на главную страницу

11 Августа 2010 года

12 АВГУСТА – ДЕНЬ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ

Среда

Авиационный форпост

Александр ПИНЧУК, «Красная звезда».
Фото автора.
Буденновск.



Сегодня можно смело утверждать, что авиабаза Буденновск (Ставропольский край) - это основной авиационный форпост Юга России. Отличительная черта соединения - современная авиационная техника, а также профессиональный и высоко подготовленный, прошедший «горячие точки», личный состав. В преддверии Дня ВВС наш корреспондент побывал в расположении буденновских авиаторов.

     
Ценою собственной жизни

     У большинства людей в нашей стране город Буденновск ассоциируется с атакой на него чеченских террористов с последующим захватом больницы и заложников. Происходило это с 14 по 19 июня 1995 года. Тогда в неразберихе никто толком не представлял реальной угрозы со стороны бандитов. В результате вооруженного нападения банды Басаева на Буденновск погибли 129 человек.

     Когда в город ворвались террористы, военнослужащие вертолетного полка первыми отправились к зданию ОВД на помощь милиционерам. Попав в засаду, они вступили в бой. В неравной схватке с террористами мужественно приняли смерть подполковник Ю.А. Коновалов, майор Л.Ф. Смирнов, старший лейтенант А.А. Пащенко, капитаны Ю.А. Киселев, А.Н. Дьяков, А.Б. Иванов, старший лейтенант Р.Ф. Урозов, лейтенант Э.Л. Семуков, старший прапорщик С.М. Салманов. На месте гибели вертолетчиков, у здания гостиницы «Прикумск», установлен памятник героям в виде устремленных в небо лопастей вертолета.
     Однако у истории города, конечно же, не только трагические страницы. На этой земле есть масса интересных вещей.
     Буденновск расположен на Северном Кавказе в уникальной переходной зоне от степи к полупустыне, от умеренной полосы к субтропикам, в спорном буфере между Европой и Азией. Горы Кавказа из него не видны, но в исключительных случаях, при особых погодных условиях, над горизонтом, словно мираж, проявляются очертания высшей точки Кавказа - горы Эльбрус.
     В настоящее время Буденновск, безусловно, - город военных. Там дислоцируется знаменитая мотострелковая бригада и авиабаза, сформированная на основе штурмового авиационного полка смешанной авиадивизии и отдельного вертолетного полка боевого управления.
     
Будни авиабазы

     Соединение было сформировано к декабрю 2009 года.
     Мое посещение авиабазы совпало со сменой командиров. Прежний командир Герой России полковник Сергей Кобылаш поступил в Военную академию Генштаба, а новый - полковник Олег Маковецкий только ее окончил и прибыл к новому месту службы в Буденновск. До поступления в ВАГШ летчик-снайпер полковник Маковецкий был заместителем командира смешанной авиационной дивизии в Воронеже. Командовал штурмовым авиационным полком в Бутурлиновке (Воронежская область).
     Полковник Олег Маковецкий поделился впечатлениями от первых дней нахождения в должности командира базы:
     - Авиабаза укомплектована современной
     авиатехникой, которая содержится в хорошем состоянии. Здесь высочайший уровень подготовки летного состава. Кроме того, большое влияние на выполнение задач оказывают сложные климатические условия района базирования, а также географическая близость к нестабильным республикам Северо-Кавказского региона.
     По словам командира авиабазы, на него произвели большое впечатление структура соединения, а также интересное нестандартное сочетание подразделений, характеризующееся непростым уровнем взаимодействия авиационных эскадрилий (штурмовой авиации и армейской).
     Какие задачи придется решать прежде всего? Во-первых, готовиться к переформированию структуры авиации из Командования ВВС и ПВО в авиацию Южного военного округа (Объединенного стратегического командования), во-вторых, нести боевое дежурство, в-третьих, в течение всего следующего периода обучения отрабатывать все элементы летно-тактической подготовки, обеспечивать налет часов и сдачу летного состава на класс, ставить молодежь «на крыло».
     Помимо этого, сейчас на аэродроме авиабазы необходимо как можно быстрее вводить в эксплуатацию уже возведенные новые объекты, но, к сожалению, еще не запитанные коммуникациями: столовую, штаб, здание тренажерного комплекса, санчасть. Как часто бывает, виною отложенных сроков сдачи в эксплуатацию строений стало несвоевременное и недостаточное финансирование.
     В качестве приоритета в социальной сфере полковник Олег Маковецкий отметил увеличение фонда служебного жилья.
     - Так или иначе, передо мной стоит большой круг задач, результатом выполнения которых должно стать создание единого механизма с отлаженной работой во всех сферах деятельности соединения, - подчеркнул полковник Маковецкий.
     Старший инспектор-летчик начальник воздушно-огневой и тактической подготовки отделения боевой подготовки авиабазы майор Авак Аванесов рассказал, что в июле летный состав авиабазы выполнил целевые полеты на пуски управляемых ракет. Они проводились как днем, так и ночью на полигоне под Приморско-Ахтарском. Основное внимание было уделено молодому летному составу. К слову, ночные полеты на боевое применение вооружения штурмовиков Су-25СМ не проводились уже достаточно давно Забегая вперед, отмечу, что экипажи армейской и штурмовой авиации получили общую оценку «хорошо».
     Сами пуски управляемых ракет - кропотливое дело. Все оттачивается тренировками.
     Принял участие в целевых полетах и лейтенант Денис Мирошниченко.
     Вообще Денис, как и другие молодые офицеры, лейтенанты Сергей Гречко и Александр Скроб, план реализации программы подготовки выполняет успешно. Отработаны и сданы зачеты по полетам парой на малой дистанции, так сказать, в плотном боевом порядке.
     - В паре за ведущим мы старались летать на минимальных дистанциях, разрешенных для этого вида упражнения, - отметил лейтенант Мирошниченко.
     Сейчас Денис по должности старший летчик, сдал на 3-й класс, прошел переучивание в Липецком авиацентре на самолет Су-25СМ. Кроме того, заместитель командира базы по воспитательной работе полковник Олег Лебедев, который, кстати, руководил целевыми полетами штурмовой авиации в «Ахтарях», ходатайствовал о назначении лейтенанта Мирошниченко внештатным заместителем командира эскадрильи по воспитательной работе. Командир рекомендацию Лебедева одобрил.
     За неделю до профессионального праздника молодые летчики отрабатывали полеты с большими углами. Для них это - новый вид пилотирования. При этом предусматривается пикирование под углом 40-60 градусов для атаки наземного противника. По словам начальника отделения боевой подготовки авиабазы подполковника Владимира Татарченко (на фото), как правило, выполняется по два полета: с инструктором и самостоятельно. Затем дается еще пять вылетов для полной отработки упражнения.
     Говоря о летной подготовке, майор Аванесов заметил, что в среднем за 5-6 лет молодые летчики без класса доходят до 1-го класса. Нелетающих летчиков сейчас на авиабазе нет. Средний налет в год составляет 70-80 часов, а у инструкторов - более 100 часов. После объединения с полком из Приморско-Ахтарска на авиабазе только летчиков штурмовой авиации на Су-25 увеличилось более чем на 10 от прежнего количества. И после слияния двух штурмовых авиаполков в базу, по словам майора Аванесова, все летчики восстановлены на полеты.
     Начальник ТЭЧ авиационного звена капитан Владимир Енгибарян организует регламентные работы на технике. По его словам, в случае необходимости устранения неисправности все работы документируются. Проблем с комплектующими нет. Отказы становятся реже, хотя техникам по-прежнему дел хватает.
     Примечательно, что во всех помещениях авиабазы, в которых мне удалось побывать, установлены сплит-системы. Так что во время 40-градусной жары на улице авиаторам есть где отдохнуть в перерывах между работой на аэродроме.
     
Парадная «пятерка»

     Участник воздушного парада над Красной площадью этого года капитан Алексей Мижарев с удовольствием вспоминает те минуты, проведенные в праздничном небе. Алексей - командир авиационного звена.
     - Задача главкомом была поставлена за год до парада, - рассказывает Алексей. - Штурмовики должны были составить в небе цифру «пять» рядом с истребителями МиГ-29.
     Эта задача выпала целиком на летчиков из Буденновска. При том, что она не свойственна боевому полку. С группами высшего пилотажа, конечно, обычных летчиков-штурмовиков сравнивать некорректно. Это и объяснимо, так как для них главное все-таки - боевое применение. Вот и у Мижарева за плечами - участие в операции по принуждению Грузии к миру. Ему неоднократно приходилось вылетать на боевую задачу. А вот лететь в парадном строю...
     Выполняли эту государственную задачу исключительно высокоподготовленные летчики, не ниже 1-го класса. Всего задействовано было 13 Су-25СМ и две «спарки» Су-25УБ (в параде участвовало 11).
     Разумеется, все летчики и инженерно-технический состав, задействованные в параде, подошли к подготовке максимально ответственно. Вначале летчики отрабатывали в районе аэродрома полет не цифрой «пять» отдельно от «шестерки», а просто ее элементы, составные части.
     - Более того, мы сами и не знали до конца прошлого года, кто будет выстраивать первую цифру двузначного числа, - поделился капитан Мижарев.
     Осенняя погода не очень благоволила парадному расчету буденновских авиаторов, поэтому они вынуждены были перелететь на аэродром в Приморско-Ахтарск, а затем в марте оттачивали совместный полет с МиГами цифрой «65» на аэродроме Приволжский Астраханской области.
     - Там был проложен идентичный маршрут полета, как и в Москве. А в начале апреля всей авиационной группой мы перебазировались в Чкаловский. Общая постановка задачи проводилась в Кубинке, собирал нас заместитель главкома по авиации генерал-лейтенант Игорь Садофьев. Теперь под нашими крыльями находилась парадная площадка в Алабино, где мы, тренируясь, до дырок затерли небо, - вспоминает Алексей Мижарев. - Замечу, что в процессе подготовки мы не забывали выполнять и обычные полеты, не в пилотажной группе.
     На репетиции 5 мая над Москвой была сильная облачность, поэтому боевой порядок юбилейной символики - число 65 проходил над столицей в пределах 80-100 метров от земли. Это очень низко. По крайней мере ниже многих высотных зданий Москвы.
     После пролета над Красной площадью, «шестерка» и «пятерка» разъединились. Далее проходил постепенный роспуск до звеньев штурмовиков и истребителей в определенных точках маршрута.
     
В строю –
     «Ночные охотники»

     Авиабаза в Буденновске - первое и пока единственное соединение в ВВС, вооруженное современными боевыми вертолетами Ми-28Н «Ночной охотник». Заместитель командира вертолетной эскадрильи на Ми-28Н и Ми-24 подполковник Андрей Глянцев доволен ходом переучивания летчиков подразделения на новый тип техники. По его словам, таковых уже 13 экипажей. Летный и инженерно-технический состав полностью прошел переучивание в Центре боевого применения и переучивания летного состава (армейской авиации) для полетов днем. В сентябре будет организовано обучение для ночных полетов в специальных очках, которые вот-вот должны поступить в эскадрилью, рассказал подполковник Глянцев.
     Кроме того, уже в прошлом году на базу начали приходить первые выпускники Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов, подготовленные на вертолет Ми-28Н.
     Особенность вертолета в том, что у него отсутствует двойное управление в отличие, например, от Ми-24 и Ми-8. У «Охотника» штурман выполняет задачи боевого применения и навигации, прокладывая маршрут полета. Для сравнения, в экипажах вертолетов Ми-8 и Ми-24 имеются соответственно летчик-штурман и летчик-оператор, а в Ми-28Н - штурман-оператор.
     В повседневной летной работе новый вертолет все-таки требует определенной доводки, что называется, «до ума». Хотя в принципе, по мнению замкомэска, летчикам нравится пилотировать Ми-28Н.
     - Сейчас на авиабазу пришло уже три серии вертолетов, получаем технику все новее и новее. У Ми-28Н хорошие пилотажные возможности, добротный навигационный комплекс, мощное вооружение, - подчеркнул подполковник Андрей Глянцев.
     Свои боевые возможности винтокрылые машины нового поколения и видавшие виды Ми-24 продемонстрировали в конце июня - начале июля на пусках ракет в Приморско-Ахтарске. Все экипажи отработали с высоким качеством в сложной тактической обстановке, максимально приближенной к боевой. Эскадрилья получила хорошие практические навыки в принятии решений в острых моментах. Причем такое внушительное количество «Ночных охотников» приняло участие в летно-тактических учениях с пусками управляемых ракет впервые.
     Подполковник Андрей Глянцев имеет большой опыт участия в военных конфликтах и локальных войнах. В ходе последних событий по принуждению Грузии к миру замкомэска удостоен ордена Мужества за спасение экипажа Су-25. Именно его экипаж Ми-24 прикрывал транспортный Ми-8, когда оба вертолета по стечению удачных обстоятельств молниеносно пришли на помощь на грузинской территории полковнику Сергею Кобылашу, самолет которого был сбит противником. К счастью, все летчики вернулись домой невредимыми.
     
Заместитель по летной подготовке

     Заместитель командира авиационной базы по летной подготовке полковник Ряфагать Хабибуллин - летчик, в армейской авиации которого знают если не все, то многие. Начиная с октября 1992 года он постоянно принимает участие в вооруженных конфликтах.
     Высококлассный летчик-инструктор полковник Хабибуллин лично подготовил 28 летчиков к ведению боевых действий в горной местности с посадками на высокогорные площадки до 3.000 метров. Имеет налет более 3.300 часов, из них на выполнение боевых задач - более 2.800 часов. Выполнил более 2.000 боевых вылетов.
     С 3 по 6 марта 2010 года полковник Ряфагать Хабибуллин организовал и провел совместные летно-тактические учения с привлечением отдельной бригады (экспериментальной) на вертолетах Ми-8МТВ-5-1, Ми-8АМТШ, где успешно осуществилась высадка и эвакуация разведывательных групп при ограниченной полетной видимости с аэродрома Моздок на площадки в горной местности.
     Мужество, выдержка и профессиональное мастерство этого летчика неоднократно подтверждались умением нанести врагу неожиданный и эффективный удар, выполнить поставленную боевую задачу в самых экстремальных условиях. Многие из боевых вылетов были сопряжены с риском для жизни, требовали от полковника Хабибуллина хладнокровия и самоотверженности. Очень многим он дал шанс выжить, вернуться к семьям, и они благодарны ему за этот бесценный дар, имя которому - человеческая жизнь.
     ...В августе 1999 года майор Хабибуллин командовал группой вертолетов Ми-24. Ему была поставлена боевая задача по уничтожению боевиков юго-западнее населенного пункта Ботлих. В составе четырех вертолетов Ми-24 майор Хабибуллин ведущим группы вылетел на выполнение боевой задачи. При подходе в район нахождения боевиков был открыт плотный огонь из стрелкового оружия и произведено два выстрела из гранатомета. Опытный летчик умело отвел группу из-под огня.
     Определив местоположение огневых точек боевиков, маневрируя группой, огнем бортового оружия четырех вертолетов Ми-24 летчик нанес огневой удар по ним. Огневые точки были подавлены. В это время ведущий по радиосвязи получил задачу спасти из сложной ситуации одну из разведгрупп.
     При подходе в район боевого столкновения разведгруппы с боевиками по ведущему группы был открыт огонь из стрелкового оружия. Одновременно с земли поступила информация авиационного наводчика, что наблюдается расчет переносного зенитного ракетного комплекса боевиков. Майор Хабибуллин вызвал огонь на себя, постоянно заходя на позиции боевиков и нанеся по ним огневые удары. Решительное руководство группой в условиях скоротечности развития ситуации обеспечило подавление огневых точек, тем самым сохранив жизнь военнослужащим разведгрупп.
     ...В августе 2008 года Хабибуллин принимал участие в грузино-южноосетинском вооруженном конфликте. 10 августа 2008 года он получил боевую задачу на ведение воздушной разведки и высадку разведывательной группы отряда специального назначения юго-западнее населенного пункта Гори.
     Ведущий основной группы на Ми-8 Хабибуллин под прикрытием двух вертолетов Ми-24 (ведущий группы прикрытия подполковник А. Глянцев) начал разведку противника вдоль автодороги, ведущей к Гори. При подходе в район высадки задача осложнилась тем, что господствующие высоты имели очень крутые склоны, были покрыты густым лесом и находились в непосредственной близости от противника. Подполковник Хабибуллин, с воздуха подобрав площадку, произвел посадку с уклоном, превышающим ограничение по данному типу вертолета. Посадка осуществлялась на левое колесо под огневым воздействием противника. Высадив группу штурмовым способом, Хабибуллин произвел взлет с площадки и огнем бортового оружия, подавляя огневые точки противника, обеспечил прикрытие разведывательной группы. Ведущий основной группы выдал целеуказание паре вертолетов Ми-24 и дал команду на подавление огневых точек противника.
     Благодаря хладнокровным и грамотным действиям, несмотря на огневое воздействие противника, разведывательная группа отряда специального назначения заняла господствующую высоту.
     По возращении на площадку Джава в вертолете Ряфагатя было обнаружено восемь пробоин. В тот день в общей сложности Хабибуллин выполнил пять боевых вылетов.
     Полковник Ряфагать Хабибуллин награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, двумя орденами Мужества, орденом «За военные заслуги».
     Благодаря усилиям бывшего командира авиационной базы Героя России полковника Сергея Кобылаша и его заместителя полковника Олега Лебедева на территории базы строится храм, уже возведены стены.
     А в первомайские дни был открыт памятник «Воинам-авиаторам, павшим на полях сражений». На постаменте установлен штурмовик времен Великой Отечественной Ил-10, привезенный из ейского полка. Путь исторического «артефакта» таков: Германия - Лида - Краснодар - Ейск.
     Теперь Ил-10, словно ангел-хранитель, стоит на авиабазе Буденновск, и 12 августа, без сомнения, к подножию памятника авиаторами будут возложены праздничные цветы. С Днем Военно-воздушных сил!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex