – работа рембата

     Ремонтные подразделения относятся к тыловым. Но именно им приходится постоянно бывать на «передке». Такова специфика. Ни одна колонна не «ходит» по Чечне без технического сопровождения. А еще - непосредственное участие рембатовцев в спецоперациях, которые проводятся и после завершения активной фазы КТО. Практически ежедневно эвакуационные подразделения батальона выходят на выполнение боевых задач. Причем работать приходится в интересах не только бригады, но и всей группировки. Случаются дни, когда до 50 процентов личного состава батальона находится на «боевых». А это не только различные районы Чечни, но и соседние республики: Ингушетия и Дагестан. Среди военнослужащих эвакоподразделений спецы высшего класса, такие как командир эвакуационного взвода старший прапорщик Ферезудин Самурханов, командиры отделений старшина Герман Таибов и ефрейтор Игорь Янченко, механики-водители БРЭМов старшина Сергей Попов и рядовой Гульмагомед Ферзулаев. Не меньше работы и у водителей большегрузных машин, осуществляющих перевозку техники. Это в первую очередь сержант Виктор Ракитянский. Особенно радует, что названные военнослужащие не только сами являются мастерами своего дела, но и подготовили себе по нескольку сменщиков. Так, в выезжающих по боевому распоряжению экипажах тяжелых машин водители и такелажники взаимозаменяемы.
     - Мы стараемся давать подчиненным возможность получать смежные профессии. Без этого не обойтись, - отмечает заместитель командира батальона по вооружению майор Павел Ермаков.
     Он не только опытный офицер и технарь, но и ветеран боевых действий с солидным стажем. В Чечне с 2000 года. Подобных ветеранов в подразделении немало и среди офицеров, и среди контрактников. Обе чеченские кампании и боевые действия с грузинскими вояками прошел старшина роты старший прапорщик Евгений Спицын. Сразу же после училища пришел в Чечню и начальник штаба батальона майор Юрий Мальнев.
     
Кавказ проверяет нас...

     Еще одним серьезным испытанием для военнослужащих батальона стали события в Южной Осетии в августе 2008 года. Тогда подчиненным подполковника Рынзы пришлось действовать по всему пути следования наших колонн от КПП «Кавказ» до Алагира - эвакуационные группы и ремонтные подразделения работали настолько оперативно, что не было отмечено ни одного случая задержки движения из-за вышедшей из строя на марше техники. Четко сработали рембатовцы и в самой Южной Осетии. Кстати, в подвергшейся варварскому нападению республике личный состав батальона был уже 9 августа. А вот выходили оттуда рембатовцы последними. Выходили, не оставив ни единицы техники.
     За время операции по принуждению Грузии к миру было отремонтировано свыше 80 автомобилей и около 40 бронемашин. Это касается серьезного ремонта. «Мелочевка», вроде замены колеса или вырванного моста, не в счет. Отличились тогда многие. К примеру, командир отделения старшина Асилдар Абакаров отвечал в Цхинвале за охрану и оборону дивизионного сборного пункта поврежденных машин. По СППМу противником ежедневно велся автоматно-пулеметный огонь, и приходилось по всем правилам держать оборону. А командир автомобильного отделения взвода материального обеспечения, выполняя обязанности взводного командира, обеспечивал бесперебойный подвоз материальных средств. 117 человек были представлены тогда к государственным и ведомственным наградам. Получили, правда, лишь единицы. Один из них - старшина Тимур Быстров, отмеченный за свой героизм медалью Жукова.
     - Эта пятидневная война в очередной раз проверила нас на прочность, - отмечает подполковник Сергей Рынза. - Как это бывает, одни еще раз подтвердили свой профессионализм и отвагу, а другие «спеклись».
     Речь в данном случае идет о молодых лейтенантах, пришедших в подразделение за несколько дней до начала названных событий. В Осетию Рынза ни одного из «желторотиков» не взял, но всех проверил на «слабо». Из 16 прибывших в батальон младших офицеров на сегодняшний день остались лишь 40 процентов, остальные перевелись или уволились. Те, кто был готов идти под пули, продолжили служить и сегодня уже заметно продвинулись в должностях. Старшие лейтенанты Иван Чернигов и Алексей Багинов, к слову, уже командуют ротами. Именно поэтому Сергей Рынза противник того, чтобы в столь специфичные регионы, как Чечня, Ингушетия, Дагестан, приходили выпускники военных вузов. Комбат уверен, что вначале следует получить войсковой опыт в более спокойных субъектах. Это относится и к военнослужащим по призыву. Сергей Николаевич видел в Цхинвале немало срочников, испытавших шок от увиденного. После этого воевать должным образом они не могли. Что касается ремонтно-восстановительного батальона ханкалинской мотострелковой бригады, то он стопроцентно контрактный. Причем средний возраст его военнослужащих - 35–40 лет.
     - Это уже взрослые, серьезные люди, нацеленные на добросовестную, долговременную службу. 40 контрактников - семейные. У них разные, порой сложные судьбы, но каждый из них ценит свою должность и держится за нее, - отмечает командир батальона.
     И снова конкретика: взвод специальных работ возглавляет прапорщик Михаил Удовицкий - отличный командир и специалист по зарядке аккумуляторных батарей, командир отделения по ремонту автомобильной техники старший прапорщик Рустам Агаризаев знает как свои пять пальцев не только автомобили, но и бронемашины. Перечень «отличников боевой и политической подготовки» можно еще долго продолжать...
     
Гладко было на бумаге...

     Многих военнослужащих батальона можно, без преувеличения, назвать уникальными специалистами. У них не просто отменные знания, навыки и огромный практический опыт. Они, скажем откровенно, хранители профессиональных секретов. Комбат о своих спецах может говорить бесконечно. Но вот лишь несколько из них. Прапорщик Арат Байбулатов - техник взвода по ремонту вооружения. В Чечне таких специалистов нет. Подобное можно сказать о метрологе старшем прапорщике Александре Скачкове - в СКВО его «собратьев» можно пересчитать по пальцам. А ведь проблема в том, что сегодня подобных специалистов в Вооруженных Силах не готовят. Некогда сильные школы прапорщиков ушли в прошлое. Несомненно, надежда на сержантов «нового поколения». Но пока еще в войсках их нет. Да получат ли они в учебных центрах столь специфичные знания? Вот лишь несколько примеров. В свое время Миллеровская «учебка» готовила аккумуляторщиков. Но после ее расформирования спецов этого профиля приходится обучать, так сказать, «без отрыва от производства». Или столь нужная в частях профессия - специалисты отделения испытания и зарядки баллонов высокого давления. Теперь это тоже «головная боль» командиров на местах - приходится их готовить самостоятельно. Хорошо, если есть кому поделиться опытом, передать мастерство.
     ...Батальон подполковника Сергея Рынзы считается одним из лучших технических подразделений не только в Чечне, но и в округе. После возвращения из Южной Осетии в адрес его личного состава также звучало немало лестных слов. Комбат объясняет успехи стараниями личного состава. Его подчиненные в разговоре со мной «виновником» достижений называют «батяню». Истина, как всегда, где-то посередине. Да и не это, скажем откровенно, главное. Гораздо важнее, что сегодня в обновленных Сухопутных войсках России служат преданные ратной профессии люди, такие как подполковник Сергей Рынза и его рембатовцы.



     

     На снимках: подполковник С. РЫНЗА; эвакуация выведенной из строя техники в ходе операции по принуждению Грузии к миру.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex